Роль решений в системе менеджмента

Деятельность любого руководителя связана с выполнением управленческих функций, которые реализуются в форме распоряжений, инструкций, приказов, заседаний, утверждения плана стратегии развития предприятия и др. В конечном итоге эта деятельность связана с поиском, выработкой и принятием решений.

Процесс принятия решений отражает реальные проблемы, отношения и связи, сложившиеся в организации, а непрерывная последовательность выработки решений характеризует постоянный процесс управления. Более того, изучение только процесса поиска, выработки и реализации решений дает возможность оценить содержательную сторону управления, так как сущность управления раскрывается в умении принятия решений. Поэтому решения играют важную роль в системе управления.

Рассмотрим место решений в системе менеджмента. Система управления (СУ) подразделяется на две подсистемы: управляющая и управляемая (рис. 1).

Управляющая подсистема представляет собой субъект (в лице одного человека или группы людей), который разрабатывает и принимает решения в области финансов, кадров, информации, материалов, оборудования и др.

Управляемая подсистема представляет собой объект (в лице одного человека или группы людей), который реализует принятые решения.

Управляющая подсистема воздействует на управляемую подсистему путем выработки, принятия и реализации решения. Субъект управляющей подсистемы регистрирует состояние объекта управления, наблюдает за внутренней и внешней средой. В случае отклонения или изменения ситуации в СУ, а также во внешней среде из управляемой подсистемы поступает сигнал в управляющую подсистему о необходимости принятия решения. Причиной этого может быть появление новых конкурентов на рынке, невыполнение плана или намеченных задач, появление юридических законов, которые будут ограничивать деятельность предприятия.

Роль решений в системе менеджмента - student2.ru

Например, консалтинговая компания не предоставила проект заказчику к определенному сроку. Ранее фирма всегда выполняла заказы вовремя и, следовательно, находилась в системе равновесия. Не выполнив заказ в срок, СУ отклонилась и вышла из равновесия. Реакция субъекта управления (менеджера консалтинговой компании) на полученную информацию о наличии проблемной ситуации вынуждает его привести систему в равновесие. Управляющая подсистема будет заниматься выявлением причины невыполнения плана, вырабатывать решения с учетом возможностей предприятия и состояния внешней и внутренней среды.

Результатом преобразования сложившейся ситуации является принятие решения субъектом управляющей подсистемы, которое будет передано в виде информационного потока объекту управляемой подсистемы.

Процесс управления состоит из бесконечной цепочки выработки и реализации решений. Поэтому принятие решений является основой любой управленческой деятельности.

1.2 Сущность и виды управленческих решений

Принятие решений является основой управления, так как именно они в наибольшей степени определяют содержание этой деятельности и ее результаты.

Термин «принятие решений» означает единовременный акт окончательного выбора, одного из возможных альтернативных вариантов решения. Он является завершением сложного многоступенчатого процесса. Сначала устанавливается необходимость воздействия на объект управления, а затем вырабатываются и оцениваются различные способы действий.

Понятие «решение» по-разному интерпретируется в разных областях знаний [8]. С позиции общей теории принятия решений, «принятие решений» - это выбор из множества наиболее предпочтительной альтернативы. Альтернативой называют один вариант действий, исключающий возможность реализации другого варианта.

В экономической литературе понятие решение рассматривается как акт выбора и результат выбора. Решение как процесс предполагает временной интервал, в течение которого оно разрабатывается, принимается и реализуется.

Целью решения принято называть конкретный результат, который предполагается получить после реализации этого решения в определенных условиях и в зафиксированный период времени.

Виды решений:

В процессе управления менеджер принимает большое число самых разнообразных решений, обладающих различными характеристиками. Управленческие решения классифицируются по следующим признакам.

● По масштабу. Решения могут приниматься на различных уровнях: народнохозяйственные, охватывающие несколько или все отрасли народного хозяйства; корпоративные, охватывающие несколько предприятий; уровень предприятия; уровень подразделения; уровень отдела; уровень проекта и др.

● По содержанию. Принимаемые решения могут относиться к определенной деятельности предприятия:экономической, технической, социальной, организационной и др. Экономические решения связаны с повышением эффективности производства, совершенствования деятельности предприятия. Технические решения принимаются для совершенствования технологии производства. Социальные решения направлены на улучшение условий труда. Организационные решения направлены на улучшение организации труда.

● По времени действия. Решения могут приниматься на длительный срок (5 и более лет), по своей сути являясь стратегическими. Решения также могут быть среднесрочными - рассчитанными на год или квартал; краткосрочными, рассчитанными на месяц, неделю и сутки. К краткосрочным решениям также относятся текущие, оперативные решения, принимаемые для разрешения текущих, частных ситуаций. Количество оперативных решений, принимаемых в организации, как правило, значительно превышает число решений стратегических. По времени, затрачиваемому на выработку решений, самыми ресурсоёмкими являются стратегические решения.

● По форме. Решения могут быть документированными - в виде письма, схемы или чертежа и не документированными (устные). Большинство решений в аппарате управления оформляются документально, однако мелкие, несущественные решения, а также решения, принятые в чрезвычайных ситуациях, могут и не фиксироваться в виде документов.

● По степени структурированности. В зависимости от ситуации решения бывают структурированные и неструктурированные.

Структурированные решения являются результатом реализации определенной последовательности действий или шагов в прошлом. К таким ситуациям относятся закупка товаров, формирование ассортимента, подбор кадров и др. Структурированные решения называют программируемыми, они позволяют разрабатывать стандартные процедуры и программировать решения под ситуации, повторяющиеся с определенной регулярностью. По данным зарубежной практики, около 90% решений принимаются по типичным ситуациям.

Неструктурированные решения принимаются в ситуациях, отличающихся новизной, существенной неполнотой информации, многообразием и сложностью влияния различных факторов. В таких ситуациях разрабатываются соответствующие специфические процедуры. К неструктурированным решениям относятся решения, связанные с разработкой стратегии развития организации, исследованием рынка и др.

● По степени уникальности. Решения различают рутинные, оптимальные, рациональные, новаторские.

В начале процесса определения проблемы и поиска путей ее решения необходимо провести анализ наличия всех возможных информационных данных, т.к. характер, перио­дичность и качество имеющейся информации способны определить курс дальнейших действий принятия решения.

Информация бывает в виде:

● количественных данных, например, статистическая информация; отчетная информация; экспертные оценки и т.п.;

● формализованных данных, которые имеют предметное описание объекта. Примером формализованных данных являются документы - акты, официальные письма, справки и др.;

● интуитивных данных, которые основываются на производственном опыте, интуиции, здравом смысле, чувствах;

● неформальных данных. На любом предприятии существует канал неформальной информации, пополняемый слухами, неуместной информацией, случайными данными.

Необходимо отметить, что любое решение не может иметь чисто положительных результатов. В любом результате есть отрицательные моменты. Поэтому любое управленческое решение – это компромисс. В каждом случае руководитель должен сделать выбор между неизбежными отрицательными моментами.

К параметрам качества управленческого решения относятся:

ü показатель энтропии, т.е. количественной неопределенности проблемы. Если проблема формулируется только качественно, без количественных показателей, то показатель энтропии приближается к нулю. Если все показатели проблемы выражены количественно, показатель энтропии приближается к единице;

ü степень риска вложения инвестиций;

ü вероятность реализации решения по показателям качества, затрат и сроков;

ü степень адекватности (или степень точности прогноза, коэффициент аппроксимации) теоретической модели фактическим данным, на основании которых она была разработана.

После предварительной регламентации параметров качества управленческого решения и его эффективности (устанавливается предел, минимально допустимая эффективность, ради которой стоит приниматься за решение проблемы) анализируются факторы внешней среды, оказывающие влияние на качество и эффективность решения. Затем анализируются параметры «входа» системы и принимаются меры по их улучшению и повышению качества входящей информации.

К основным условиям обеспечения высокого качества и эффективности управленческого решения относятся:

ü применение к разработке управленческого решения научных подходов менеджмента;

ü изучение влияния экономических законов на эффективность управленческого решения;

ü обеспечение лица, принимающего решение, качественной информацией, харак­теризующей параметры «выхода», «входа», «внешней среды» и «процесса» системы разработки решения;

ü применение методов функционально-стоимостного анализа, прогнозирования, моделирования и экономического обоснования каждого реше­ния;

ü структуризация проблемы и построение дерева целей;

ü обеспечение сопоставимости (сравнимости) вариантов решений;

ü обеспечение многовариантности решений;

ü правовая обоснованность принимаемого решения;

ü автоматизация процесса сбора и обработки информации, процесса разработки и реализации решений;

ü разработка и функционирование системы ответственности и мотивации качественного и эффективного решения;

ü наличие механизма реализации решения.

Выводы

Управленческие решения являются связующим звеном между управляющей и управляемой подсистемами.

Управленческое решение - это выбор определенного курса действий из возможных вариантов.

Управленческие решения классифицируются по следующим признакам: уровень масштаба, сфера действия, время действия, форма, степень структурированности и уникальности.

Контрольные вопросы по теме:

Как определяется термин «принятие решений»?

Что является целью решения управленческой проблемы?

По каким признакам классифицируются управленческие решения?

Какие виды информации используют при подготовке управленческого решения?

По каким параметрам определяется качество управленческого решения?

Каковы основные условия обеспечения высокого качества принятых решений?

Наши рекомендации