Жизненный цикл программных средств

Глава 7

ПРОГРАММНЫЕ СРЕДСТВА

Общая характеристика программных средств

Для компьютерных информационных технологий в качестве средств управления техническим комплексом (компьютерных сис­тем) выступают программные средства (программное обеспечение).

Вопросы разработки и использования программного обеспече­ния вообще достаточно хорошо проработаны и широко освещены в научной и учебно-практической литературе. Но необходимы не­которые уточнения.

Так, общее определение содержания понятия «программное обеспечение» включает в себя совокупность программ системы об­работки данных и программных документов, необходимых для экс­плуатации этих программ[1]. Данная трактовка в общем случае мо­жет быть использована, особенно если речь идет о проблемах соб­ственно разработки и эксплуатации программных комплексов как таковых. Но с точки зрения пользователей в рамках соответствую­щих технологий следует выделить из состава их программного обеспечения эксплуатационные документы, поскольку в соответ­ствии со структурой средств и методов информационных техноло­гий они относятся к организационно-методическому обеспечению.

Кроме того, в учебной и справочной литературе по-разному описывается структура программного обеспечения. Используются в различных сочетаниях такие понятия, как «общее программное обеспечение», «системное программное обеспечение», «базовое программное обеспечение», «прикладное программное обеспече­ние», «специальное программное обеспечение». При этом содержа­ние этих понятий зачастую пересекается, что не дает возможности четко структурировать собственно программное обеспечение. В по­следующих разделах будет дана содержательная характеристика этих понятий, а сейчас необходимо сформулировать принимаемую здесь структуризацию программного обеспечения офисных техно­логий. Она основывается на четко выделенных и не пересекающих­ся по содержанию выполняемых соответствующими программами функциях, при этом в совокупности обеспечивается необходимая полнота всего состава программного обеспечения.

В составе программного обеспечения выделяются (рис. 7.1):

— системное программное обеспечение;

— инструментальное обеспечение разработки программ;

— прикладное программное обеспечение.

Программное обеспечение информационных технологий
Системное программное обеспечение Инструментальное обеспечение разработки программ Прикладное программное обеспечение

Рис. 7.1. Структура программного обеспечения

информационных технологий

Системное программное обеспечение представляет собой сово­купность связанных между собой программ, которые обеспечива­ют функционирование средств вычислительной техники как тако­вых, без выполнения операций по реализации программ и заданий пользователей.

Инструментальное обеспечение разработки программ включа­ет в себя различные системы программирования, с помощью кото­рых могут разрабатываться и адаптироваться к конкретным усло­виям применения те или иные функциональные программы для решения конкретных задач.

Прикладное программное обеспечение представляет собой со­вокупность программных комплексов, обеспечивающих решение конкретных задач пользователя.

В дальнейшем инструментальное обеспечение разработки про­грамм рассматриваться не будет, поскольку вопросы создания программных продуктов образуют специфическую область, не вхо­дящую в сферу деятельности секретарского обслуживания, и само осуществление программистских работ, как правило, производит­ся не в офисах, а в специализированных фирмах и организациях, а также в индивидуальном порядке.

Жизненный цикл программных средств

Программное обеспечение информационных технологий пред­ставляет в целом сложную систему с относительно самостоятель­ными принципами и закономерностями функционирования в рам­ках концепции жизненного цикла.

Под жизненным циклом системы программных средств обычно понимают повторяющийся и структурно единообразный интервал в течение всего времени ее существования, начинающийся с мо­мента выработки первоначальной концепции системы и заканчи­вающийся тогда, когда система морально устаревает.

Жизненный цикл традиционно представляется в виде некоторого числа последовательных этапов (или стадий, фаз). В настоящее вре­мя не выработано общепринятого разбиения жизненного цикла про­граммной системы на этапы. Иногда этап выделяется как отдельный пункт, иногда — входит в качестве составной части в более крупный этап. Могут варьироваться действия, производимые на том или ином этапе. Нет единообразия и в названиях этих этапов.

С точки зрения организации информационных технологий жиз­ненный цикл программных средств представляется следующим образом:

— определение потребности в определенном виде программных средств для реализации конкретной функции офисной технологии;

— выбор конкретного программного продукта для реализации конкретной офисной технологии;

— приобретение промышленного программного продукта, его модернизация или разработка уникального программного про­дукта;

— установка программного продукта на имеющуюся вычисли­тельную систему офиса;

— эксплуатация программного продукта;

— оценка эффективности применения программного продукта;

— модернизация программного продукта;

— демонтаж программного продукта.

Варианты реализации указанных стадий жизненного цикла программных средств информационных технологий представлены на рис. 7.2.

Определение потребности в определенном виде программных средств должно производиться на основе анализа выполнения со­ответствующего набора работ в организации, для которых уже принято принципиальное решение о применении компьютерных технологий.

  1. Жизненный цикл программных средств - student2.ru Определение потребности в определенном виде программных средств
2. Жизненный цикл программных средств - student2.ru Жизненный цикл программных средств - student2.ru Жизненный цикл программных средств - student2.ru Жизненный цикл программных средств - student2.ru Жизненный цикл программных средств - student2.ru Выбор конкретного программного продукта
3. Жизненный цикл программных средств - student2.ru Жизненный цикл программных средств - student2.ru Жизненный цикл программных средств - student2.ru Приобретение промышленного программного продукта
4. Жизненный цикл программных средств - student2.ru Жизненный цикл программных средств - student2.ru Жизненный цикл программных средств - student2.ru Модернизация промышленного программного продукта
5. Жизненный цикл программных средств - student2.ru Жизненный цикл программных средств - student2.ru Разработка уникального программного продукта
6. Жизненный цикл программных средств - student2.ru Жизненный цикл программных средств - student2.ru Жизненный цикл программных средств - student2.ru Жизненный цикл программных средств - student2.ru Жизненный цикл программных средств - student2.ru Установка программного продукта
7. Жизненный цикл программных средств - student2.ru Жизненный цикл программных средств - student2.ru Жизненный цикл программных средств - student2.ru Эксплуатация программного продукта
8. Жизненный цикл программных средств - student2.ru Жизненный цикл программных средств - student2.ru Жизненный цикл программных средств - student2.ru Жизненный цикл программных средств - student2.ru Оценка эффективности применения программного продукта
9. Жизненный цикл программных средств - student2.ru Жизненный цикл программных средств - student2.ru Модернизация программного продукта
10. Жизненный цикл программных средств - student2.ru Жизненный цикл программных средств - student2.ru Демонтаж программного продукта

Рис. 7.2. Структура жизненного цикла программных средств информационных технологий

Выбор конкретного программного продукта должен осуществ­ляться на основе совместного рассмотрения следующих факторов:

— наличие промышленных программных продуктов, реали­зующих функции конкретной информационной технологии;

— наличие программно-технических организаций, ведущих про­фессиональную разработку программных средств, реализующих функции конкретной информационной технологии;

— наличие в составе организации подразделений, обеспечива­ющих разработку и сопровождение программных средств инфор­мационных технологий;

— степень соответствия возможностей и эксплуатационных ха­рактеристик конкретных программных продуктов выявленным потребностям в рамках реализации конкретной информационной технологии;

— совместимость выбираемых программных средств с исполь­зуемой операционной средой и другими установленными приклад­ными программами;

— степень соответствия возможностей и эксплуатационных ха­рактеристик программных средств достигнутому уровню научно- технических разработок в соответствующей области;

— требуемый уровень квалификации персонала по использова­нию и сопровождению выбираемых программных средств;

— уровень технической поддержки программных средств со сто­роны разработчиков;

— затраты на приобретение или разработку программных средств;

— затраты на установку и сопровождение программных средств;

— затраты на возможный прием на работу квалифицированно­го персонала;

— затраты на возможное обучение или переподготовку персо­нала.

Приобретение промышленного программного продукта, пол­ностью готового к использованию, — наиболее распространенный вариант для большинства организаций малого и среднего бизнеса. Речь идет о программных средствах так называемого «коробочно­го» исполнения, когда в одном комплекте (коробке) реализуются собственно программные средства на носителях (обычно оптиче­ские диски), а также техническая и эксплуатационная документа­ция с официальной лицензией на использование. Такая лицензия оговаривает права и обязанности потребителя и разработчика про­граммного продукта и является официальным документом, на ос­новании которого в рамках законодательства регулируются после­дующие их отношения.

Приобретение промышленного программного продукта с пос­ледующей модернизацией характерно для предприятий среднего бизнеса, имеющих определенные уникальные свойства, требую­щие при использовании типовых технологий определенной дора­ботки соответствующего программного обеспечения. Такие про­мышленные продукты реализуются обычно самими разработчика­ми на основе соответствующих договорных документов, в которых, помимо обычных отношений по поводу купли-продажи сложных изделий, оформляются права и обязанности участников договора по поводу доработки (модернизации, настройки, наладки) программ­ных средств. Такие договоры, как правило, предусматривают уста­новку и последующее сопровождение программных средств.

Разработка уникального программного продукта осуществля­ется в тех случаях, когда невозможно приобрести соответствую­щие промышленные программы либо из-за их принципиального отсутствия, либо из-за недоступности (слишком дорогие или за­прещены к реализации по каким-либо причинам). Подобная ситуация характерна для крупных предприятий с уникальными свойствами. Разработка оригинального программного обеспечения ведется либо специализированными программно-техническими предприятия­ми, либо соответствующими подразделениями самого предприя­тия. Это обычно осуществляется в рамках довольно крупных про­ектов, и сама разработка регламентируется соответствующими стандартами.

Установка программного продукта по своему содержанию за­висит от того, какого типа продукт приобретен для организации (в «коробочном» исполнении, адаптированный промышленный продукт или уникальный, разработанный продукт), поскольку са­мо приобретение включает в себя установку.

Эксплуатация программного продукта должна осуществляться п соответствии с технической и эксплуатационной документацией, являющейся обязательным его компонентом.

Оценка эффективности применения программного продукта имеет своей целью дать основу для своевременного принятия ре­шения о необходимой модернизации или замене используемого программного продукта. Данная оценка должна быть результатом либо периодически выполняемого контроля эффективности соответствующей информационной технологии на основе соответствующего нормативного документа (положения, регламента, инст­рукции), либо специально организованной акции, основанием для которой является выраженное тем или иным способом (высказы­ванием специалиста на совещании, подачей докладной записки, указанием руководства) осознание возможной неэффективности используемых методов и средств.

Источниками возникновения потребности в оценке эффективности используемых программных средств могут быть следующие ситуации:

— разработка новых версий используемых программных про­дуктов с дополнительными возможностями и их поставкой на льготных условиях для зарегистрированных пользователей, имею­щих соответствующие лицензии;

— появление принципиально новых программных продуктов, реализующих необходимые функции на более высоком качественном уровне;

— перевод информационной технологии в новую операционную среду;

— перевод информационной технологии на новую техническую базу;

— изменение количественных и качественных характеристик деятельности в результате соответствующих изменений объема и содержания управленческих действий в рамках конкретной систе­мы управления;

— изменение организации в целом в соответствии с наступле­нием очередного витка «жизненного цикла» (модернизация или реализация принципиально нового проекта);

— изменения внешней среды функционирования организации (изменения законодательства, государственных и ведомственных стандартов, политической и экономической обстановки и т. п.).

Оценка эффективности используемых программных средств должна лежать в основе рекомендаций по дальнейшим действиям в рамках реализации «жизненного цикла» программных средств, предусматривающих либо продолжение их эксплуатации без изменений, либо их модернизацию, либо их замену.

Модернизация программного продукта осуществляется раз­личными способами в зависимости от того, как он приобретался на начальных стадиях «жизненного цикла».

Если это был вариант приобретения полностью готового про­граммного продукта (в «коробочном» исполнении), то по имеющей­ся лицензии со скидкой покупается и устанавливается его новая версия либо комплект программного обеспечения, обеспечивающе­го соответствующую модернизацию (upgrade) силами самих поль­зователей по приложенной к документации инструкции.

При настраиваемом программном продукте его модернизация (как за счет новой версии, так и за счет процедуры upgrade) осу­ществляется представителями организации-разработчика, выпол­нившими в свое время первоначальную установку и настройку.

Модернизация уникального программного обеспечения осу­ществляется разработчиками в рамках договорных отношений, предусматривающих ее выполнение при техническом сопровож­дении или выполнении соответствующего целевого заказа.

При замене программного продукта на новый, а также при пол­номасштабной установке его новой версии (в рамках модерниза­ции) требуется демонтаж ставших ненужными компонентов про­граммного обеспечения. В зависимости от их количества, состава, сложности, интегрированности в используемые информационные технологии возможны различные варианты реализации данного этапа «жизненного цикла» программного продукта:

— автоматическая деинсталляция средствами самого программ­ного продукта, предусмотренная его функциональными возможно­стями, сопровождаемая необходимыми интерактивными инструк­циями и предупреждающими сообщениями;

— автоматическая деинсталляция средствами операционной среды, сопровождаемая необходимыми интерактивными инструк­циями и предупреждающими сообщениями;

— принудительное удаление всех компонентов программного продукта самим пользователем в соответствии с предусмотренной для этого инструкцией;

— демонтаж программного продукта представителями органи­зации-разработчика в соответствии с договором на техническое со­провождение или выполнение целевого задания.

Если в первых двух случаях (автоматические режимы) удале­ние всех ненужных компонентов осуществляется на основании со­ответствующих описаний взаимосвязей программных и информа­ционных модулей, имеющихся в системных регистрах (списках) операционной среды, и не вызывает каких-либо негативных по­следствий для функционирования всей системы программного обеспечения офисных технологий, то при демонтаже, выполняе­мом в «ручном» режиме, следует четко придерживаться необходи­мых инструкций или установленного порядка администрирования вычислительного комплекса.

Наши рекомендации