Технологии исследования финансово-хозяйственной деятельности

Основой организации финансов предприятий является наличие финансовых ресурсов в размерах, достаточных для осуществления производственной и коммерческой деятельности. Финансовые отношения предприятий строятся на ряде общих и специфических принципов. К ним, в первую очередь, следует отнести принцип плановости, коммерческого расчета, принцип обеспечения финансовых резервов, принципы разграничения средств основной и инвестиционной деятельности, источников формирования оборонных средств на собственные и заемные, принцип их сохранности. Важной стороной деятельности финансов предприятии является формирование, управление и использование средств целевых денежных фондов, что и является содержанием еще одного принципа организации финансов предприятий. Данные подходы подробно рассмотрены в литературе [190].

В соответствии с базовыми принципами коммерческой и производственной сферы создаются пакеты прикладных программ для автоматизации различных аспектов финансово-хозяйственной деятельности предприятия. Рассмотрим некоторые из них.

Программный продукт «Альт-Инвест-Прим» версии 3.0 фирмы «Альт» предназначен для проведения экспресс-оценки коммерческой привлекательности инвестиционных проектов, не требующих дополнительной проработки исходной информации. Программа позволяет произвести отбор проекта из большого потока коммерческих предложений, оценить потенциальную коммерческую привлекательность проекта, выбрать направления его дальнейшей проработки [140].

Полученный инвестиционный проект может быть подвергнут анализу на чувствительность к изменению исходных параметров расчета. Для этих целей пользователю cледует вызвать лист «SENSITIVITY», организованный аналогично листу «MAIN» и содержащий одну таблицу. Столбцы таблицы «А» и «В» содержат наименования показателей на русском и английском языках. В столбец «С» заносятся значения исходных параметров, принимаемые за 100 %. Исходными считаются величины, рассчитанные для проекта на основном листе «MAIN». Если же на листе «MAIN» в данные вносились изменения, то для адекватного анализа чувствительности следует предварительно нажать функциональную кнопку «Пересчет» листа «SENSITIVITY».

По мнению разработчиков программы, наиболее подвержены риску непредвиденных колебаний следующие показатели:

• объем производства продукции (в натуральном выражении);

• выручка от реализации продукции (в денежном выражении);

• операционные затраты;

• инвестиционные затраты;

• ставка сравнения.

Для анализа чувствительности задается отклонение параметра от исходного значения в большую или меньшую сторону в процентах. Между максимальным и минимальным значениями параметра установлено семь аналитических точек. Изменяя разницу между соседними точками или, так называемый, шаг изменения уровней, можно варьировать диапазон анализа.

Отметим, что программа «Альт-Инвест-Прим» в силу своего назначения построена на нескольких упрощенных алгоритмах расчета. Для проведения всесторонней оценки коммерческой привлекательности инвестиционных проектов предназначен другой программный продукт фирмы «Альт» – «Альт-Инвест».

Программа «Альт-Инвест» позволяет оценить финансовую состоятельность и потенциальную эффективность проекта независимо от его масштабов и отраслевой принадлежности, определить допустимые границы изменения исходных параметров при достижении приемлемой величины итоговых показателей расчета.

Программа «Альт-План» версии 0.4, как и остальные программные продукты фирмы «Альт», разработана в формате электронных таблиц Excel и представляет собой универсальную систему для оперативного и среднесрочного финансового планирования и управления финансовыми ресурсами. Программа является эффективным средством для выработки оптимального финансового плана и позволяет оценить потребности в сырье и материалах для производственного процесса, рассчитать текущие и планируемые затраты, определить рациональную структуру и объем производства различных видов продукции, выработать принципы построения взаимоотношенийс покупателями и поставщиками, исследовать влияние различных составляющих на финансовые показатели. Принцип взаимосвязанного планирования, реализованный в программе «Альт-План», позволяет управлять такими сферами деятельности предприятия, как формирование запасов, производство, сбыт, финансовая и инвестиционная политика.

Бухгалтерские пакеты

Работникам бухгалтерских служб предприятий всех видов собственности приходится иметь дело с огромным количеством первичных данных и широким набором форм бухгалтерской отчетности. Обработка этой информации вручную крайне затруднительна и требует больших затрат времени и финансовых ресурсов. Еще недавно с такими затратами приходилось мириться, но с появлением и развитием компьютерной техники и технологии программной обработки появилась возможность упорядочить процесс использования бухгалтерской информации, в десятки раз повысить его эффективность. Идея автоматизации бухгалтерского учета состоит в стремлении сократить до минимума рутинные операции на всех этапах бухгалтерской работы – от ведения журнала операции до составления отчетного бухгалтерского баланса. Все расчеты по определению оборотов и конечного остатка на счетах, ведению главной книги, составлению оборотной ведомости, журналов-ордеров и т.д. полностью автоматизированы, а роль бухгалтера состоит в ручном занесении начальных остатков по счетам из баланса на начало отчетного периода и составлении корреспонденции счетов (бухгалтерских проводок) в полуавтоматическом режиме (с использованием справочников схем типовых проводок).Безусловно, бухгалтер должен задать параметры расчета и бухгалтерского анализа, а также самостоятельно определить последовательность работы в зависимости от круга решаемых задач.

Повышенный спрос на программные продукты, предназначенные для решения задач автоматизации бухгалтерской деятельности, возник в России в начале 90-х годов, на первом этапе развития мелкого и среднего бизнеса, а также появления негосударственных финансовых учреждений (банки, биржи, фонды и т.д.). Наряду с развитием частного сектора экономики, интерес к бухгалтерским программам определялся и таким фактором, как постоянное изменение в условиях экономической реформы правил ведения учета и составления форм бухгалтерской и финансовой отчетности. Очевидно, что в сравнении с ручным вариантом бухгалтерии, автоматизированная система учета является более гибкой и ее можно быстро адаптировать к изменению внешних условий путем перенастройки программ. Сегодня в России практически ни одна фирма или коммерческий банк, а также большинство государственных структур не обходятся в своей деятельности без бухгалтерских пакетов.

Создатели отечественных бухгалтерских программ были поставлены в очень сложное положение: существующая в России система бухгалтерского учета в начале-середине 90-х годов резко отличалась от западноевропейской и не имела аналогов в мировой практике. Поэтому можно было опираться на опыт специалистов стран Запада только в вопросах выбора и применения инструментальных средств, а разработка алгоритмов и написание программ происходили по методу проб и ошибок. Тем не менее, к 1998 году в России существовало множество бухгалтерских программных продуктов различных фирм-производителей.

Одним из первых бухгалтерских пакетов, нашедших широкое применение, является программа «Финансы без проблем» фирмы Hackers Design. Начальная версия программы, вышедшая в 1991 году, работала в MS DOS и предусматривала автоматизированный учет хозяйственных операций с составлением важнейших форм отчетности, а также некоторые элементы анализа хозяйственной деятельности. Программа оказалась простой в освоении, удобной и пользовалась популярностью у бухгалтеров малых предприятий (МП), учет хозяйственной деятельности которых связан с применением ограниченного количества бухгалтерских счетов и стандартного набора типовых проводок. Далее были выпущены ее версии, предусматривающие более полный и комплексный учет. Тем не менее, первую версию «Финансы без проблем» следует отнести к классу простых бухгалтерских программ. Помимо указанной программы к данному классу можно отнести программу «Турбо-бухгалтер» фирмы «ДИЦ», «Бухгалтерия малого предприятия» фирмы «Инфософт», «1C: Бухгалтерия» версий 5.0, «Зарплата», «Зарплата-плюс 4.0» фирмы «1C», программы «Бухгалтер малого предприятия», «БЭМБИ», «БЭМБИ+», «БЭСТ», «Банк-клиент» фирмы «Интеллект-Сервис», «Инфо-бухгалтер» фирмы «Информатик» и др. Помимо операций, ведения главной книги и составления баланса, данные программы, как правило, имеют некоторые дополнительные средства для обеспечения учета заработной платы, материалов, МБП, основных средств, предусматривают возможность печати банковских документов.

Наглядным примером реализации идеи простой формы бухгалтерского учета является программный продукт «Бухгалтер малого предприятия» версии 1.3 фирмы «Интеллект-Сервис».

Для запуска программы с жесткого диска активизируется файл «smlhard.bat» и устанавливается текущая дата.

После нажатия клавиши [ENTER] осуществляется выход в основное меню программы, включающее шесть режимов: «Учет операций», «Отчеты», «Баланс», «Сервис», «Настройка», «Разное». Для перемещения по режимам основного меню используются клавиши «стрелка влево» и «стрелка вправо». Каждый режим имеет собственное меню, состоящее из пунктов подрежимов. В свою очередь, и подрежимы могут иметь собственное меню. Для вызова меню режимов и подрежимов используется клавиша [ENTER]. Обратный выход в основное меню осуществляется клавишей [ESC].

На предварительном этапе работы с программой следует установить расчетный период (режим «Настройка»), затем ввести суммы начальных остатков по счетам на начало расчетного периода (режим «Настройка» /подрежим «Формирование плана счетов» / пункт «Ввод начальных остатков»), ввести списочный состав работников предприятия и настроить параметры подоходного налога (Режим «Учет операций» / подрежим «Расчет заработной платы работников»).

Далее, пользователю необходимо занести хозяйственные операции в Книгу учета хозяйственных операций, которая является регистром синтетического и аналитического учета и служит основанием для определения наличия средств и их источников на конкретную дату и для составления бухгалтерской отчетности. Хозяйственные операции вносятся на основании первичных документов в подрежиме «Книга учета хозяйственных операций» (режим «Учет операций»). Каждая запись представляет собой проводку по двум счетам и имеет поля ввода даты операции, номера договора, номера и даты документа, кодов корреспондирующих счетов, суммы, краткого содержания операции. Для просмотра записей Книги применяют клавиши управления курсором. Отметим, что корректировка даты операции изменяет ее местоположение в таблице. При внесении операций, а также при работе в других режимах программы, можно воспользоваться помощью (клавиша [F1]), встроенным калькулятором (клавиша [F2]) и календарем (клавиша [F3]).

При работе в подрежиме «Расчет заработной платы работников» (режим «Учет операций») пользователь имеет возможность провести начисление заработной платы работникам за расчетный период, рассчитать сумму заработной платы за расчетный период, просмотреть и вывести на печать расчетную и платежную ведомости.

Программа содержит пять справочников:

1) «Рабочий план счетов предприятия», который включает перечень счетов и субсчетов синтетического учета, поддерживаемых на предприятии. В любом месте программы, где требуется ввести код счета, осуществляется проверка на соответствие плану счетов, утвержденному в нормативных документах.

2) «Справочник схем типовых проводок», который носит вспомогательный характер и служит для стандартизации ввода проводок и облегчения процесса ввода информациипо проводкам. При внесении записей в книгу учета хозяйственных операций справочник схем типовых проводок вызывается нажатием клавиши [F4].

3) Три справочника по расчету заработной платы («Классификатор видов начислений», «Классификатор видов удержаний» и «Таблица удержания подоходного налога», которая содержит ставки налогов и позволяет автоматически рассчитывать и взимать подоходный налог с годового дохода каждого работника при определении суммы заработной платы за расчетный месяц).

В целях формирования, просмотра и вывода на печать результатов расчетов применяют режим «Отчеты» с подрежимами, соответствующими определенным документам: «Оборотная ведомость по всем счетам», «Накопительная ведомость по одному счету», «Кассовая книга», «Главная книга». Важнейшийрежим «Баланс» предназначен для составления основных форм государственнойбухгалтерской отчетности в подрежимах «Баланс предприятия (форма № 1)», «Отчет о финансовых результатах (форма № 2), «Точность расчета».

Одной из наиболее популярных бухгалтерских программ является «1 С: Бухгалтерия – Проф. для Windows», которая предоставляет широкие возможности манипулирования бухгалтерскими данными. Для работы с программой пользователь должен учитывать минимальные требования к техническому обеспечению на уровне компьютера с процессором Intel 80386, имеющего 4 Мбайт ОЗУ, винчестер с 3 Мб свободного пространства [143].

Основными особенностями программы являются:

• Ведение синтетического и аналитического учета в соответствии со спецификой предприятия;

• Возможность ведения количественного и многовалютного учёта;

• Полная настраиваемость;

• Получение комплекса бухгалтерских документов;

• Возможность автоматической печати выходных (первичных) документов.

Программа «1C» позволяет формировать стандартные отчётные документы: «Оборотно-сальдовую ведомость», «Шахматку», «Анализ счёта», «Обороты счёта», «Журнал-ордер», «Ведомость по счёту», «Сводные проводки», «Анализ счёта по датам», «Карточку счёта», «Отчёт по журналу операций». Кроме того, программой предусмотрена возможность создания отчётов произвольной формы. Пользователь может по собственному усмотрению корректировать имеющиеся документы или создавать новые. В диалоговом окне «Список отчётов», которое вызывается командой «Отчётность» / «Произвольные отчёты», отражены имеющиеся отчёты и указаны имена файлов и их размещение. Необходимый отчёт выбирается мышью и нажимается кнопка «Сформировать» в нижней части диалогового окна. В случае, если проводится корректировка, следует убедиться, что в столбце «Исходный файл» заткано имя файла размещения соответствующей формы, нажать кнопку «Редактировать» или клавишу [F5], внести исправления в таблицу бухгалтерской формы. Действия по редактированию документа производятся с помощью панели инструментов, вызываемой нажатием клавиши [F2] (повторное нажатие [F2] удаляет панель с экрана). Среди кнопок панели: вставка нового объекта, вставка новой страницы, удаление текущей страницы, включение разметочной сетки и т.д. Для сохранения документа требуется выполнить команду «Действия» / «Сохранить» или нажать комбинацию клавиш [Ctrl] и S. Помещение документов в архив происходит при выполнении команды «Действия» / «Сохранить в архиве», которая открывает доступ к окну диалога «Сохранение отчёта в архиве». Пользователь указывает в окне наименование документа, имя файла размещения. Обращение к архиву возможно при выполнении команды «Сервис» / «Архив документов».

Важным этапом работы является вывод основных отчётных форм на печать. Предварительная настройка печати происходит в диалоговом окне «Настройка печати стандартных отчётов», которое вызывается командой «Сервис» / «Параметры печати отчёта». В окне можно задать верхний и нижний колонтитулы, режим сжатия документа по горизонтали, пропорционально и вручную, установить поля отступов от позиции листа. Печать документов обеспечивается в режиме просмотра нажатием кнопки «Печать» панели инструментов основного рабочего окна программы или нажатием клавиши [F8].

Правила работы в других простых бухгалтерских программах аналогичны рассмотренным.

Для предприятий с большим объемом хозяйственных операций требуются более серьезные возможности учета: складской учет, контроль за выполнением договоров, учет банковских операций, отслеживание взаимоотношений с дебиторами и кредиторами, учет валютных операций и т.д. Конечно, для этих целей можно использовать набор простых бухгалтерских программ, дополненных табличными процессорами. Однако, более целесообразно применить сложные бухгалтерские программы высокого класса, синтезирующие все основные виды и режимы учета. Некоторые из более сложных программ представлены только локальными версиями (автоматизация ведения учета на одном рабочем месте), другие разработаны в виде сетевых версий (автоматизация ведения согласованного учета в бухгалтерском подразделении на несколько рабочих мест). Итак, к данному классу бухгалтерских программ можно отнести: «Инфо-бухгалтер Проф.» фирмы «Информатик», «Компас-Комфорт» и «Компас-Гигант» фирм «Сенсор» и «Информационные технологии», «1C: Бухгалтерия» версий Проф. 2.0, Профессиональная сетевая 2.0, Профессиональная сетевая 6.0 для Windows фирмы «1C», «Парус» версий 4.01 и сетевая корпорации «Парус», «Суперменеджер» версии 6.0 и 6.0 (сетевая) для MS DOS, 5.0 для Windows компании «Ланке», комплекс «Монолит» фирмы «Монолит-Инфо» и др.

Программа «Инфо-бухгалтер» версия проф. (расширенный вариант) использует оболочку Windows, имеет встроенный текстовый редактор и обеспечивает возможность графического представления результатов. Программа предусматривает: выполнение проводок по счетам при заполнении первичных документов и при вводе хозяйственных операции; автоматическое составление главной книги, оборотных ведомостей, шахматки, журналов-ордеров и ведомостей к ним по любому счету за любой период и с любой детализацией; расчет баланса с приложениями, составление отчета о финансовых результатах и других отчетных форм; автоматический расчет прибыли и налогов; расчет заработной платы с автоматическим расчетом налогов, печатью расчетных листов и ведомостей; параллельное ведение суммового и количественно-суммового учета с формированием оборотных ведомостей и карточек счетов; аналитический и синтетический учет движения денежных средств и материальных ценностей по всем счетам; выбор и фильтрацию хозяйственных операций по различным признакам; начисление амортизации основных средств; учет основных средств, материалов и товаров с количественным учетом каждой номенклатурной единицы; учет валютных ценностей; подготовку и печать всех платежных и отчетных документов.

Программный продукт «Суперменеджер» предназначен для полной автоматизации бухгалтерского, складского и торгового учета на предприятии любой формы собственности и различных видов деятельности.

«Суперменеджер» может работать сразу в трех операционных системах – MS DOS, Windows и Macintosh и благодаря этому допускает объединение в сеть компьютеров типа IBM и Macintosh. Требования к комплексу программно-технических средств, необходимых для успешного применения «Суперменеджера», достаточно мягкие:

Программа состоит из 9 основных модулей («Бухгалтерский учет», «Касса», «Зарплата», «Склад + Торговый дом», «Учет контрактов», «Учет основных средств», «Документы», «Генератор отчетов», «Сервисный комплекс») и дополнительного модуля «Зарплата универсальная + Кадры».

Центральным является модуль «Бухгалтерскийучет», в котором выполняются основные учетные операции. Несколько фирм, образующих корпорацию, могут вести самостоятельный учет с последующей консолидацией данных и составлением обобщающего баланса. Особенностью модуля является возможность решения задач, связанных с валютными расчетами: определяются курсовые разницы, учетные данные собственной фирмы представляются в сопоставимых ценах в пересчете на иностранную денежную единицу по курсу на дату совершения операции. В условиях совместного предприятия можно подготовить отчетные документы в валюте иностранного партнера. Отметим, что хозяйственные операции, заносимые пользователем в модуле «Бухгалтерский учет», служат основным звеном взаимосвязи и управления всеми модулями программы «Суперменеджер».

Модуль «Касса» служит для подготовки приходных и расходных кассовых ордеров и формирования кассовой книга.

Модуль «Зарплата» представляет широкий спектр возможностей для ведения всех форм оплаты труда: окладно-премиальной, сдельной, повременной, расчетов по тарифным ставкам, учета нарядов, бригадных форм расчета и т.д. В системе накапливается полная информация о работнике, в том числе сведения о различных льготах и пособиях, видах начислении и удержаний. Эти данные автоматически отражаются в расчетной части и влияют на величину заработной платы работников. Программа автоматически ведет расчет табеля рабочего времени, отпусков и больничных листов. Возможна настройка программы на сложную структуру предприятия и получение, на этой основе, сводок по всем подразделениям, отделам, секциям, и т.д., а также по предприятию в целом. Для расчета заработной платы сотрудников, имеющих валютный оклад, в целях защиты от инфляции предусмотрен режим перевода в рублевый эквивалент по курсу на заданную дату.

Модуль «Склад + Торговый дом» предназначен для ведения учета товаров в оптовой и розничной торговле и учета материалов на производстве. Для торговых организаций модуль предусматривает режимы подготовки заказов на закупку товаров, контроля поступления товаров от поставщиков, выписки счетов покупателям, контроля за поступлением денежных средств, формированиянакладных, контроля за отгрузкой товара. При розничной торговле осуществляется программная связь с кассовыми аппаратами и ввод номенклатуры товара при помощи устройства считывания штриховых кодов. На завершающих стадиях торгового учета формируются разнообразные отчеты о реализации при одновременном контроле остатков товара на складах и в магазинах. На производственных предприятиях модуль контролирует выдачу материалов под отчет при параллельном учете этой информации в суммовом выражении. Модуль имеет справочник номенклатуры товаров и материалов, который можно представлять в наиболее удобном для пользователя виде.

В модуле «Учет контрактов» осуществляется контроль за выполнением договоров. Информация о взаимоотношениях данного предприятия со сторонними предприятиями и организациями, фиксируемая в различных модулях программы, автоматически передается в модуль «Учет контрактов» и может быть систематизирована по желанию пользователя и представлена в различных сводных ведомостях: договорах с поставщиками, договорах с заказчиками, задолженности по периодам времени, ведомость финансирования и др.

Модуль «Учет основных средств» предназначен для учета основных средств, нематериальных активов и МБП. В модуле автоматически начисляется амортизация, производится переоценка, формируются карточки учета, а также ведомости инвентаризации, амортизационных начислений и переоценки. Для автотранспорта принят режим начисления по автопробегу. Кроме того, реализуется учет капитальный вложений и параллельное списание НДС, спецналога и прочих издержек.

В модуле «Документы» происходит подготовка и печать любых, в том числе важнейших отчетных документов. Программа располагает книгой регистрации документов и, кроме того, может запоминать реквизиты предприятий и организаций и автоматически заносить их в подготавливаемые документы.

Комплекс «Монолит», который применяется на самых различных предприятиях в целях автоматизации бухгалтерского, финансового и бюджетного учета, состоит из 10 функционально завершенных модулей. Отличительной чертой программы является ведение учета и составление финансовой и управленческой отчетности в «параллельных» стандартах, в соответствии с российским законодательством и требованиями иностранных фирм (партнеров, инвесторов и др.). При обработке первичных документов и формировании показателейхозяйственных операции используется многовалютный режим, имеется автоматическая процедура переоценки валютных статей, расчета курсовых разниц, ведения аналитики по объектам валютного учета.

Центром комплекса является модуль «Главная книга», в который сводится вся информация из других модулей системы.

Бухгалтерские проводки, характеризующие хозяйственные операции, вносятся в модули первичного учета. При этом в зависимости от объема документооборота и задач, решаемых данным модулем, пользователь выбирает способ и степень агрегирования проводок. Затем происходит передача проводки или пакета проводок на просмотр и редактирование в модуль «Интегратор» и, в случае подтверждения, экспорт в общий протокол проводок модуля «Главная книга». Проводки могут вноситься через модуль «Интегратор» не только из модулей первичного учета, но и посредством дискет, модема или по локальной сети. Существует возможность прямого внесения проводок в модуль «Главная книга», например, из других программных систем, что обеспечивает функциональную' независимость основного модуля от наличия и состояния модулей первичного учета.

Данные проводок, зафиксированные в общем потоке проводок модуля «Главная книга», составляют основу для автоматического формирования необходимой информации по синтетическому учету (оборотные балансы по всей совокупности или произвольной выборке строк плана счетов), отчетов о финансовых результатах деятельности и расчетах с государственными органами, являются базой проведения финансового анализа.

И, наконец, для крупных корпораций, учет работы которых чрезмерно трудоемок и ведется несколькими бухгалтерскими подразделениями, требуются еще более мощные сетевые бухгалтерские системы.

Сетевой многофункциональныйделовой и бухгалтерский комплекс «Гепард» версии 2.5 фирмы «Эйс» способен осуществлять комплексную автоматизацию деятельности фирм, имеющих развитую структуру. В настоящее время с комплексом «Гепард» работают более 200 крупных и средних российских фирм. В состав комплекса входят следующие модули: общая бухгалтерия,финансовый анализ, касса, банк, платёжные поручения, взаимозачёты, товарный склад, отдел продаж, анализ товарного склада, книга закупок, книга продаж, материалы, МБП, расчёт себестоимости импортных контрактов, управление ценами, клиенты и счета, магазин, консигнация, консолидация фирм, основные средства, система автоматизированного создания проводок по товарному складу, материалам и МБП, подотчётные лица, зарплата, отдел кадров, бюро пропусков, делопроизводство, бизнес-организатор, система электронного документооборота. Модульный принцип построения комплекса важен потому, что разнохарактерные фирмы нуждаются в различном наборе средств автоматизации учёта. Поэтому после установки модулей, обеспечивающих автоматизацию базовой системы учёта, каждая фирма выбирает дополнительные модули, соответствующие специфике её деятельности. Как правило, производственным фирмам необходим больший набор модулей, чем торговым фирмам.

В целом, программный комплекс «Гепард» обеспечивает:

• комплексный охват деятельности фирмы;

• отслеживание движения товара или материала в течение всего пути, с момента его закупки до реализации;

• учёт товаров и материалов no-партийно и по-операционно;

• получение оперативной информации о состоянии подразделении фирмы, о взаимоотношениях с поставщиками и покупателями;

• организацию различных видов торговой деятельности;

• проведение маркетинговых исследований и финансового анализа по результатам деятельности фирмы за любой период времени;

• ведение независимого учёта по нескольким фирмам с возможностью объединения отчётов об их деятельности и автоматизации корпоративной структуры;

• ведение многовалютного учёта;

• представление данных в российском или международном стандарте;

• возможность выборки необходимой информации по сложному критерию и представление её в удобном виде (печатная форма, таблица, экспорт в файл и т.д.);

• максимально возможную гибкость в настройке и распределении прав доступа;

• работу в различных сетях с большими базами данных (500 тыс. записей и более);

• максимальную открытость с возможностью экспорта данных в Excel, Lotus 1-2-3 и другие популярные форматы;

• возможность стыковки интеграции с другими программными продуктами.

В связи с намечаемым переводом российского бухгалтерского учета на систему западных стандартов на рынке проявляют активность фирмы, продвигающие западные программные продукты: компания Вааn (система Вааn), «Импакт-Софт» (система Navision Financial), «Колумбус» (система Concord), «Экзакт Холдинг Б. В.» (система Exact Software).

Наши рекомендации