Корпоративная этика и принятие решений
Как влияет корпоративная этика на поведение менеджеров? Почему менеджеры совершают неэтичные поступки, которые в конечном счете наносят большой вред их компаниям, им самим и людям, от терпения и покровительства которых зависит деятельность их организаций? Геллерман в своей знаменитой статье "Почему хорошие менеджеры принимают плохие этические решения" подробно исследовал этот вопрос. Ежедневные примеры в газетах предоставляют достаточно информации о мотивах, которые лежат в основе неправильного поведения представителей корпораций. Примеры могут варьировать — от бесчестности до незаконных сделок мирового масштаба, но мотивы в основном схожи. Эти мотивы и в конкретной корпорации, и во всем обществе подобны. Они везде, куда бы мы ни обратились, потому что мы носим их с собой.
Анализ практики принятия этически неправильных управленческих решений позволяет выделить, по мнению Геллермана, четыре основных аргумента, которые могут стать причиной неправильного поведения:
1) уверенность в том, что данная деятельность не выходит за рамки этических и юридических норм, т.е. что она на самом деле не является нелегальной или аморальной;
2) уверенность в том, что данная деятельность отвечает интересам индивида или корпорации и что от индивида ожидают именно подобных действий;
3) уверенность в том, что данная деятельность «безопасна», так как никогда не будет обнаружена и обнародована;
4) уверенность в том, что поскольку данная деятельность помогает компании, то компания отнесётся снисходительно и даже защитит человека, который ею занимается.
Самым надежным руководством здесь является известный принцип: когда сомневаешься – не делай.На первый взгляд может показаться, что это не самый смелый способ заниматься бизнесом и что если подобная психология распространится среди менеджеров среднего звена, управляющих предприятиями, то она подавит сам дух свободного предпринимательства. Однако существует разница между оправданным экономическим риском и риском совершить незаконные поступки ради больших денег. Разница между успехом и строкой в статистических данных заключается в знании (в том числе понимании самого себя), а не в дерзости. Вопреки популярным мифам менеджерам платят не за риск, а за понимание того, когда стоит рисковать.Кроме того, максимизация прибыли не является основным приоритетом компании. Главное — обеспечить выживание компании.
Все менеджеры рискуют, отдавая своим компаниям намного больше того, что от них требуется. Но следует никогда не забывать, что те же самые руководители, которые постоянно требуют делать больше, или лучше, или быстрее, или дешевле, отвернутся от вас, если вы пересечете зыбкую линию между правильным и неправильным. Они обвинят вас в превышении полномочий или игнорировании предупреждений. Самые умные менеджеры знают, что лучший ответ на вопрос: "Как далеко находится далеко?" — стараться не пробовать.
Обращаясь ко второму аргументу о том, почему люди рискуют и вовлекают компанию в беду, будучи уверенными в том, что их неэтичное поведение отвечает интересам индивида или корпорации, следует подчеркнуть, это почти всегда является результатом ограниченного понимания этих интересов. Амбициозные менеджеры ищут способы привлечения благожелательного внимания, чтобы выделиться среди других, поэтому пытаются действовать лучше, чем их соперники. Например, можно игнорировать службу ремонта, или переобучение, или проблему повышения качества обслуживания покупателей, чтобы сэкономить какой-либо ресурс, и все это сходит с рук — на некоторое время.
Печальная правда заключается в том, что менеджеров часто продвигают на основании «больших» результатов, достигнутых именно неэтичными способами, а их менее удачливым последователям в наследство неизбежно оставались бури. Так как наш мир по определению несправедлив, проблемы, которые создают подобные люди, не всегда ассоциируются именно с ними. Компании не могут позволить, чтобы их обманывали подобным образом. Их должно интересовать нечто большее, чем просто результаты. Им приходится внимательно следить за тем, каким образом эти результаты достигнуты.
Это приводит нас к другой дилемме: руководство естественно надеется, что любые его пограничные действия не будут замечены, а если и будут замечены, то будут истолкованы благожелательно. Компании должны принимать человеческую натуру такой, какая она есть, и защищать себя с помощью "сторожевых псов", которые бы вынюхивали возможные незаконные сделки. Такую роль может играть независимое аудиторское агентство, подотчетное совету директоров. Оно может представить не совсем приятный, но убедительный доклад о том, каким способом менеджеры достигают своих успехов. Это будет напоминание о том, что истинные интересы компании в первую очередь предполагают честное поведение.
Третья причина, по которой менеджеры готовы рискнуть, — уверенность в том, что им это может сойти с рук, — наиболее сложная, так как чаще всего так и происходит. Много случаев незаконного поведения вообще никогда не расследуются. Известно, что совесть сама по себе останавливает не всех. Незамеченный порок порождает самодовольство. Возникают закономерные вопросы: каким образом можно остановить злоупотребления, которые трудно раскрыть? как сделать так, чтобы их можно было раскрыть? Наиболее эффективное сдерживающее средство — не ужесточать наказания для тех, кого поймали, но повышать осознанную вероятность быть пойманным.