Учение о типах высшей нервной деятельности

6.9.1. Характеристика основных типов ВНД животных и человека и методов ихопределения

Тип ВНД - это совокупность врожденных и приобретенных свойств нервной системы, определяющих характер взаимодейст­вия организма с окружающей средой и находящих свое отражение во всех функциях организма. Согласно И.П.Павлову, критериями типологических свойств нервной системы являются сила процес­сов возбуждения и торможения, их уравновешенность и подвиж­ность. Различные комбинации трех основных свойств нервной системы позволили выделить четыре резко очерченных типа, от­личающихся по адаптивным способностям и устойчивости к нев-ротизирующим факторам. Учение И.П.Павлова о типах ВНД - это учение о реактивности нервной системы, особенно ее высших отделов — коры большого мозга.

Понятия «тип нервной системы» и «тип ВНД» чаще всего ис­пользуются как идентичные, взаимозаменяемые, хотя не все с этим согласны, полагая, что с помощью условнорефлекторных методик в большей степени выявляются особенности коры боль­ших полушарий и в меньшей степени особенности нервной сис­темы в целом. Однако исследование типов ВНД приближает нас к пониманию истинных типов нервной системы в целом, а зна­чит, дает возможность лучше понять характерологические осо­бенности человека.

А. Общие типы ВНД животных и человека определяются свой­ствами нервных процессов.Под силой нервных процессов пони­мают работоспособность корковых клеток, которая определяет­ся длительностью нервного напряжения, выражающегося в про­цессах возбуждения и торможения. Под уравновешенностью нервных процессов понимают соотношение процессов возбуж­дения и торможения по их силе. Подвижность нервных процес­сов - это способность корковых клеток в различных условиях окружающей среды быстро «уступать место», давать преимуще­ство одному процессу перед другим: возбуждению перед тормо­жением и наоборот. Изучение в эксперименте типологических особенностей собак позволило выделить среди них четыре ос­новных типа ВНД:

• животные сильные, уравновешенные, подвижные (живой тип);

• животные сильные и неуравновешенные (безудержный тип);

• животные сильные, уравновешенные, инертные (спокойный тип);

• животные слабые (оранжерейный тип) (схема 6.2). В реальной действительности типов ВНД значительно больше.

учение о типах высшей нервной деятельности - student2.ru Схема 6.2. Основные типы ВНД У животных живого типа легко вырабатываются положитель­ные и отрицательные рефлексы, животные быстро справляются с изменениями стереотипа условных рефлексов. Для животных слабого (оранжерейного) типа характерны сле­дующие особенности:

• трудная выработка условных рефлексов на сигналы обычной силы, при их ослаблении выработка нередко облегчается;

• чаще всего собака на посторонние новые раздражители реа­гирует пассивно-оборонительной реакцией: прижимается те­лом к полу и на брюхе подползает к экспериментатору, жа­лобно повизгивая и не сопротивляясь постороннему живот­ному;

• наклонность к развитию запредельного торможения, поэтому такие собаки постоянно замирают (застывают).

Безудержный тип животных характеризуется быстротой выра­ботки рефлексов и медленной выработкой условного торможения рефлексов. Они имеют сильные раздражительные и тормозные процессы, но тормозной относительно слабее раздражительного, поэтому напряженная работа нередко завершается срывом ВИД (неврозом).

Спокойный (инертный) тип характеризуется медленной выра­боткой условных рефлексов и трудной сменой стереотипа услов­ных рефлексов, что может привести к невротическим состояниям. У этих животных оба процесса сильны, но подвижность нервных процессов низка, поэтому быстрая смена в условнорефлекторной деятельности для них представляет большую трудность. Типы ВНД животных, описанные и научно обоснованные И.П.Пав­ловым, оказались очень близки по свойствам к «темперахрам», описанным Гиппократом.

Древнегреческий врач, основатель медицины Гиппократ (460-377 до н. э.) объяснял неодинаковое течение одной и той же болезни у разных людей за счет различного состояния «соков тела» в орга­низме человека: крови, слизи, желчи, черной желчи. Согласно уче­нию Гиппократа, различают четыре темперамента: сангвинический, холерический, флег­матический.

Сангвиник - человек решительный, энергичный, с быстрой воз­будимостью, подвижен, впечатлителен, с ярким внешним выраже­нием эмоций, легкой их сменяемостью. Флегматик - спокойный, медлительный, со слабым проявлением чувств, трудно переключа­ется с одного вида деятельности на другой. Холерик - вспыльчи­вый, с высоким уровнем активности, раздражительный, энергич­ный, с сильными, быстро возникающими эмоциями, ярко отражающимися в речи, жестах, мимике. Меланхолик имеет низкий уровень нервно-психической активности, унылый, тоскливый, с вы­сокой эмоциональной ранимостью, мнительный, склонный к мрач­ным мыслям и с угнетенным настроением, замкнут, пуглив. В жизни такие «чистые» темпераменты встречаются редко, обычно комби­нация свойств более разнообразна. В свете учения о типах ВНД стала понятной научная основа учения о темпераментах. Сильное, уравновешенное, подвижное животное соответствует сангвиниче­скому темпераменту; сильное, неуравновешенное - холерическому; сильное, уравновешенное, инертное - флегматическому; слабое - меланхолическому.

Б. Способы определения типологических свойств.Для опреде­ления типа ВНД животных в лаборатории И.П.Павлова были разработаны специальные экспериментальные методы: «Боль­шой стандарт» и «Малый стандарт». Обследование по «Большо­му стандарту» занимало около 2 лет, по «Малому» - 6-7 мес. По «Малому стандарту» число методик было сокращено. О силе возбуждения судили по скорости выработки условного рефлек­са, но главным образом - по кофеиновой пробе. Силу процесса возбужденияу собак определяли по минимальной дозе кофеина, сопровождавшейся развитием запредельного торможения, т.е. наблюдалось снижение условнорефлекторных эффектов. О силе торможениясудили по скорости выработки дифференцировочного и запаздывательного условных торможений (см. раздел 6.8, Б). Если выработка дифференцировки удавалась в пределах 20 сочетаний, такой процесс относили к сильному, если 30 сочета­ний и более - к слабому процессу торможения.

Существуют два основных методических подхода определения силы нервных процессов у человека: исследование изменения реак­ций при разной интенсивности раздражителя и изменения реакций при длительном раздражении. В последнем случае свойство силы нервных процессов диагностируется как устойчивость величины латентного периода сенсомоторной реакции на многократное по­вторение раздражителей средней величины.

Чаще всего используются световые раздражители определенной средней интенсивности с интервалом следования не более 10 с. Один из вариантов заключается в следующем: испытуемому дает­ся 100 световых раздражителей (загорание лампочки 6 В) с интер­валом следования 1—3 с; при загорании лампочки каждый раз ис­пытуемый должен как можно скорее нажать на рычаг. Время ре­акции регистрируется с точностью до 0,001 с.

Данная методика основана на критерии предела работоспо­собности при многократном раздражении, поэтому показателем, характеризующим силу нервных процессов, будет среднее зна- чение самой двигательной реакции на последние 20 раздраже­ний.

Уравновешенностьпо методике И.П.Павлова для животных определяли по соотношению силы процессов возбуждения и тор­можения. Показатель уравновешенности был производным от силы возбуждения и торможения.

Уравновешенность нервных процессов у человекаможно оп­ределить по методике РДО (реакция на движущийся объект).

Методика РДО основывается на установленном Н.С.Лейтесом (1963) различии в характере двигательных реакций у лиц с преоб­ладанием возбуждения или торможения.

Для лиц возбудимого типа характерно опережение реагирования, для тормозных - запаздывание. В эксперименте использовали секун­домер. Испытуемому давалась инструкция останавливать стрелку на цифре 10. Перед этим проводилась небольшая тренировка, результа­ты которой не входили в окончательный подсчет.

Каждый испытуемый должен был сделать 30 нажатий. Высчи­тывали число точных, опережающих и опаздывающих реакций. По ним вычисляли коэффициент уравновешенности - это была средняя величина всех реакций (без знаков «+» или «-»), пред­ставляющая собой условную единицу.

В опытах на животных для определения подвижностинервных процессов применяли способ двусторонней переделки, когда пре­кращали подкреплять положительный условный сигнал и одновре­менно начинали подкреплять условный тормоз. Для переделки сиг­нального значения раздражителей требовалось определенное коли­чество сочетаний. Если переделка осуществлялась в пределах 25-30 сочетаний, животное относили к подвижным, при большем числе сочетаний — к инертным.

Для определения подвижности нервных процессов у человека ис­пользуется методический вариант А.Г.Иванова-Смоленского, ос­нованный на переделке. С помощью прибора хроноволе-опти-мографа задавалась программа следования световых раздражите­лей: загорание зеленой и красной ламп примерно с одинаковой ве­роятностью. В первой части опыта испытуемый должен был на зе­леный свет нажимать рычажок вправо, на красный - влево. Дава­лось 50 раздражителей. Регистрировали время реакции на каждый раздражитель и число ошибочных действий. Во второй части опыта от испытуемого требовалось реагировать наоборот: на загорание зеленой лампы нажимать рычажок влево, красной лампы - вправо. Подавалось также 50 раздражителей. Показателем подвижности служили данные второй части опыта, т.е. сама переделка. Время реакции и точность являлись количественными характеристиками подвижности.

6.9.2. Типологические варианты личности детей

С помощью психологических методов (наблюдение за поведе­нием учащихся в школе, индивидуальная беседа, характеристика педагогов, модифицированный детский личностный вопросник Кетелла) Э.М. Александровская и И.Н.Гильяшева (1985) выдели­ли шесть основных типологических вариантов личности детей младшего школьного возраста (7-10 лет). Всего было обследова­но 269 детей, обучавшихся в массовой школе. Исследовали сле­дующие свойства личности: общительность, интеллект, уверен­ность в себе, возбудимость, доминирование, склонность к риску, добросовестность, социальная смелость, чувствительность, тре­вожность, самоконтроль, напряженность.

Основными типологическими вариантами личности оказались следующие.

Гармоничный тип(около 36%). Дети этой наибольшей по чис­ленности группы легко учатся и не испытывают трудностей в школе. Обследование по детскому личностному вопроснику вы­являет у них наряду с достаточно высоким уровнем сформирован­ное™ интеллектуальных функций такие личностные свойства, как общительность, уверенность в себе, высокий самоконтроль, добро­совестность, отсутствие тревожности. Эта группа делится на две подгруппы, отличающиеся уровнем возбудимости: детям I под­группы (около 26%) свойственна уравновешенность, детям II под­группы (около 10%) - ярко выраженная моторная активность. Практическая направленность этих школьников проявляется в эффективном овладении учебной деятельностью, стремлением к хорошим результатам. Сочетание перечисленных свойств пред­ставляет собой устойчивую структуру личности, которая обеспе­чивает им быструю адаптацию.

Конформный тип(около 12%). В поведении школьников прояв­ляются сильная зависимость от ситуации, стремление соответство­вать окружению. Высокая школьная мотивация, потребность по­ступать согласно предъявляемым нормам определяют их направ­ленность на учебную деятельность. По данным тестового обследования, они достаточно общительны, уверены в себе, добро­совестны, имеют хороший самоконтроль, низкий уровень тревож­ности и напряженности. Характерной особенностью детей с кон­формным типом личности является недоразвитие познавательной деятельности, что затрудняет усвоение учебной программы.

Доминирующий тип(около 10%). Отличительной особенно­стью этих учащихся является стремление к самостоятельности, доминированию, самоутверждению. Они общительны, активны, уверены в себе, обладают социальной смелостью и склонностью к риску. Практическая направленность этих школьников проявля­ется особенно ярко в организации детских игр. Сочетание высо­кой активности и низкого самоконтроля создает трудности адап­тации, связанные с усвоением школьных норм поведения.

Чувствительный тип(около 14%). Эти дети робки и застенчи­вы, хотя дружеские связи стойкие с теми, к кому привыкли. Учат­ся старательно, прилежно. Доминирующим свойством, по данным тестового обследования, является чувствительность, которая со­четается с такими качествами, как общительность, добросовест­ность, высокий самоконтроль, зависимость.

Тревожный тип(около 10%). Для этих детей характерны край­няя изменчивость эмоциональной сферы, повышенная впечатли­тельность; их действия отличают излишнее волнение, тревож­ность. Учатся легко, особенно хорошо читают и рассказывают. По тестовым данным, высокий уровень тревожности сочетается у них с возбудимостью, чувствительностью, неуверенностью в себе, чувством ответственности, хорошим пониманием социальных нормативов.

Ведущей направленностью для детей, имеющих чувствитель­ный и тревожный типы формирования личности, является обще­ние. Именно эта деятельность служит источником получения эмо­ционального подкрепления, столь необходимого для них. Ожида­ние положительной оценки своих действий и поступков со стороны окружающих определяет трудности в сфере взаимоот­ношений. Зависимость от эмоционального состояния затрудняет для некоторых из них усвоение учебной программы.

Интровертированный тип(около 18%). Отличительной осо­бенностью этих школьников является направленность на познава­тельную деятельность. Высокий уровень развития интеллекта со­четается у них с пониженным контролем за окружающей действи­тельностью. Тестовое обследование выявляет у них замкнутость, неуверенность в себе, социальную робость, низкий самоконтроль. В то же время у них отмечаются возбудимость, тревожность, на­пряженность. Школьников с данным типом формирования лич­ности можно разделить на две подгруппы, отличающиеся уровнем общей активности. Дети пассивного варианта (около 6%) выде­ляются бедностью мотивационной сферы, отсутствием инициа­тивности. Одиночество, отгороженность от окружающих, повы­шенная чувствительность способствуют появлению затруднений как в освоении социальных норм, так и при установлении контак­тов и в итоге приводят к конфликтной, субъективно-трудной си­туации пребывания в школе.

Среди детей с патологическими формамивыделяется особая группа школьников с инфантильным типомформирования личности. Отмечаемая у них задержка психического развития находит отражение как в незрелости мотивационно-потребностной сферы, так и в интеллектуальных нарушениях. Их отличительной осо­бенностью является направленность на игру. Выделяются 2 вари­анта развития детей с инфантильным типом личности: 1) мотор-но-расторможенные дети, для которых характерны повышенная возбудимость, склонность к риску, низкий самоконтроль; 2) апа­тичные дети. Психотравмирующая ситуация, связанная с несо­стоятельностью этих детей в условиях массовой школы, определя­ет их уход в игру, что является своеобразной формой компенса­ции. Подобное поведение приводит к нарушению адаптации и способствует еще большему отставанию в развитии.

Следует, однако, заметить, что физиологической основой формирования типологических вариантов личности, как нам представляется, являются сила, уравновешенность и подвиж­ность процессов возбуждения и торможения, подробно изучен­ных И.П.Павловым в экспериментах на животных. Важную роль в формировании этих свойств нервной системы играет сре­да (условия труда и отдыха, обстановка в семье и коллективе и т.п.), особенно в раннем онтогенезе.

Наши рекомендации