Инвестирование развивающихся рынков
Население Индии и Китая вместе составляет более трети мирового населения. Ввиду быстрого развития экономики обеих стран, смягчения правил торговли и проезда, Индия и Китай открывают огромные возможности для расширения рынка.
Участие в развитии этих рынков и формирование своего локального присутствия как работодателя в этих странах – долгосрочные стратегические маневры. Формирование своего присутствия за морем, критически важное для крупных компаний, часто имеет не меньшее значение и для малых и средних предприятий, не планирующих глобального расширения.
Умение вести бизнес в условиях чужих культур, правовых систем и географических особенностей играет сейчас и будет играть все более важную роль по мере усиления позиций государств с развивающейся экономикой.
Расширение бизнес-служб.
Учитывая разницу во времени, расширение таких услуг, как телефонная и Internet-связь с другими частями света, позволит вашей организации увеличить продолжительность технической поддержки и обслуживания клиентов. А это, в свою очередь, поможет убедить клиентов предпочесть именно вашу компанию.
Почему аутсорсинг – зло?
Глобальный аутсорсинг порой оказывается “волком в овечьей шкуре”. Он может выглядеть привлекательно на бумаге, но в реальности создать множество проблем для организации. Этому способствуют три аспекта.
TANSTAAFL.
Любимая аббревиатура всякого экономиста, означающая «There ain’t no such thing as a free lunch» (“бесплатный сыр бывает только в мышеловке”), применима и к глобальному аутсорсингу. Деньги за трафик, телекоммуникации и переезды не растут на деревьях, а если учесть стоимость услуг консультантов по офшорингу (размещение компанией части своей производственной деятельности за рубежом), специализированных юристов и дополнительное вознаграждение для руководителей, перемещаемых за море, вся предполагаемая экономия может сойти на нет. Снижение затрат на рабочую силу выглядит заманчиво, но множество скрытых расходов может оказаться неприятным сюрпризом, если не провести тщательный анализ.
Сложности взаимодействия.
Взаимодействовать сложно, даже когда люди живут под одной крышей и говорят на одном языке. А уж как трудно бывает, когда есть языковой барьер, люди, разделены несколькими часовыми поясами, воспитаны в разных культурах и имеют разное мировоззрение. С точки зрения простоты взаимодействия, осуществить перемещение рабочих мест за море не так легко, как поручить работу консалтинговой фирме, находящейся в вашем городе. Компаниям, не подготовленным к различию культур, придется трудновато.
Как известно, если товар или услуга являются предметом потребления, эффективность бизнеса напрямую зависит от цены. Однако не все работы, осуществляемые с использованием ИТ, являются предметом потребления. Техническая поддержка, принятие заказов и обслуживание клиентов могут выполняться практически везде, тогда как разработку программного обеспечения, создание контента и научно-исследовательские разработки не всегда легко осуществить посредством офшоринга. Не следует полагать, что всякую работу, выполняемую с использованием ИТ, можно переместить в другие страны.
Существует достаточно преимуществ, позволяющих рассматривать глобальный аутсорсинг как благо, если его организация осуществляется продуманно и квалифицированно. Ни аутсорсинг, ни офшоринг не могут служить оправданием плохого руководства или пренебрежения ответственностью. Если ваша работа рассматривается как кандидат для аутсорсинга или перемещения за море, мало что можно сказать, чтобы убедить вас, что глобальный аутсорсинг – это не всегда зло.
Президент США Джордж Буш в 2004 г. сказал о перемещении рабочих мест за пределы Соединенных Штатов следующее: “Цифры хороши, но меня волнуют не цифры. Меня волнуют люди”. Лучший способ остаться в стороне от тенденции перемещения рабочих мест – обеспечить своему работодателю уровень качества и эффективности, недостижимый для других стран.
Методы определения целесообразности аутсорсинга
Практикой выработан ряд методов, которые позволяют сделать вывод: следует ли развивать данное направление бизнеса внутри компании или имеет смысл переходить на аутсорсинг. Чаще всего для этого используется матричный анализ. Матрица может быть построена на основе любой пары показателей, которые характеризуют стратегические позиции. Наиболее существенными являются темпы роста отрасли, доля рынка, долгосрочная привлекательность отрасли, конкурентоспособность; они отражены в построении матрицы «рост/доля» и «матрице аутсорсинга».
Матрицы BCG
Главным достоинством матрицы BCG «рост/доля» является то, что она заостряет внимание на движении наличности и на инвестиционных характеристиках каждого бизнеса и отвечает на вопрос, каким образом финансовые ресурсы компании распределяются между ее подразделениями (видами бизнеса) с целью оптимизации всего портфеля деловой активности компании.
Матрица БКГ (англ. Boston Consulting Group, BCG)— инструмент для стратегического анализа и планирования в маркетинге. Создана основателем Бостонской консалтинговой группы Брюсом Д. Хендерсеном. для анализа актуальности продуктов компании, исходя из их положения на рынке относительно роста рынка данной продукции и занимаемой выбранной для анализа компанией доли на рынке. В основу этого инструмента анализа заложены две концепции: жизненного цикла товара (вертикальная ось) и эффекта масштаба производства или кривой обучения (горизонтальная ось).
Классификации типов стратегических хозяйственных подразделений
«Звезды»
Высокий рост объёма продаж и высокая доля рынка. Долю рынка необходимо сохранять и увеличивать. «Звезды» приносят очень большую прибыль.
«Дойные коровы» («Денежные мешки»)
Высокая доля на рынке, но низкий рост темпа объёма продаж. «Дойных коров» необходимо беречь и максимально контролировать.
«Собаки» («Хромые утки»)
Темп роста низкий, часть рынка низкая, продукт, как правило, низкого уровня рентабельности и требует большого внимания со стороны управляющего. От «собак» нужно избавляться.
«Трудные дети»
(«Дикие кошки», «Темные лошадки», «Знаки вопроса», «Мертвый груз»)
Низкая доля рынка, но высокие темпы роста. «Трудных детей» необходимо изучать. В перспективе они могут стать как звездами, так и собаками. Если существует возможность перевода в звезды, то нужно инвестировать, иначе - избавляться.