Номенклатура потребительских свойств и показателей

Номенклатура потребительских свойств и показателей — совокупность свойств и показателей, обусловливающих удовлетворениереальных или предполагаемых потребностей. По сути этаноменклатура и определяет качественные характеристики потребительских товаров.

Назначение — способность товаров удовлетворять физиологические и социальные потребности, а также потребности в ихсистематизации.

Номенклатура потребительских свойств и показателей - student2.ru

Номенклатура потребительских свойств и показателей качества товаров:

- свойства функционального назначения (функциональные свойстваотражают способность товаров выполнять их основные функции иудовлетворять основные потребности. Характеризуются свойствами:

- совершенство выполнения основной функции;

- совершенство вспомогательных функций – характеризует особенности функционирования на всех этапах функционального процесса: транспортировке, установке, эксплуатации, обслуживании, ремонте;

- универсальность применения(характеризует возможность выполнения дополнительных функций (моющий пылесос);

- надежность — способность товаров сохранять функциональноеназначение в процессе хранения и/или потребления (эксплуатации) втечение заранее оговоренных сроков.В зависимости от критерия надежности различают следующиеподгруппы свойств: долговечность, безотказность, ремонтопригодность исохраняемость):

- безотказность – (отсутствие отказа в работе в течение гарантийного срока, иначе изготовитель обязан устранить дефект за свой счет или заменить товар);

- долговечность – сохранение работоспособности до предельного срока службы. Различают физическую долговечность (связанную с моральным износом). В настоящее время актуальнее моральный износ;

- ремонтопригодность – приспособленность изделий к ремонту. Ее показатели оцениваются продолжительностью и стоимостью гарантийного и текущего ремонта;

- сохраняемость– способность изделия сохранять работоспособность при хранении, транспортировке и т.д. (для некоторых товаров, например парфюмерно-косметических, устанавливается гарантийные сроки хранения со дня изготовления);

-эргономические свойства — способность товаров создаватьощущенияудобства, комфортности, наиболее полного удовлетворения потребностей в соответствии с антропометрическими, физиологическими, психологическими и органолептическими(психолого-физиологическими) характеристиками потребителя:

- антропометрические свойства– характеризуют соответствие изделия размерам и форме тела человека и отдельных его частей (высота мебели, размеры одежды);

- физиологические– характеризуют соответствие изделий силовым (возможности мышечного аппарата), скоростным, энергетическим возможностям человека;

- психофизиологические – характеризуют соответствие изделий особенностям функционирования органов чувств (зрения, слуха, осязания, обоняния);

- гигиенические–влаго и воздухопроницаемость, теплоизоляция, теплопроводность;

- эстетические свойства — способность товаров выражать вчувственно-воспринимаемых признаках формы общественные ценности иудовлетворять эстетические потребности человека. Показателями эстетических свойств товаров могут служить внешний(товарный) вид, целостность, дизайн, мода, стиль, информационнаявыразительность, совершенство производственного исполнения:

-информационная выразительность– способность изделия выражать сложившиеся в обществе эстетические и культурные нормы, т.е. степень современности, оригинальности, соответствия требованиям моды, стиля. Стиль формируется в течение продолжительного времени под воздействием исторических, географических, национальных и других факторов.

Классификация стилей

И Исторические Ге Географические Н Национальные С Социальные
Древнеегипетский античный готический ренессанс (возрождение) барокко классицизм м модерн Европейский восточный ллатиноамериканский Р русский А английский Ф французский -и индивидуальный (деловой, спортивный, вечерний, молодежный, подростковый и детский) -коллективный (аристократический, городской и сельский) -фирменный (для имиджа фирмы и ее товаров)

Рациональность формы – соответствие формы назначению, гармоничное сочетание красоты и удобства.

Целостность композиции– гармоничное единство частей и целого, соразмерность и соответствие элементов изделия друг другу, их единый характер, цветовое решение.

Совершенство производственного исполнения – чистота исполнения и соединение отдельных деталей, отсутствие видимых дефектов, тщательность отделки поверхностей, четкость исполнения фирменных знаков и т.д.;

- безопасность– отсутствие вреда человеку при эксплуатации. Безопасность — важнейшее свойство качества, которым должныобладать все потребительские товары. В отличие от другихпотребительских свойств, ухудшение или утрата которых приводит кпотерям функционального или социального назначения, превышениедопустимого уровня показателей безопасности переводит продукцию

в категорию опасной. Опасная продукция подлежит уничтожению, апродукция, утратившая иные потребительские свойства, относится кусловно пригодной и может быть использована на промпереработку. Кроме того, утраченные свойства продукции могут бытьвосстановлены после соответствующего устранения дефектов, благодаря чему она может быть использована по назначению. В соответствии с ФЗ «О техническом регулировании» различают

следующие виды безопасности:

• безопасность излучений;

• биологическая безопасность;

• взрывобезопасность;

• механическая безопасность;

• пожарная безопасность;

• термическая безопасность;

• химическая безопасность;

• электрическая безопасность;

• ядерная и радиационная безопасность.

Наши рекомендации