Раздел IV. функциональный аспект массовой коммуникации

Тема 10.Функции системы массовой коммуникации.

Понятие функции. Функция как выражение сущности исследуемого объекта. Понятие системы. Субстанциальные и функциональные системы. Функция как роль подсистемы в системе. Массовая коммуникация как функциональная система. Структурно-функциональный подход в анализе деятельности массовой коммуникации. Функция массовой коммуникации, функция журналистики, функция СМК. Этапы развития представлений о функциях массовых коммуникаций. Г. Лассуэлл как основоположник теории функций массовой коммуникации. Развитие теории функций массовой коммуникации в отечественной науке (В. В. Учёнова, И. П. Магай, И. Д. Фомичева, Н. Н. Липовченко, С. Г. Корконосенко, Л. Н. Федотова, Е. П. Прохоров и др.). Множественность представлений о функциях массовой коммуникации как методологическая проблема. Функции и функционирование массовой коммуникации, их различение как путь к повышению эвристических возможностей теории функций системы массовой коммуникации. Социальная интеграция как условие и как результат функционирования массовой коммуникации. Специфические функции средств массовых коммуникаций, заданные субъектами деятельности (часто политической) с целью наиболее полной реализации собственных интересов.

[267]

«Факторы эффективного функционирования массовой коммуникации, реализации ее роли в системе социальных процессов.

Тема 11.Формы и методы массово-коммуникативного воздействия на аудиторию в процессе функционирования массовой коммуникации.

Психологические методы воздействия массовой коммуникации на аудиторию. Формирование в массовом сознании установок, стереотипов и имиджей посредством массово-коммуникативного воздействия. Манипуляция в деятельности массовой коммуникации. Срочность, сенсационность, дробление информации как способы организации информационного воздействия на массовую аудиторию. Агитация, пропаганда и контрпропаганда как методы деятельности массовой коммуникации. ПР и реклама, их место и роль в процессе деятельности массовой коммуникации. Прагматическое моделирование как составная часть массово-коммуникационной деятельности. Социально-психологическое моделирование с учетом качеств аудитории: социально-демографических, психологических, социально-гражданских, профессионально-творческих, конфессиональных, этнических. Аудиторные показатели эффективности деятельности массовой коммуникации: внутренние (мировоззренческие) и внешние (конативные). Факторы, способствующие эффективному воздействию массовой коммуникации на аудиторию (социально-психологические, информационные, коммуникативные).

Раздел V. Институциональный аспект массовой коммуникации

Тема 12.Массовая коммуникация как социальный институт.

Социальный институт как исторически сложившиеся формы организации и регулирования общественной жизни. Особенности массовой: коммуникации как социального института, его задачи. Место массовой коммуникации в системе социальных институтов общества. Роль массовой коммуникации в политических процессах. Понятие четвертой власти. Массово-коммуникативная деятельность как форма социального контроля. Пресса и власть. Типы средств массовых коммуникаций (государственно-общественные, государственные, коммерческие). Массовая коммуникация и социальное управление: советские и постсоветские модели и методы (информационного контроля пространства и резонансных коммуникативных технологий). Антисоциальные эффекты массовой коммуникации. Правовые нормы, регулирующие деятельность массовой коммуникации (закон РФ о СМИ, Федеральный закон РФ «Об информации, информатизации и защите

[268]

информации» и др.). Этические нормы в массово-коммуникативной деятельности.

Тема 13.Структура системы средств массовых коммуникаций.

Основные этапы развития средств массовых коммуникаций. Печать в системе СМК, основные характеристики и способы воздействия на аудиторию. Радио, его особенности как средства массовой коммуникации. Телевидение в системе СМК, отличительные характеристики, способы, формы и методы деятельности. Информационные агентства и службы связи с общественностью. Рекламные агентства. Социологические службы как структура, участвующая в обеспечении обратной связи с аудиторией. Анализ жанров. Информационные жанры: сообщение, отчет, выступление, интервью, репортаж, радиоотчет, обзор печати. Аналитические жанры: корреспонденция, комментарий, обозрение, беседа, дискуссия, пресс-конференция, ток-шоу. Жанры художественной публицистики: очерк, зарисовка, эссе. Сатирические жанры: фельетон, памфлет. Документальные жанры. Взаимопроникновение жанров. Жанры как составные части более сложных структурных конструкций. Интернет как специфическая структура в системе массовых коммуникаций.

Наши рекомендации