Цель, объект и виды управления

В наиболее общем виде управление может быть определено как упорядочение системы, т. е. при­ведение ее в соответствие с объективной законо­мерностью, действующей в данной сфере.

Важной стороной процессов управления слож­ными динамическими системами является принцип обратной связи, согласно которому успешное уп­равление может осуществляться только в том слу­чае, если управляющий объект будет получать ин­формацию об эффекте, достигнутом тем или иным его действием на управляемый объект.

Для рационального управления в процессе спортивной тренировки и дальнейшей ее разработки нужно обеспечить подход, при котором на первый план были бы выдвинуты конкретные цели и соответствующие их достижению процессы, про­текающие в системе при реализации задач управ­ления. Таким образом, все элементы оказываются связанными не только структурно, но и функцио­нально. В этом случае упустить какое-либо важное звено весьма сложно, так как каждому входу в процессе обязательно соответствует выход.

Нап­ример, качеству, определяющему спортивный ре­зультат, — способ его оценки, средства и методы развития, порядок их распределения во времени, характерные для планируемого результата норма­тивы и т. д. В этом случае упорядочивается про­цесс управления, тесно увязывается структура со­ревновательной деятельности и соответствующая ей структура подготовленности с методикой диаг­ностики функциональных возможностей спортсме­нов, характеристиками соответствующих моделей, системой средств и методов, направленных на со­вершенствование различных компонентов подго­товленности к соревновательной деятельности. Наиболее эффективными эти представления ока­зываются для разработки перспективной програм­мы на относительно длительный период подготов­ки.

Целью управленияпроцессом подготовки яв­ляется оптимизация поведения спортсмена, целе­сообразное развитие тренированности и подготов­ленности, обеспечивающее достижение наивыс­ших спортивных результатов.

Объектом управле­нияв спортивной тренировке является поведение спортсмена и его состояние — оперативное, теку­щее, этапное, являющееся следствием применяю­щихся тренировочных и соревновательных нагру­зок, всего комплекса воздействий в системе спор­тивной подготовки.

Управление тренировочным процессом предус­матривает комплексное использование как воз­можностей системы спортивной тренировки (закономерностей, принципов, положений, средств и методов и др.), так и внетренировочных и внесоревновательных факторов системы спортивной подготовки (специального инвентаря, оборудо­вания и тренажеров, средств восстановления, кли­матических факторов, организационных моментов и др.).

С одной стороны, это определяет чрезвы­чайную сложность управления в спортивной трени­ровке, а с другой — его большую эффективность в случае обоснованности реализованных решений.

Управление процессом тренировки осущес­твляется тренером при активном участии спорт­смена и предусматривает три группы операций:

1. сбор информации о состоянии спортсменов, включая показатели физической, технико-такти­ческой, психической подготовленности, реакции различных функциональных систем на трениро­вочные и соревновательные нагрузки, параметры соревновательной деятельности и т. п.;

2. анализ этой информации на основе сопос­тавления фактических и заданных параметров, разработка путей планирования и коррекции ха­рактеристик тренировочной или соревновательной деятельности в направлении, обеспечивающем достижение заданного эффекта;

3. принятие и реализация решений путем разра­ботки и внедрения целей и задач, планов и прог­рамм, средств и методов и т. п., обеспечивающих достижение заданного эффекта тренировочной и соревновательной деятельности.

Основой для управления процессом спортив­ной тренировки служат многообразные и постоян­но изменяющиеся возможности спортсмена, коле­бания его функционального состояния, информа­ция о которых поступает от спортсмена к тренеру при помощи обратных связей четырех типов:

1) сведения, идущие от спортсмена к тренеру (са­мочувствие, отношение к работе, настроение и т. п.);

2) сведения о поведении спортсмена (объем тренировочной работы, ее выполнение, замечен­ные ошибки и т. п.);

3) данные о срочном тренировочном эффекте (величина и характер сдвигов в функциональных системах, вызванных тренировочной нагрузкой);

4) сведения об отставленном и кумулятивном тренировочном эффекте (изменения в состоянии тренированности и подготовленности спортсмена).

В соответствии с необходимостью управления различными состояниями спортсмена в процессе тренировки выделяют несколько видов управления:

· этапное, направленное на оптимизацию под­готовки в крупных структурных образованиях тре­нировочного процесса (этапах многолетней подго­товки, макроциклах, периодах);

· текущее, обеспечивающее оптимизацию по­ведения спортсмена в микро- и мезоциклах трени­ровки, отдельных соревнованиях;

· оперативное, ставящее своей целью оптимиза­цию реакций организма, режима работы и отдыха, характеристик двигательных действий при выполне­нии отдельных упражнений и их комплексов, прог­рамм тренировочных занятий, в отдельных сорев­новательных стартах, схватках, поединках и т. п.

Эффективность управления состояниями спортсмена, процессом тренировочной и соревно­вательной деятельности определяется многими элементами, которые могут быть условно сведены к трем основным группам:

1) предпосылки;

2) про­цесс;

3) реализация.

Учет всех этих элементов в их сложной взаимосвязи исключи­тельно важен для благоприятного протекания про­цесса управления.

ЭТАПНОЕ УПРАВЛЕНИЕ

Этапное управление предусматривает такое пос­троение процесса подготовки в крупных структур­ных образованиях, которое обеспечивало бы дос­тижение целей и решение основных задач кон­кретного элемента макроструктуры — этапа мно­голетней подготовки, отдельного рода подготовки, макроцикла, периода или этапа.

Эффективность этапного управления в наибо­лее общем виде определяется следующими фак­торами:

· наличием четких представлений об уровне тренированности и подготовленности, которого должен достичь спортсмен в конце конкретного элемента макроструктуры;

· отбором и рациональным применением во времени средств и методов решения задач физи­ческой, технико-тактической и психологической подготовки;

· наличием объективной системы контроля за эффективностью процесса подготовки и его кор­рекции.

Каждый из этапов многолетней подготовки, макроцикл, период и т. п. в силу поставленных це­лей и задач обусловливает содержание системы управления.

На первом этапе многолетнего совер­шенствования — начальной подготовки — процесс управления направлен на формирование разносто­ронней технической подготовленности; достижение определенных характеристик важнейших физичес­ких качеств — скоростно-силовых, выносливости, гибкости, координации, возможностей важнейших для данного вида спорта функциональных систем; становление соответствующих задачам начальной подготовки психических качеств и др.

На этапе максимальной реализации индивиду­альных возможностей, когда стоит задача подго­товки к высшим достижениям и их демонстрации в соревнованиях, процесс управления приобретаетиную направленность и подчиняется необходимос­ти формирования такого уровня подготовленнос­ти, который обеспечил бы достижение запланиро­ванного результата, демонстрацию высшего уровня спортивного мастерства.

Эффективность этапного управления прежде всего обусловливается наличием представлений об оптимальной структуре соревновательной дея­тельности и соответствующей (обеспечивающей) структуре тренированности и подготовленности в том или ином виде спорта и его конкретной дис­циплине. В случае достаточно точных и всесторонних знаний можно рассчитывать на успешную реализацию других операций цикла этапного управления. Односто­ронность сведений или несоответствие данных, отображающих структуру соревновательной дея­тельности и подготовленности, резко ограничива­ет возможность объективного управления трени­ровочным процессом. Так, например, происходит, если в структуре соревновательной деятельности отсутствуют значимые самостоятельные характе­ристики или в структуре подготовленности присут­ствуют параметры, связанные с уровнем техничес­кой и физической подготовленности и одновре­менно не представлены показатели тактической или психической подготовленности.

В качестве важнейшей операции в цикле этап­ного управления выделяют разработку моделей соревновательной деятельности и подготовленнос­ти, которые должны быть использованы в качес­тве ориентира на данном этапе совершенствова­ния. Следующими операциями является оценка функциональных возможностей спортсмена, уровня его подготовленности, эффективности со­ревновательной деятельности и сопоставление ин­дивидуальных данных с модельными как основы для выбора направлений работы и путей достиже­ния заданного эффекта. Далее разрабатывается общая технология спортивного совершенствова­ния на данном этапе подготовки, осуществляется постановка частных задач и подбор эффективных средств и методов их решения. Следующей опера­цией является рациональная постановка задач, распределение средств и методов в различных структурных образованиях процесса подготовки. Завершающими операциями указанного цикла яв­ляются поэтапное сравнение фактических и плано­вых результатов, планирование корректирующих воздействий и, наконец, реализация достигнутого уровня подготовленности в соревнованиях.

После окончания цикла достигнутый эффект подготовки сопоставляется с плановыми характе­ристиками моделей соревновательной деятельнос­ти и подготовленности и начинается очередной цикл этапного управления.

Важнейшим методологическим моментом в сис­теме этапного управления является необходимость полной сбалансированности сведений и возмож­ностей, относящихся к различным операциям рас­сматриваемого цикла. Четкие (желательно коли­чественные) представления о структуре соревнова­тельной деятельности и подготовленности спор­тсмена служат основой для разработки модельных характеристик, системы контроля, содержания тренировочного процесса и т. д.

В процессе этапного управления следует учи­тывать необходимость строгого соответствия зна­ний, используемых при различных операциях цик­ла этапного управления, специфике конкретного вида спорта и его отдельной дисциплины, уровню квалификации спортсмена, этапу многолетней подготовки, периоду тренировочного макроцикла.

В частности, при анализе структуры соревнова­тельной деятельности и соответствующей ей структуры подготовленности необходимо опи­раться на объективный анализ факторов, опреде­ляющих уровень спортивных достижений в кон­кретном виде спорта и его отдельной дисциплине, понимая всю сложность и многообразие требова­ний к оптимальной структуре соревновательной деятельности и подготовленности, диктуемых спе­цификой каждого вида спорта.

Принятая в тех или иных видах спорта система соревнований предопределяет реализацию управ­ленческих решений при построении тренировочно­го процесса в различных структурных образовани­ях. Так, система соревнований в футболе с 9—10-месячным соревновательным периодом создает большие сложности для сочетания задач эффек­тивной и всесторонней подготовки и полноценной соревновательной деятельности, затрудняет ис­пользование ряда закономерностей и принципов спортивной тренировки. Система соревнований в циклических видах спорта, особенно носящих се­зонный характер (лыжный спорт, гребля), наобо­рот, создает хорошие предпосылки для полноцен­ной периодизации спортивной тренировки.

С ростом квалификации спортсменов, этапа многолетней подготовки, периода макроцикла су­щественно изменяется состав и направленность средств, способных оказать полноценное трениру­ющее воздействие. Так, например, если развитие специальной выносливости у лыжников, бегунов и пловцов на длинные дистанции, имеющих относи­тельно невысокую квалификацию и находящихся на ранних этапах многолетней подготовки, успеш­нее всего осуществляется за счет повышения мощ­ности аэробной системы энергообеспечения, выра­жаемой такими показателями, как максимальное потребление кислорода, минутный объем дыхания, сердечный выброс, то у спортсменов высокогокласса этот путь абсолютно не перспективен, а ра­бота должна быть направлена на повышение эконо­мичности, устойчивости и вариативности деятель­ности системы энергообеспечения.

ТЕКУЩЕЕ УПРАВЛЕНИЕ

Данный вид управления связан с оптимизацией структуры тренировочного процесса в микроцик­лах, мезоциклах, а также отдельных соревнований или их серии. Текущее управление предусматрива­ет разработку и реализацию таких сочетаний фак­торов тренировочного воздействия, соревнова­тельных стартов, дней отдыха, средств направлен­ного восстановления и стимуляции работоспособ­ности и др., которые обеспечивали бы эффектив­ные условия для полноценной адаптации организ­ма спортсмена в нужном направлении, проявления имеющихся возможностей в соревнованиях.

В чис­ле основных условий следует выделить:

· обеспечение оптимального соотношения в тренировочном процессе занятий с различными по величине нагрузками, которое, с одной стороны, позволяет в должной мере стимулировать адапта­ционные процессы, а с другой — создает условия для полноценного протекания этих процессов;

· рациональное соотношение в мезоциклах нагрузочных и восстановительных микроциклов как основы для эффективной адаптации;

· оптимальное соотношение в микроциклах и мезоциклах работы различной преимущественной подготовленности, тренировочных и соревнова­тельных нагрузок;

· направленное управление работоспособнос­тью, восстановительными и адаптационными про­цессами посредством комплексного применения педагогических и дополнительных средств (физи­ческих, фармакологических, психологических, климатических, материально-технических).

Реализация возможностей текущего управле­ния осуществляется двумя путями. Первый путь связан с применением стандартных «блоков» из серий тренировочных занятий, типовых моделей тренировочных дней, микро- и мезоциклов, соче­таний тренировочных программ, восстановитель­ных и стимулирующих средств и др. В основе таких «блоков», моделей и других сочетаний — научно обоснованные положения, отражающие за­кономерности развития утомления и восстановле­ния при выполнении работы различной направлен­ности и продолжительности, формирования адап­тации к факторам воздействия, суммарного и ку­мулятивного воздействия на организм спортсмена тренировочных и соревновательных нагрузок и др. Такие типовые структурные элементы тренировоч­ного процесса разработаны экспериментально, апробированы в практике подготовки спортсме­нов, специализирующихся в различных видах спорта.

Знание закономерностей построения этих эле­ментов, их сочетания и особенностей воздействия на организм спортсмена позволяет тренеру доста­точно эффективно управлять его состоянием, не прибегая к данным специального контроля.

Второй путь основывается на постоянном теку­щем контроле за работоспособностью спортсме­нов, развитием процессов утомления и восстанов­ления, приспособления к факторам тренировочно­го воздействия, возможностями основных функци­ональных систем и их реакциями на предельные и стандартные нагрузки и др. Этот путь, хотя и тре­бует дополнительных знаний, специальной аппара­туры, привлечения специалистов (физиологов, био­химиков и др.), позволяет точно оценивать текущее состояние спортсмена и в соответствии с этим пла­нировать величину и направленность нагрузок за­нятий, режим работы и отдыха в микроциклах, вы­бор наиболее эффективных средств тренировочно­го воздействия.

Наши рекомендации