На свободное отчуждение имущества
Запрет на отчуждение (передачу в залог) имущества налогоплательщика без согласия налогового органа означает, что налогоплательщик, к которому применена данная обеспечительная мера, не вправе без санкции налогового органа продать, подарить, иным образом реализовать или передать в залог определенную часть своего имущества (абз. 4 - 9 п. 10 ст. 101 НК РФ).
Запрет вводится последовательно в отношении следующих групп имущества.
1. Недвижимость, в том числе не участвующая в производстве продукции (работ, услуг).
2. Транспортные средства, ценные бумаги, предметы дизайна служебных помещений.
3. Иное имущество, за исключением готовой продукции, сырья и материалов.
4. Готовая продукция, сырье и материалы.
При введении запрета налоговики должны сначала определить стоимость имущества первой группы (недвижимость). Затем сравнить эту стоимость с суммой недоимки, пеней и штрафов, которая подлежит уплате по итоговому решению. Если стоимость недвижимости больше суммы недоимки (пеней, штрафов), то вводится запрет на свободное отчуждение только недвижимости.
Если же стоимость недвижимости окажется меньше (или ее вовсе нет), запрет может быть распространен также на вторую группу. А при недостаточности средств с учетом второй группы - на третью группу, а затем на четвертую.
Стоимость имущества определяется по данным бухгалтерского учета налогоплательщика (абз. 9 п. 10 ст. 101 НК РФ).
Например, по итогам выездной проверки ООО "Альфа" вынесено решение о привлечении организации к ответственности за совершение налогового правонарушения. В общей сложности на основании этого решения ООО "Альфа" должно бюджету 1 000 000 руб.
В целях обеспечения исполнения вынесенного по результатам выездной проверки решения руководитель налоговой инспекции вынес решение о применении обеспечительных мер в виде запрета на свободное отчуждение имущества. Поскольку стоимость недвижимости организации оказалась меньше размера недоимки по налогам, то запрет распространили и в отношении второй группы имущества.
Таким образом, запрещено несанкционированное отчуждение:
- товарного склада, находящегося по адресу: г. Москва, ул. Герцена, д. 36, стр. 3. Остаточная стоимость склада согласно данным бухгалтерского учета ООО "Альфа" - 891 349 руб.;
- автомобиля МАЗ, государственный номер Е581ТК RUS 199. Остаточная стоимость автомобиля по данным бухгалтерского учета ООО "Альфа" - 115 516 руб.
Отметим, что исключений из состава имущества, в отношении которого может быть применен запрет на его отчуждение, Налоговый кодекс РФ не содержит. Однако ФНС России, основываясь на анализе арбитражной практики, а также положениях ст. 334 ГК РФ, пришла к выводу, что данный запрет в отношении имущества, находящегося в залоге, не соответствует целям обеспечительных мер, поскольку первоочередное право на удовлетворение требований за счет него принадлежит залогодержателю (Письмо от 07.08.2014 N ГД-4-3/15547). В качестве примеров подобной судебной практики можно привести Постановления ФАС Уральского округа от 14.07.2011 N Ф09-4222/11-С3, ФАС Центрального округа от 13.07.2010 N А09-12566/2009.
Вместе с тем при отсутствии у налогоплательщика свободного от обременения имущества и денежных средств на счетах чиновники все же допускают принятие обеспечительных мер в отношении заложенного имущества (Письмо ФНС России от 07.08.2014 N ГД-4-3/15547).
Стоит отметить, что указанным Письмом ФНС России отменила п. 2 Приложения к своему Письму от 23.05.2013 N АС-4-2/9355@, где разъясняла следующее: принятие обеспечительных мер в отношении находящегося в залоге имущества налогоплательщика не нарушает ни его прав, ни прав залогодержателя. При этом прежняя позиция ФНС России по данному вопросу также находит отражение в судебной практике (см., например, Постановления ФАС Уральского округа от 22.05.2012 N Ф09-3799/12 (оставлено в силе Определением ВАС РФ от 13.08.2012 N ВАС-9971/12), ФАС Северо-Западного округа от 06.09.2010 N А13-15752/2009).
Правоприменительную практику по вопросу о том, вправе ли налоговый орган принимать обеспечительные меры в виде запрета на отчуждение имущества, которое находится в залоге, см. в Энциклопедии спорных ситуаций по части первой Налогового кодекса РФ.
Обратите внимание на то, что решение о введении запрета на свободное отчуждение имущества может быть принято в любое время: с момента вынесения итогового решения по проверке и вплоть до момента его исполнения налогоплательщиком. Причем не имеет значения, вступило решение по итогам проверки в силу или нет. Такой вывод следует из п. 10 ст. 101 НК РФ.
Добавим, что за нарушение запрета на свободное отчуждение имущества не предусмотрена налоговая ответственность. В то же время виновные лица могут быть привлечены к административной ответственности по ч. 1 ст. 19.4 КоАП РФ. Штраф за подобное правонарушение составляет от 2000 до 4000 руб.