Профессиональная компетентность педагога
Успешная педагогическая деятельность базируется на профессиональной компетентности педагога. Профессиональная компетентность педагога – единство его теоретической и практической готовности к осуществлению педагогической деятельности и характеризует его профессионализм.
Компетентность включает в себя:
· Специальные (по предмету) знания.
· Психолого-педагогические знания
· Педагогические умения и способности
К педагогическим умениям(их часто рассматривают как способности) относят:
· Аналитические умения.
· Прогностические умения (прогнозирование результатов деятельности)
· Проективные умения (проектировка будущего учебно-воспитательного процесса, отбор материала и методов работы).
· Рефлексивные умения.
· Мобилизационные умения (способность мотивировать учащихся, вовлекать в работу, заинтересовывать)
· Суггестивные и экспрессивные умения (воздествие на чувства учащихся, сила убеждения)
· Информационно-дидактические умения.
· Организаторские умения (способности)
· Ориентационные умения (влияние на мировоззрение, моральные ценности и характер учеников).
· Перцептивные умения (восприятие окружающих, их чувств, мотивов поведения)
· Научно-гностические умения (усвоение новых знаний по своему предмету)
· Исследовательские умения.
· Коммуникативные умения (умение устанавливать контакт, улаживать конфликты, находить общий язык с учениками, коллегами, родителями).
· Педагогическая техника.
Пути развития профессиональной компетентности педагога:
1. Работа в методических объединениях, творческих группах;
2. Исследовательская деятельность;
3. Инновационная деятельность, освоение новых педагогических технологий;
4. Различные формы педагогической поддержки;
5. Активное участие в педагогических конкурсах и фестивалях;
6. Трансляция собственного педагогического опыта;
7. Использование ИКТ и др.
ТИПЫ УЧИТЕЛЕЙ
По характеру ценностных ориентаций
(В. Н. Сорока-Росинский) среди педагогов встречаются:
· учителя-теоретики,
· педагоги-реалисты (и утилитаристы),
· педагоги-артисты,
· учителя-интуитивисты.
По специфике интеллектуально-волевой сферы (Э. Г. Костяшкин):
1. Интеллектуальный тип характеризуется склонностью к научной работе, прежде всего, в области своего предмета, к чтению литературы, ведению записей, наблюдений, к анализу своей деятельности, к созданию новых форм внеурочной работы и т. д. Наиболее ценен и результативен этот стиль в работе со старшеклассниками, особенно в индивидуальной или проводимой в малых групповых формах образовательной деятельности. Этим учителям лучше всего удается ведение кружков с изучением определенных тем, занятия с отдельными учениками по специальным индивидуальным программам, чтение научных лекций.
2. Волевой тип педагога отличается четкостью и организованностью в работе, императивным тоном, повышенной властностью, постоянной требовательностью к себе и к ученикам. В его профессиональном почерке преобладают качества руководителя, а не советчика. Этот учитель особенно близок подросткам-мальчикам, которых покоряют его характер, твердая жизненная позиция. Чем труднее и рискованнее вид работы, тем ярче проявляется волевой тип ее руководителя. У педагога этого типа строгая дисциплина. Сила и властность характера покоряют.
3. Эмоциональный тип педагога отличается повышенной способностью чувствовать переживания ученика, его духовный мир, настроения, и сопереживать в этом ученику. Его доминирующая профессиональная черта - тонкость восприятия эмоциональной жизни воспитанников. Это наиболее сложный тип педагога-воспитателя, подлинного скульптора характера каждого из своих учеников. Педагог эмоционального типа успешнее работает с наиболее трудными учениками, добиваясь успеха там, где командный тон, апелляция к сознанию бывают полностью безрезультатными, а порой и бессмысленными. В средних и старших классах педагог этого типа успешнее работает с девочками, чем с мальчиками, хотя и последних легко покоряет теплотой, душевностью, ненавязчивым участием.
4. Организаторский тип - наиболее универсальный, а следовательно, и очень ценный для любой педагогической работы, особенно внеурочной. Педагог-организатор создает педагогически продуманную систему воспитывающей деятельности. Вот почему эти учителя незаменимы в организации режима продленного дня, кружков, дальних походов, больших общешкольных мероприятий, тематических вечеров и т.д. К сожалению, эти учителя редки. Они быстро выдвигаются на руководящую работу и выходят за пределы конкретной воспитательной работы с учениками.