Параметры функций продукта

Потребительные свойства можно охарактеризовать количественно посредством параметров использования. Рассмотрим для примера важнейшие общие функции продовольственных товаров и назовем параметры этих функций. Это удобно выполнить, применяя авторскую классификацию[42]:

– функция 1 – удовлетворять потребность человека в питательных веществах (параметры – количество белков, жиров, углеводов, минеральных солей и витаминов на 1 кг сухой массы в пределах физиологической нормы[43]);

– функция 2 –обладать усвояемостью (параметры – плотность, консистенция, концентрация балластных веществ);

– функция 3 –обладать привлекательными или типичными для данного продукта вкусовыми качествами, стимулирующими секрецию слюны и пищеварительных соков (параметры – вкус и флевор[44]);

– функция 4 –обладать привлекательным, возбуждающим аппетит запахом (параметры – аромат и букет);

– функция 5 –обладать приятными органолептическими свойствами в полости рта после положенной кулинарной обработки (параметры – нежность, сочность, терпкость, крошливость, волокнистость, эластичность);

– функция 6 –обладать простотой кулинарной обработки (параметры – затраты времени, трудоемкость, применение специальной посуды);

– функция 7 –обладать привлекательным внешним видом или упаковкой привлекательных дизайна и расцветки (параметры – психологическая комфортность цветовой гаммы, компактность, обтекаемость форм);

– функция 8 –иметь глубокие корни в национальной или мировой культуре потребления (параметры – древность, экзотичность, элитарность и т. д.).

Заметим, что при психологическом подходе количественное определение функции также возможно, хотя на первый взгляд это может показаться проблематичным. Находится такое количественное определение, как усредненный показатель поведения многих людей по статистическим величинам, занимающим сравнительно широкую полосу рассеивания. В случае с продовольственными товарами подобный метод показан при оценке вкуса. Допустим, сладкий вкус занимает широкую полосу концентрации сахара между приторным (соответствует очень высокой концентрации) и едва сладковатым (соответствует очень низкой концентрации).

Чтобы однозначно определить функции продукта, требуется «задать ему» несколько вопросов. Эти вопросы составляют костяк функционально-стоимостного анализа и частично входят в маркетинговое исследование. Рассмотрим далее ту часть вопросов, решить которые следует именно маркетологу, чтобы получить сведения о полезности изделия, необходимые для планирования сбытовой деятельности предприятия и предсказания последствий от применения тех или иных маркетинговых средств[45].

Й этап. Планирование и подготовка.

Какое изделие и какой элемент системного класса следует исследовать?

Какое изделие необходимо исследовать: разрабатываемое или находящееся в производстве?

Кто участвовал в принятии решения по выбору изделия?

С каких точек зрения осуществлен выбор исследуемого изделия? Должно ли оно:

– периодически конструироваться заново?

– периодически частично конструироваться заново?

– постоянно совершенствоваться?

Кому на предприятии следует проводить анализ затрат на основе потребительной стоимости?

Й этап. Сбор информации. Конструкция

Почему необходимо исследовать изделие? Имеется ли сравниваемое изделие?

Имеются ли необходимые сборочные и иные чертежи? Имеются ли необходимые спецификации?

Имеются ли необходимые нормы расходования материалов?

Проведено ли сопоставление цен по другим изделиям?

Определена ли потребительная стоимость изделия?

Полностью или частично данное изделие изготовлено из узлов одной и той же системы изделий?

Достаточный ли объем информации для потребителя содержат инструкции? Не загружен ли потребитель малозначительной для него информацией?

Должны ли унифицированные узлы (по мере выхода из строя) заменяться у потребителя в порядке обмена и лишь затем ремонтироваться?

Сконструировано ли изделие таким образом, что потребитель может сам осуществлять техническое обслуживание и ремонт?

Не целесообразнее ли заново сконструировать изделие или достаточно в соответствии с достижениями науки и техники внести в него соответствующие изменения?

Влечет ли за собой поэтапная разработка новой конструкции изделия значительные выгоды?

Были ли определены параметры изделия на основе:

1) опроса потребителей;

2) анализа сравниваемых изделий;

3) заказов потребителей;

4) привлечения статистической информации.

Можно ли указать, в каком направлении и насколько интенсивно в течение года будут изменяться параметры изделия в международном масштабе?

Технология

Имеются ли все необходимые рабочие планы (паспорта работ)?

Имеются ли все необходимые карты расчета затрат времени?

Имеются ли все необходимые планы-графики работы транспорта?

Имеется ли перечень (список) машин (станков)? Имеется ли план установки машин (станков)?

Наши рекомендации