Эмпирические исследования

Наиболее привлекательны для детей эмпирические исследования. Они особенно важны с точки зрения их творческого развития, а также не менее полезны в плане информационном. Эмпирические исследования детей вполне могут вписываться в наш общий большой классификатор.

Методику их проведения лучше всего рассмотреть на примерах работ, выполненных в наших экспериментальных школах.

«Изучение умственных способностей кошки»

Во время обсуждения темы для очередного исследования третьек­лассница Маша вспомнила, как однажды я рассказывал об экспери­ментах по изучению мышления людей и животных американского пси­холога Э. Торндайка и упомянул о его многочисленных опытах с кош­кой. О том, какие неутешительные «для кошки» выводы были сделаны из его исследований.






Мысль о том, что кошка не может считаться животным «с высоким интеллектом», Маше показалась ошибочной и очень обидной.

- А моя кошка умная! - заявляла она.

- Но кошка плохо обучается, ее даже опытные дрессировщики не
берутся обучать самым простым командам, - попробовал возразить я.

На что тут же получил ответ:

- А Куклачев! И потом, послушная - это одно, а умная - это со­
всем другое, - заявила Маша.

Возразить нечего! Справедливо.

Тему решили назвать: «Изучение умственных способностей кошки».

Выбор методов исследования.Стали думать, как исследовать.

- Очень просто! - заявила Маша. - У вас же есть тесты для де­
тей. Давайте я их доработаю и обследую свою кошку и других.

- Не пойдет, - сказал я, - они не годятся. Но у меня есть замеча­
тельный тест канадского психолога Д. Корена для определения
умственных способностей собак. Вот его вполне можно для этого пере­
работать.

Сбор материала.Маша внимательно изучила каждый субтест Д. Корена и переработала все с учетом «кошачьих особенностей». За­тем предстояло сделать шкалу. Конечно, мы не проводили мероприя­тий, которые обязательно требует для составления настоящей шкалы математическая статистика. Маша ограничилась минимальной «выбор­кой» и проверила тесты только на кошках одноклассников и знакомых. В результате по подсчитанным ею средним показателям была состав­лена собственная нехитрая шкала.

Обобщение полученных данных.Теперь, пользуясь этой шкалой, можно было обследовать других кошек и даже, по утверждению Маши, высчитывать нечто вроде «коэффициента кошачьего интеллекта». Но самым главным она считала то, что ею было доказано, что кошка, справляясь с ее заданиями, выполняет довольно сложные умственные операции. Субтесты, по которым шла проверка, были направлены на выявление самых разных умственных способностей животного:

- «умение решать проблемы» (например, строится узкий туннель из
книг, на одном конце этого туннеля кладется лакомство, к другому
подсаживают кошку, она видит лакомство, но туннель узок, по нему не
пройти, засекается время, которое понадобится кошке, чтобы обойти
туннель и взять лакомство);

- «обучаемость» (изобретается какая-нибудь несуществующая ко­
манда (например: «чип», «марм» и т.п.), по которой кошка должна
выполнить какое-нибудь действие (например, подать голос или дать
лапу), а дальше засекается количество попыток и время, за которое
кошка ее осваивает;

- «кратковременная память» (например, на глазах у кошки в один
из углов комнаты кладется лакомство, и кошку выносят из комнаты



на несколько минут, затем возвращают и наблюдают, как быстро она находит лакомство).

Не менее остроумные способы изучения «долговременной памяти», «внимания» и других характеристик кошачьих умственных способно­стей изобрела Маша, пользуясь, в качестве аналогов, методиками Д. Корена. Очень важно, что ее заинтересованность позволила ей «не просто следовать в фарватере чужих мыслей», а пропустить все через себя. И, получив новые знания, создать нечто совсем новое и исключи­тельно любопытное.

Подготовка доклада к защите. Этот этап работы при данной теме исследования не вызвал особых трудностей. Были кратко описаны все субтесты, снабжены для доказательности рисунками и приведены неза­мысловатые таблицы с результатами обследования разных животных.

Защита работы. Данная работа была представлена на очень стро­гий суд жюри и одноклассников. Но сделана она была настолько хоро­шо и осмысленно, что никакими вопросами оппонентам не удалось дискредитировать или поколебать авторские позиции.

Не менее интересные, но уже совсем другие эмпирические темы исследования выбрали и выполнили другие ребята: «Скрещивание растений», «Поведение вороны», «Все о яблоке», «Школьная доска: история, современность, будущее», «Какими бывают куклы», «Поче­му ездят автомобили», «Мини-Интернет (проект локальной компью­терной сети только для одноклассников)», «Шитье из бисера» и мно­гое другое. Все эти исследования предполагали наличие эксперимен­тальной части, в которую входили не только наблюдения, но и про­ведение специальных опытов и экспериментов.

"Изучение изменения настроения дошкольников» Приведем еще один интересный пример детского исследования, построенный на наблюдении.

Исследование по выявлению настроений детей младшей группы детского сада провела третьеклассница ГОУ № 1669 (начальная шко­ла - детский сад) Лена. Мама Лены работала воспитателем в детском саду, и девочку заинтересовала проблема эмоционального отношения малышей к посещению детского сада, их изменения, их настроения в течение дня. Почему многие малыши плачут, просят родителей не оставлять их в детском саду утром и те же самые малыши снова пла­чут, не хотят уходить из детского сада вечером?

Для поиска ответов на эти вопросы мы составили план исследова­ния. И Лена стала проводить свои наблюдения. Мы модернизировали с Леной методику психолога А.Н. Лутошкина - «экран настроения». Лена ежедневно, во время каникул, внимательно изучала динамику

детских настроений в течение дня. Она тщательно фиксировала полу­чаемые данные. Особого внимания начинающего исследователя были удостоены факторы, влияющие на формирование настроения ребенка.

Лена нашла ряд интересных закономерностей, о некоторых из них, как выяснилось позже, даже профессиональные воспитатели не знали. Они редко задумывались над этим. Так, например, воспитатели, как правило, убеждены, что проводимые ими занятия и праздничные ме­роприятия делают жизнь детей в детском саду интересной и повышают эмоциональный настрой детей. Исследование Лены показало, что это возможно и действительно часто встречается, но все же далеко не всегда выглядит именно так. При этом существенно на настроение ре­бенка могут повлиять и какие-то совсем незначительные, на первый взгляд, события, например: интересная игра или драка с товарищем, катание с горки на прогулке или булочка, которую давали во время полдника.

По итогам своего исследования Лена не только защитила доклад перед строгим жюри и одноклассниками, но даже провела специаль­ный семинар для воспитателей нашего детского сада. Первоначальное скептическое настроение воспитателей быстро рассеялось после того, как исследователь рассказала им о результатах своих изысканий.

«Идеальный учитель для первоклассников»

Эту интересную экспериментальную работу мы выполняли с раз­ными детьми в нескольких наших экспериментальных школах. И вез­де она вызывала неизменный интерес и у самих исследователей, и у учителей.

Третьеклассники, обычно объединившись в небольшую группу (два-три человека), разрабатывали пять-шесть качеств, наиболее важных, с их точки зрения, для хорошего учителя. Наиболее типичный список обычно выглядел так: «веселый, справедливый, умный, много знает, строгий, красивый». Затем они, предварительно договорившись с учи­телем, приходили в первый класс и проводили исследование.

На доске писали выделенные качества. После этого первоклассни­кам предлагалось на листочках бумаги написать названные качества в порядке значимости. Например, какое из названных качеств ты счи­таешь самым важным у учителя? Его надо поставить на первое место. Какое должно стоять, на втором, на третьем месте? Каждый ребенок писал на листочке свой список. Юные исследователи внимательно сле­дили за тем, чтобы каждый первоклассник работал самостоятельно.

Собранные листочки обрабатывались. Исследователи суммировали полученные каждым качеством места. Тщательно высчитывали рейтинг каждого качества. По итогам выстраивалась так называемая «идеаль­ная модель учителя» для данного класса.

'''* Во время защиты результаты исследования внимательно слушали

"* не только жюри и одноклассники авторов исследования, но и учителя

''.' первоклассников.

*?

В поле зрения наших «специалистов» по эмпирическим исследо­ваниям попадали и попадают самые разные темы и проблемы. Изуча­лись в разное время: «мыльные пузыри», «процесс таяния весеннего снега», «характер восприятия живописных произведений разных сти­лей»; «поведение ворон» (голубей, синиц, воробьев и др.), «характер обучаемости домашних животных» и многое другое.

«Изучение чистоты снега»

Третьеклассники из прогимназии № 1882 заинтересовались тем, насколько чист вновь выпавший снег, и можно ли, не опасаясь отрав­ления, лизать сосульки. Это было тем более интересно, что многие их одноклассники всегда были не прочь этот снег есть и сосульки обли­зывать. Естественно, несмотря на категорические запреты взрослых. А может быть, взрослые зря возмущаются, и белый снег чист и не ни­чуть не хуже мороженого.

План был прост и ясен с самого начала. Набрав свежего снега, ре­бята растопили его и стали исследовать. Первое, что бросилось в гла­за, - вода, получавшаяся из снега, даже при изучении ее «невоору­женным глазом» выглядела далеко не чистой.

Рассказывая о результатах своих исследований во время защиты, авторы опирались не на собственные рассуждения, а на надежный фундамент собственных наблюдений и экспериментов.

Наши рекомендации