Эмпирические исследования
Наиболее привлекательны для детей эмпирические исследования. Они особенно важны с точки зрения их творческого развития, а также не менее полезны в плане информационном. Эмпирические исследования детей вполне могут вписываться в наш общий большой классификатор.
Методику их проведения лучше всего рассмотреть на примерах работ, выполненных в наших экспериментальных школах.
«Изучение умственных способностей кошки»
Во время обсуждения темы для очередного исследования третьеклассница Маша вспомнила, как однажды я рассказывал об экспериментах по изучению мышления людей и животных американского психолога Э. Торндайка и упомянул о его многочисленных опытах с кошкой. О том, какие неутешительные «для кошки» выводы были сделаны из его исследований.
Мысль о том, что кошка не может считаться животным «с высоким интеллектом», Маше показалась ошибочной и очень обидной.
- А моя кошка умная! - заявляла она.
- Но кошка плохо обучается, ее даже опытные дрессировщики не
берутся обучать самым простым командам, - попробовал возразить я.
На что тут же получил ответ:
- А Куклачев! И потом, послушная - это одно, а умная - это со
всем другое, - заявила Маша.
Возразить нечего! Справедливо.
Тему решили назвать: «Изучение умственных способностей кошки».
Выбор методов исследования.Стали думать, как исследовать.
- Очень просто! - заявила Маша. - У вас же есть тесты для де
тей. Давайте я их доработаю и обследую свою кошку и других.
- Не пойдет, - сказал я, - они не годятся. Но у меня есть замеча
тельный тест канадского психолога Д. Корена для определения
умственных способностей собак. Вот его вполне можно для этого пере
работать.
Сбор материала.Маша внимательно изучила каждый субтест Д. Корена и переработала все с учетом «кошачьих особенностей». Затем предстояло сделать шкалу. Конечно, мы не проводили мероприятий, которые обязательно требует для составления настоящей шкалы математическая статистика. Маша ограничилась минимальной «выборкой» и проверила тесты только на кошках одноклассников и знакомых. В результате по подсчитанным ею средним показателям была составлена собственная нехитрая шкала.
Обобщение полученных данных.Теперь, пользуясь этой шкалой, можно было обследовать других кошек и даже, по утверждению Маши, высчитывать нечто вроде «коэффициента кошачьего интеллекта». Но самым главным она считала то, что ею было доказано, что кошка, справляясь с ее заданиями, выполняет довольно сложные умственные операции. Субтесты, по которым шла проверка, были направлены на выявление самых разных умственных способностей животного:
- «умение решать проблемы» (например, строится узкий туннель из
книг, на одном конце этого туннеля кладется лакомство, к другому
подсаживают кошку, она видит лакомство, но туннель узок, по нему не
пройти, засекается время, которое понадобится кошке, чтобы обойти
туннель и взять лакомство);
- «обучаемость» (изобретается какая-нибудь несуществующая ко
манда (например: «чип», «марм» и т.п.), по которой кошка должна
выполнить какое-нибудь действие (например, подать голос или дать
лапу), а дальше засекается количество попыток и время, за которое
кошка ее осваивает;
- «кратковременная память» (например, на глазах у кошки в один
из углов комнаты кладется лакомство, и кошку выносят из комнаты
на несколько минут, затем возвращают и наблюдают, как быстро она находит лакомство).
Не менее остроумные способы изучения «долговременной памяти», «внимания» и других характеристик кошачьих умственных способностей изобрела Маша, пользуясь, в качестве аналогов, методиками Д. Корена. Очень важно, что ее заинтересованность позволила ей «не просто следовать в фарватере чужих мыслей», а пропустить все через себя. И, получив новые знания, создать нечто совсем новое и исключительно любопытное.
Подготовка доклада к защите. Этот этап работы при данной теме исследования не вызвал особых трудностей. Были кратко описаны все субтесты, снабжены для доказательности рисунками и приведены незамысловатые таблицы с результатами обследования разных животных.
Защита работы. Данная работа была представлена на очень строгий суд жюри и одноклассников. Но сделана она была настолько хорошо и осмысленно, что никакими вопросами оппонентам не удалось дискредитировать или поколебать авторские позиции.
Не менее интересные, но уже совсем другие эмпирические темы исследования выбрали и выполнили другие ребята: «Скрещивание растений», «Поведение вороны», «Все о яблоке», «Школьная доска: история, современность, будущее», «Какими бывают куклы», «Почему ездят автомобили», «Мини-Интернет (проект локальной компьютерной сети только для одноклассников)», «Шитье из бисера» и многое другое. Все эти исследования предполагали наличие экспериментальной части, в которую входили не только наблюдения, но и проведение специальных опытов и экспериментов.
"Изучение изменения настроения дошкольников» Приведем еще один интересный пример детского исследования, построенный на наблюдении.
Исследование по выявлению настроений детей младшей группы детского сада провела третьеклассница ГОУ № 1669 (начальная школа - детский сад) Лена. Мама Лены работала воспитателем в детском саду, и девочку заинтересовала проблема эмоционального отношения малышей к посещению детского сада, их изменения, их настроения в течение дня. Почему многие малыши плачут, просят родителей не оставлять их в детском саду утром и те же самые малыши снова плачут, не хотят уходить из детского сада вечером?
Для поиска ответов на эти вопросы мы составили план исследования. И Лена стала проводить свои наблюдения. Мы модернизировали с Леной методику психолога А.Н. Лутошкина - «экран настроения». Лена ежедневно, во время каникул, внимательно изучала динамику
детских настроений в течение дня. Она тщательно фиксировала получаемые данные. Особого внимания начинающего исследователя были удостоены факторы, влияющие на формирование настроения ребенка.
Лена нашла ряд интересных закономерностей, о некоторых из них, как выяснилось позже, даже профессиональные воспитатели не знали. Они редко задумывались над этим. Так, например, воспитатели, как правило, убеждены, что проводимые ими занятия и праздничные мероприятия делают жизнь детей в детском саду интересной и повышают эмоциональный настрой детей. Исследование Лены показало, что это возможно и действительно часто встречается, но все же далеко не всегда выглядит именно так. При этом существенно на настроение ребенка могут повлиять и какие-то совсем незначительные, на первый взгляд, события, например: интересная игра или драка с товарищем, катание с горки на прогулке или булочка, которую давали во время полдника.
По итогам своего исследования Лена не только защитила доклад перед строгим жюри и одноклассниками, но даже провела специальный семинар для воспитателей нашего детского сада. Первоначальное скептическое настроение воспитателей быстро рассеялось после того, как исследователь рассказала им о результатах своих изысканий.
«Идеальный учитель для первоклассников»
Эту интересную экспериментальную работу мы выполняли с разными детьми в нескольких наших экспериментальных школах. И везде она вызывала неизменный интерес и у самих исследователей, и у учителей.
Третьеклассники, обычно объединившись в небольшую группу (два-три человека), разрабатывали пять-шесть качеств, наиболее важных, с их точки зрения, для хорошего учителя. Наиболее типичный список обычно выглядел так: «веселый, справедливый, умный, много знает, строгий, красивый». Затем они, предварительно договорившись с учителем, приходили в первый класс и проводили исследование.
На доске писали выделенные качества. После этого первоклассникам предлагалось на листочках бумаги написать названные качества в порядке значимости. Например, какое из названных качеств ты считаешь самым важным у учителя? Его надо поставить на первое место. Какое должно стоять, на втором, на третьем месте? Каждый ребенок писал на листочке свой список. Юные исследователи внимательно следили за тем, чтобы каждый первоклассник работал самостоятельно.
Собранные листочки обрабатывались. Исследователи суммировали полученные каждым качеством места. Тщательно высчитывали рейтинг каждого качества. По итогам выстраивалась так называемая «идеальная модель учителя» для данного класса.
'''* Во время защиты результаты исследования внимательно слушали
"* не только жюри и одноклассники авторов исследования, но и учителя
''.' первоклассников.
*?
В поле зрения наших «специалистов» по эмпирическим исследованиям попадали и попадают самые разные темы и проблемы. Изучались в разное время: «мыльные пузыри», «процесс таяния весеннего снега», «характер восприятия живописных произведений разных стилей»; «поведение ворон» (голубей, синиц, воробьев и др.), «характер обучаемости домашних животных» и многое другое.
«Изучение чистоты снега»
Третьеклассники из прогимназии № 1882 заинтересовались тем, насколько чист вновь выпавший снег, и можно ли, не опасаясь отравления, лизать сосульки. Это было тем более интересно, что многие их одноклассники всегда были не прочь этот снег есть и сосульки облизывать. Естественно, несмотря на категорические запреты взрослых. А может быть, взрослые зря возмущаются, и белый снег чист и не ничуть не хуже мороженого.
План был прост и ясен с самого начала. Набрав свежего снега, ребята растопили его и стали исследовать. Первое, что бросилось в глаза, - вода, получавшаяся из снега, даже при изучении ее «невооруженным глазом» выглядела далеко не чистой.
Рассказывая о результатах своих исследований во время защиты, авторы опирались не на собственные рассуждения, а на надежный фундамент собственных наблюдений и экспериментов.