Функциональная характеристика АИС «Налог»

КОРПОРАТИВНЫЕ АВТОМАТИЗИРОВАННЫЕ

ИНФОРМАЦИОННЫЕ СИСТЕМЫ (КАИС)

В ОБЛАСТИ НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ

Функциональная характеристика АИС «Налог»

Автоматизация системы налоговой службы России обусловлена необходимостью формализованного представления налоговых процедур. Формализация рабочих процессов в налоговых структурах имеет определенную сложность, так как экономическая и статистическая информация, циркулирующая как внутри ведомства, так и вне его, организационная структура инспекций слабо ориентирована на электронную обработку. Международный опыт использования ЭВМпредполагает внедрение достижений информатики и компьютерной технологии только на предварительно подготовленных к этому объектах, о чем указывается в Концепции модернизации налоговой службы РФ. В этой Концепции обозначено как обязательное условие соблюдение действующего общегосударственного и налогового законодательства.

В настоящее время в системе налогообложения России построена и функционирует специализированная АИС«Налог». Это основа информатизации налоговой системы России. Компоненты АИС«Налог» применяются в налоговых инспекциях в широком спектре их деятельности - от делопроизводства до принятия стратегических решений на основе анализа экономических и статистических данных, имеющихся во многих государственных организациях и ведомствах. Через инспекции проходит основной поток самых разнообразных документов - отчетных, платежных, справочных, нормативных, методических и др.

Основное назначение АИС«Налог» состоит в следующем:

•рационализация системы управления налоговой службой РФ;

•повышение уровня культуры в области информационного обеспечения для решения задач, стоящих перед системой налоговой службы РФ;

•экономия ресурсов в деятельности органов налоговой службы РФ.

В базовом звене налоговой системы - в налоговых инспекциях - с использованием информационных технологий выполняются следующие функции:

•ввод, обработка и хранение всех налоговых документов, поступающих в инспекцию на бумажных или электронных носителях;

•обеспечение автоматизированного обмена с внешними ИС;

•общесистемная (на уровне ОС или системы управления БД) и специальная (на уровне прикладных функций) защита данных от несанкционированного доступа пользователей с различными привилегиями;

•архивация данных по налогообложению и последующий их анализ с возможностью построения прогнозных отчетов;

•ведение архивно-справочной системы хранения, извлечения и обработки результатов запросов к информационной базе, выходных отчетных форм и любых других документов;

•генерирование и возможность модификации входных интерфейсных форм, выходных отчетных форм, библиотек запросов, личных БД пользователей;

•накопление и обработка статистической информации о работе пользователей, об интенсивности анализа различных частей информационной базы и активности входа в различные подсистемы АИС «Налог» и др.

Программные комплексы АИС «Налог».Функционально АИС «Налог» состоит из прикладных программных комплексов. Деятельность налоговых органов проходит в условиях изменения, обновления, корректировки законодательства и нормативных документов по налогообложению. Поэтому возрастает значение таких качеств прикладных программных комплексов, как мобильность и переносимость. В системе накоплен полезный опыт работы с прикладными программными комплексами. Эти комплексы состоят из двух основных блоков - блока системных программ и блока прикладных программ. Для реализации технологии «клиент-сервер» в АИС «Налог» задействовано достаточно много системных и инструментальных программных средств, а именно:

•Microsoft BackOffice - комплексный программный пакет для создания приложений по технологии «клиент - сервер»,

•Microsoft Windows NT Workstation - ОС для сервера БД и высоко- производительных клиентских станций;

•Microsoft Windows for Workgroups - ОС для сети клиентских станций;

•Microsoft Windows - ОС для клиентских станций;

•Visual С++ - язык для создания приложений, требующих оптимизации кода и быстродействия;

•Visual Basic - основной язык для создания бизнес-приложений;

•Logic Works ERwin/ERX - объектно-ориентированная система создания и модификации БД;

•Logic Works Bpwin - объектно-ориентированная система создания логической структуры БД;

•Logic Works Oowin - объектно-ориентированная система разработки методов воздействия на БД при возникновении событий;

•Robohelp - система создания файлов подсказок для ОС Windows;

•TimeLine for Windows - средство планирования и регулирования при создании программных проектов;

•Informix-NewEra - инструментальная среда создания приложений для систем управления базами данных (СУБД) Informix;

•Gupta SQLBase - СУБД фирмы Gupta;

•Gupta SQL Windows - инструментальная среда создания приложений для СУБД SQLBase;

•VB Assist - система, предоставляющая дополнительные сервисные возможности при проектировании приложений на языке Visual Basic.

Выбор вышеуказанных средств обусловлен необходимостью обеспечить перспективность и надежность; достижение сравнительно низкой себестоимости разработки, внедрения и сопровождения прикладных подсистем; получение значительных скидок на ПО у мирового лидера программных продуктов - фирмы Microsoft.

Подобное решение по выбору системных средств не исключает возможности использования существующих в налоговых органах вычислительных сетей на базе других средств. Блок прикладных программ призван обеспечить полноценное решение функциональных задач системы налогообложения. Этот блок состоит из двух комплектов программ - «Налогообложение, обеспечение сбора налогов и других платежей, отчетность по налогам» и «Обеспечение и контроль соблюдения налогового законодательства».

Комплекс программ «Налогообложение, обеспечение сбора налогов и других платежей, отчетность по налогам» предназначен для проведения:

•учета налогоплательщиков и банковских счетов;

•оперативно-бухгалтерского учета налогообложения;

•камеральных проверок налоговых расчетов;

•налоговой статистики и отчетности;

•учета контрольно-кассовых машин;

•обработки информации, поступившей от внешних автоматизированных систем других организаций (Министерства внутренних дел, ФСГС, Государственной таможенной службы и др.).

Комплекс программ «Обеспечение и контроль соблюдения налогового законодательства» решает следующие основные задачи:

•составление, анализ и корректировка графиков проведения документальных проверок;

•сбор и анализ информации, необходимой при проведении документальных проверок, из других подсистем АИС «Налог» с использованием запросной системы;

•сбор и анализ информации, необходимой при проведении документальных проверок, из внешних автоматизированных систем;

•составление и хранение размеров и видов выявленных сумм (сокрытия, переплат, штрафов и др.), актов по итогам документальных проверок, предложений к актам, журналов регистраций, проверок и правонарушений;

•получение и передача в подсистему оперативно-бухгалтерского учета результатов документальных проверок - сумм сокрытых налогов, доначислений, переплат, штрафных санкций и пеней;

•модификация входных и выходных интерфейсных и отчетных форм при изменениях инструкций по получению сводных официальных отчетных документов;

•учет административных мер, наложенных на физических лиц.

Прикладные программные комплексы АИС «Налог» несколько различаются по уровням управления госналогслужбы, но общая структура функциональных задач у них схожая. Рассмотрим для примера комплексы автоматизированной обработки информации АИС «Налог» федерального уровня. Они имеют нижеследующую структуру:

1) налогообложение, обеспечение сбора налогов и других платежей, отчетность по налогам:

•налогообложение доходов (прибыли) юридических лиц;

•налогообложение агропромышленного комплекса, природных ресурсов и земельного налога;

•налогообложение физических лиц;

•учет доходов от внешнеэкономической деятельности;

•ведение Единого государственного реестра налогоплательщиков;

•учет, налоговая статистика и информация;

2) анализ и прогнозирование данных по налогообложению:

•анализ и прогнозирование налогов с прибыли (доходов) юридических лиц;

•анализ и прогнозирование налогообложения предприятий агропромышленного комплекса;

•анализ и прогнозирование данных по налогообложению физических лиц;

•анализ и прогнозирование поступлений от местных налогов и сборов;

•анализ и прогнозирование косвенных налогов;

•анализ и прогнозирование внешнеэкономического и международного налогообложения;

•анализ и прогнозирование налоговых поступлений в государственные фонды и доходов от приватизации;

3) обеспечение и контроль соблюдения налогового законодательства:

•взаимодействие с органами статистики по контролю налогообложения;

•контроль соблюдения налогового законодательства, проводимый управлением налогообложения физических лиц;

•взаимодействие с таможенными органами по контролю налогообложения;

•нормативно-правовое обеспечение и взаимодействие с органами МВД;

•взаимодействие с автоматизированными системами банков по контролю налогообложения;

•контроль деятельности налоговых органов и налогоплательщиков;

•взаимодействие с органами учета имущества, контроля налогообложения;

4) обеспечение деятельности налоговой службы:

•делопроизводство и контроль исполнения документов;

•административное и финансовое обеспечение;

•материально-техническое обеспечение;

•планирование и оперативное управление информатизацией Госналогслужбы;

•информация и внешние связи;

5) ведение общесистемной нормативно-справочной информации:

•ведение общесистемной нормативно-справочной информации налогообложения физических лиц;

•ведение общесистемных классификаторов и нормативно-справочной информации о юридических лицах;

6) административно-диспетчерское управление функционированием АИС «Налог»:

•обеспечение обмена информацией в вычислительной сети центрального аппарата Госналогслужбы и по каналам связи;

•управление функционированием центрального банка данных Госналогслужбы;

•технологические АРМ федерального уровня;

•управление архивами Госналогслужбы;

7) управление налоговой службой включает комплекс АРМ руководителей и специалистов центрального аппарата Госналогслужбы.

Технологические решения АИС «Налог». Технология АИС «Налог» базируется на сетевом аппаратно-программном комплексе. Техническая база АИС «Налог» состоит из ЭВМ, сетевого оборудования и средств передачи данных. В системе задействованы ЭВМ типа IBM РС. Проводится постоянное обновление парка ЭВМ с целью развития вычислительных средств по техническим параметрам. В 1995 г. в Госналогслужбе России начались работы по реализации проекта внедрения новой прогрессивной технологии «клиент - сервер» для АИС «Налог». В структуре АИС «Налог» по технологии «клиент - сервер» создан ряд подсистем. Приведем характеристики некоторых из них.

Подсистема «Унифицированная система ввода и контроля отчетных и платежных документов на бумажных и электронных носителях» предназначена для обеспечения единой непрерывной технологии обработки данных с унифицированной системой документов. Подсистема обеспечивает ввод данных с использованием как графического (ОС Windows), так и текстового интерфейса (ОС MS-DOS), обрабатывает унифицированные документы, имеющие вид, наиболее приближенный к автоматизированной обработке информации, а также неунифицированные налоговые документы, находящиеся в обращении в налоговых инспекциях местного уровня.

Подсистема «Ввод, обработка и контроль отчетных документов налогоплательщиков» (камеральные проверки) служит для осуществления:

•автоматизации процесса приема и контроля за своевременностью представления налогоплательщиками бухгалтерских отчетов (баланса предприятия, отчета о прибылях и убытках, справки к этому отчету), налоговых расчетов, деклараций и других документов, связанных с исчислением налогов в бюджет;

•проверки достоверности документов в части правильности определения прибыли (дохода), иных объектов обложения и исчисления налогов и других платежей в бюджет;

•автоматического начисления штрафов с учетом применения финансовых санкций, предусмотренных законодательством Российской Федерации и республик в ее составе;

•расчета начислений платежей в бюджет;

•предоставления возможности налогоплательщикам сдавать отчетность в налоговую инспекцию на электронных носителях и проводить все проверки отчетных документов до встречи с налоговым инспектором.

Подсистема «Ввод и контроль платежных документов» предназначена для обеспечения:

•перехода к новым методам ввода и организации контроля платежных документов;

•освобождения основной части квалифицированных экономистов от рутинного труда;

•повышения достоверности данных по учету платежей, поступающих в бюджеты и государственные внебюджетные фонды.

Цель подсистемы «Контрольная работа» (документальные проверки):

•выявление правильности и достоверности организации и ведения бухгалтерского учета, своевременности и полноты уплаты налоговых платежей, а также правильности применения существующих льгот;

•составление, анализ и корректировка графиков проведения документальных проверок;

•сбор и анализ информации, необходимой при проведении документальных проверок, из других подсистем;

•составление и хранение размеров и видов выявленных сумм (сокрытия, переплат, штрафов и др.), актов по итогам документальных проверок, приложений к актам, журналов регистраций, проверок и правонарушений;

•получение и передача в систему оперативно-бухгалтерского учета результатов проведения документальных проверок - сумм сокрытых налогов, доначислений, переплат, штрафных санкций и пени;

•модификация входных и выходных интерфейсных и отчетных форм при изменениях инструкций по получению сводных отчетных документов и документов, фиксирующих результаты проведения проверок;

•учет административных правонарушений и принятых по ним санкций.

Подсистема «Статистическая налоговая отчетность и анализ - запросная система» служит для обеспечения:

•уменьшения трудоемкости по сбору, контролю, хранению и обработке данных регламентированных форм отчетности;

•сокращения трудоемкости получения различных отчетов (по форме собственности, отделу и др.);

•повышения качества и полноты анализа начислений и поступлений налогов в бюджет, оперативности представления данных и их достоверности;

•реализации произвольных запросов по различным критериям.

Подсистема «Администрирование системы» имеет следующие основные функции:

•инсталляция, деинсталляция и обновление клиентского и серверного ПО;

•управление конфигурацией ПО и рабочих мест пользователей;

•управление системой защиты и восстановления данных;

•администрирование общесистемных модулей (запросной системы, системой ввода и контроля отчетных и платежных документов, обмена данными с внешними организациями).

БД АИС «Налог».В АИС «Налог» решена задача создания интегрированных распределенных БД. БД АИС «Налог» построены с учетом трехуровневой структуры управления Госналогслужбы (местный - региональный - федеральный уровни). По специальному регламенту на федеральном уровне по каналам связи собираются и сводятся данные по Единому государственному реестру налогоплателыциков, налоговая статистическая отчетность и переписка. Из федеральных структур Госналогслужбы по электронным каналам поступают директивные указания, методические и нормативно-справочные материалы, сертифицированное ПО и доработки к нему. Для полноценного использования средств информационных технологий необходима информация практически из всех БД, имеющихся в информационной среде налоговых инспекций. Кроме того, создаются дополнительные БД с информацией, поступающей из внешних организаций.

Единый государственный реестр налогоплательщиков — это интегрированная многоуровневая БД, включающая идентификационные, статистические, учетные и другие характеристики:

•идентификационный номер налогоплателыцика (ИНН) и код причины постановки на учет (КПП) - уникальные коды, официально присваиваемые каждому налогоплателыцику (организации или физическому лицу);

•наименования, адреса и телефоны налогоплательщиков, фамилии руководителей организации;

•данные об учредителях, вышестоящей организации, государственной регистрации, подразделениях (филиалах, представительствах, дочерних и зависимых обществах) и др.

Дополнительно к этой информации в Едином государственном реестре налогоплательщиков могут храниться и накапливаться обобщенные сведения экономического характера (размер уставного фонда, реквизиты субъектов малого предпринимательства, форма уплаты налогов, форма учетной политики, наличие льгот по налогообложению, число дебиторов и общая задолженность). Отдельно выделяются сведения о крупнейших налогоплательщиках, их связях со своими структурными подразделениями.

Интегрированная многоуровневая БД банковских счетов налогоплательщиков содержит сведения о различных типах банковских счетов и о банках, в которых счета открыты. В комплексной БД лицевых счетов каждого налогоплательщика находится информация о составе уплачиваемых налогов, налоговых льготах, начисленных и уплаченных суммах налогов, штрафов, пеней, имеющихся недоимках, переплатах, возвратах из бюджета, предоставленных отсрочках и рассрочках налоговых сумм.

БД обязательных отчетных налоговых документов содержит документы, установленные действующим законодательством для указания налогооблагаемой базы и исчисления налогов самим налогоплательщиком - бухгалтерский баланс (форма # 1), отчет о прибылях и убытках (форма # 2), отчет о движении капитала (форма # 3), отчет о движении денежных средств (форма # 4), приложение к бухгалтерскому балансу (форма # 5), а также расчеты по налогам, сборам и другим обязательным платежам.

В банке данных нарушений налогового законодательства находится информация о характеристиках проведенных контрольных проверок налогоплательщиков. Сюда относятся идентификационные реквизиты налогоплательщика, вид проверки, органы и лица, ее проводившие, результаты проверок и решениях по ним. По проверкам регистрируются состав налоговых нарушений, сведения о доначисленных налогах и других обязательных платежах, финансовых санкциях, нарушениях, повлекших административную или уголовную ответственность. Банк данных имеет большое значение для анализа эффективности контрольных проверок и пресечения налоговых преступлений.

Нормативная БД содержит нормативно-справочную информацию - общероссийские классификаторы и справочники, например Общероссийский классификатор отраслей народного хозяйства - ОКОНХ;внутриведомственные, например систему обозначений государственных налоговых инспекций - СОГНИ;справочников других ведомств, например банковских идентификационных кодов - БИК, нормативные акты по налогообложению и др.

БД с дополнительными сведениями о налогоплательщиках пополняется из внешних источников или в налоговой инспекции. В состав этих сведений могут входить:

•данные о контрольно-кассовых машинах, зарегистрированных у налогоплателыциков;

•информация о земельной собственности;

•данные о недвижимом имуществе;

•информация о транспортных средствах;

•данные о ценных бумагах;

•информация о налогооблагаемой базе физических лиц;

•данные об имеющихся лицензиях.

БДс информацией из таможенных деклараций содержит сведения о внешнеэкономической деятельности налогоплательщиков.

Существует также БД алкогольной и табачной продукции с информацией о производстве, хранении и оптовой реализации основных подакцизных товаров.

Наши рекомендации