Товароведная классификация товаров
Товары как объекты коммерческой деятельности могут подразделяться по множеству признаков, среди которых основной —назначение.
По назначению все товары подразделяют на следующие роды:
- потребительские товары — товары, предназначенные дляиндивидуальныхпотребителейдля личного использования;
- товары промышленного назначения- товары, предназначенные для производства других товаров исоздающие его сырьевое и технологическое обеспечение;
- товары для офиса — товары, предназначенные дляулучшения организации административно-управленческойдеятельности.
Каждый род товаров подразделяется на подроды и классы. Род потребительских товаров делится на три подрода: продовольственные, непродовольственные и медицинские товары.
Класс товаров — множество товаров, удовлетворяющих
обобщенные группы потребностей.
В зависимости от используемого сырья и назначения классы
делятся на подклассы, группы, подгруппы, виды и разновидности.
Последние две группировки могут иметь наименования: номинальные
и марочные. Например, подрод продовольственные товары делится на два класса: пищевые продукты и табачныеизделия.
Подкласс однородных товаров — множество товаров, удовлетворяющих аналогичные группы потребностей, имеющих определенные различия. Например, подкласс «Пищевые продуктырастительногопроисхождения» удовлетворяетфизиологическиепотребности в специфических питательных веществах, присущихтолько этой группе, — углеводах, растительных маслах, белках, волокнахи т. п.
Группа однородных товаров — подмножество товаров, удовлетворяющих более специфичные группы потребностей, что обусловленоособенностями применяемых сырья, материалов, конструкций. Так, подкласс «Пищевые продукты растительного происхождения» подразделяется на плодоовощные, зерномучные и другие группытоваров, каждая из которых удовлетворяет потребности в определенномкомплексе веществ и имеет специфичное назначение.
Подгруппа товаров — подмножество товаров, имеющих общее сгруппой основное назначение, но отличающихся от товаров другихподгрупп только им присущими признаками. Так, груша кондитерскихтоваров делится на две подгруппы: сахаристые и мучные товары, различающиеся соотношением ocновных компонентов (сахара, муки ижиров).
Вид товаров — совокупность товаров, отличающихся индивидуальным
назначением и идентификационными признаками. Вид товаров как часть
множества обязательно имеет общее назначение с более крупными
классификационными группировками, отличаясь от них индивидуальным
назначением. К другим отличительным признакам вида относятся
показатели, позволяющие идентифицировать вид товара.
Разновидность товаров — совокупность товаров одного вида,
отличающихся рядом частных признаков. Так, по признаку«содержание начинки» различают две разновидности карамели —леденцовая и с начинкой.
Наименование товаров — совокупность товаров определенноговида, отличающихся от товаров того же вида собственным названием(именем) и индивидуальными особенностями, обусловленнымиподбором сырья, материалов, а также конструкцией, технологией. Наименование товаров может быть номинальным и марочным.
Номинальное наименование — именное обобщенное название товара,
выпускаемого разными изготовителями. Например, карамель
Театральная, конфеты Маска, Цитрон и др.
Марочное наименование, или торговая марка — индивидуальное
название товара, выпускаемого определенным изготовителем.
Довольно часто на это наименование выдается патент, что
обеспечивает защиту авторского права марочного наименования,
например, обувьSalamander, игристое вино АбрауДюрсо, сок Тонус.
Товарный артикул (ТА) — ассортиментная единица товара,включающая его наименование и/или торговую марку, при необходимости градацию качества (сорт, класс качества, номер, марку ит. п.), типоразмер или количественную характеристику фасованнойпродукции (массу, объем, длину, ширину, высоту и т. п.), а также иныенеобходимые сведения. Каждому товарному артикулу присваиваетсясвой штрих-код, что позволяет идентифицировать его на всех этапахтовародвижения. Для артикула одежды и
обуви важными признаками будут размер, цвет, фасон, страна
происхождения. Таким образом, идентифицирующие признаки
товарного артикула для разных товаров неодинаковы. Наиболеедоступным методом идентификациитоварных артикулов на всех этапах товародвижения является маркировка, в том числе и штрих-код.Классификация непродовольственных товаров
Торговая классификация - предусматривает деление непродовольственных товаров на следующие 19 товарных групп: товары бытовой химии; изделия из пластмасс; стеклянные товары; керамические; строительные; мебельные; металлохозяйственные; электротовары; бытовые электромашины и приборы;
текстильные; швейные; трикотажные; обувные;пушно – меховые; галантерейные; парфюмерно – косметические; ювелирные товары и часы;
культтовары; товары с/х назначения.
Учебная классификация предусматривает такое объединение товаров, которое обеспечивает удобство изучения их потребительских свойств.