Организация и проведение интервью

Любой вид интервью требует основательной подготовки к его проведению. Обозначается и тщательно продумывается тема интервью, определяется объект интервьюирования - респондент, с которым будет организована беседа. Необходимо подробно разобраться в предмете разговора, овладеть необходимым минимумом представлений о той жизненной сфере, о которой будет идти речь. Чтобы лучше понять человека, с которым предстоит встреча, необходимо получить о нём максимум информации.

Договариваясь о предстоящем интервью, нужно представиться, рассказать об организации, которую представляет интервьюер, объяснить цель, для чего собирается материал, где будет использоваться полученная от респондента информация. Следует учесть, назначая время и место встречи с респондентом, который работает, что в рабочее время ваш собеседник будет чаще отвлекаться, могут возникнуть неожиданные проблемы, его могут куда-то вызвать, не исключено, что во время разговора будет звонить телефон и т.д. Перечисленные моменты могут помешать доверительной беседе собеседников. Кроме того, в рабочем кабинете респондента обычно получается более официальный и сдержанный разговор, поэтому желательно встречаться на нейтральной территории и иметь для беседы достаточный запас времени. Беседу следует проводить наедине с респондентом, посторонние люди могут помешать раскрыться собеседнику более полно.

Если респондент согласен на проведение интервью, и вы определили день встречи, не напоминайте об этом респонденту несколько раз и не назначайте встречу за слишком продолжительное время вперёд. Бывают случаи, что респондент либо совсем отказывается от беседы, либо во время встречи не раскрывается полностью. У респондента психологически настроенного на то, что ему предстоит делиться с интервьюером своими сокровенными мыслями, назойливые напоминания о встрече и слишком долгое её ожидание, могут вызвать сомнения о правильности решения поделиться воспоминаниями и разговор может не состояться.

Опыт показывает, что некоторых респондентов пугает официальный термин «интервью». При знакомстве его лучше не употреблять, предпочтительнее договариваться «о беседе»: «Здравствуйте, Иван Иванович! Меня зовут Ольга, я работаю над проектом под названием: «Повседневность жителей Алтайского края во время Великой Отечественной войны». Целью проекта является изучение трудовой деятельности, отдыха, бытовых проблем жителей края во время войны»[11].

Накануне проведения интервью необходимо подготовить технику (диктофон или другие звукозаписывающие устройства, фотоаппарат, видеокамеру и т.д.), чтобы она не подвела во время беседы с респондентом. Отправляясь на встречу с респондентом,тщательно продумайте свой наряд. Аккуратно причесанные волосы, деловой стиль одежды будет являться визитной карточкой учреждения, которое вы будете представлять, позволит быстрее установить контакт с респондентом, особенно пожилого возраста. Во время проведения интервью, внимательным, вежливым отношением постарайтесь расположить респондента к себе, психологически настройтесь на собеседника, ещё раз корректно объясните, для какой цели проводится интервьюирование, где будут в дальнейшем использоваться материалы, полученные в ходе проведённой беседы. Следует устроиться в комнате по возможности так, чтобы сидеть с респондентом на одном уровне, и тогда никто не будет возвышаться над другим, что важно и в психологическом плане. Интервью должно проходить в форме обычной беседы. Стараться не прерывать рассказчика, а лишь деликатно направлять его в нужно русло.

В самом начале встречи, для создания атмосферы доверительности, можно рассказать собеседнику о себе, о своей учёбе, о музейном объединении, где он занимается, рассказать о проектах, которые они выполняют. Можно начать разговор с просмотра фотографий в альбомах и развешенных на стенах квартиры, это поспособствует стимулированию процесса воспоминаний, рассказ в таком случае может получиться развёрнутым и интересным[12]. Во время проведения беседы желательно сделать фотографию респондента, которая затем будет размещена на первых листах расшифрованного и распечатанного интервью. Если позволят условия, можно сделать видеосъемку.

Интервьюер должен вести диалог с респондентом таким образом, что бы задаваемые вопросы как можно шире освещали предложенную тему. Если вы видите, что ваш вопрос неприятен респонденту, не настаивайте на ответе, попробуйте вернуться к вопросу позже, сформулировав его иначе. Бывает, что респонденту тяжело рассказывать о каких-то эпизодах из своей жизни, в таком случае не следует углубляться в воспоминания.

Основным фоном беседы должно стать уважительное отношение к собеседнику и его воспоминаниям.Интервьюер обязан защищать респондента от возможных душевных травм, вести беседу корректно, с уважением к его достоинству. Стараться не выражать свою реакцию на неприемлемые для себя ответы и рассуждения респондента. Не перебивать респондента, не прерывать его рассказ. Даже если ответы вызывают у вас сомнение, не следует в это посвящать собеседника. Не пренебрегайте неинформативными и даже ошибочными ответами, они могут дать важную информацию о самом респонденте, его памяти, опыте и т.д.

Интервьюирование с пожилыми людьми рекомендуется проводить в течение полутора – двух часов, не более. Если вы видите, что респондент готов ещё что-то рассказать, следует договориться о дополнительной встрече, либо сделать перерыв. В начале беседы следует предупредить респондента, что вы будете записывать его ответы на электронный носитель и делать записи вручную. Кроме полной фиксации ответов, следует записывать свои наблюдения за респондентом, то, что не может быть зафиксировано записью на диктофон, – позу рассказчика, манеру говорить, язык жестов, иллюстрирующий отдельные эпизоды рассказа. Запись интервью следует вести на листах с одной стороны, оставив слева поля для заметок. При записи ответов на вопросы только вручную - происходит частичная потеря информации, при записи беседы на электронный носитель такая потеря восполняется. После проведения интервью обязательно поблагодарите респондента за общение и предоставленную им информацию.

Вопросы для интервьюирования.

Один из важных этапов подготовки к интервьюированию - составление перечня вопросов. Вопросы должны быть понятными, по возможности краткими (содержать в себе одну мысль, иначе ответ не будет полным), а так же: своевременными, не однозначными, уместными, точными, настраивающими не только на констатацию фактов, но и на размышления. Если вопрос понятен и заинтересовал респондента, он начинает говорить ярко и образно, порой удивляя исследователя точностью и выразительностью своих формулировок. Для исследователя встреча с таким респондентом удача. Ниже, как пример яркости изложения респондента, приводится ответ на вопрос, заданный Петру Митрофановичу Касьянову, ветерану ВОВ, в настоящее время проживающему в городе Барнауле.

«Как изменилась жизнь с началом войны?

Когда началась война, вся молодёжь и я в том числе, написали заявления добровольцами на фронт. Начальник штаба нас вызвал и сказал: «Успеете повоевать». Рядом с местечком, где располагался наш полк, была крупная узловая станция Лиски и мост через реку Дон. Вечером ужин и вдруг – тревога, наступает немец. Всё побросали, команда на лошадей и выезжать. Капельмейстер меня отправил схоронить в подвале электростанции второй комплект духовых инструментов. Я побежал выполнять приказ. Начался обстрел. Инструменты спрятал, но до утра не мог вылезти из подвалов. В голове одна мысль: «Станцию немец занял, город тоже». Сердечко бьётся, но, сколько не сиди, а выходить надо. Вылезаю. Двери - рып-рып, потом понял, что это сквозняк. Выхожу на крыльцо, стою, а кругом гробовая тишина и никого. Всё пусто. Только возле станции одного рабочего встретил, а больше никого. Часть догнал. По дороге отступала артиллерия, шли танки, стягивали силы, что бы хоть на время задержать врага, отстоять переправу…»[13]

Не зависимо от темы, по которой предстоит беседа, в первую очередь задаются вопросы, которые раскрывают информацию, касающуюся персональных данных респондента. Эти вопросы являются обязательными при проведении интервью и являются своеобразной паспортичкой[14] респондента. На листках, предназначенных для фиксирования ответов можно заранее записать эти вопросы, по возможности заполнить графу ответов, а при проведении интервью останется лишь уточнить данные и внести правки.

Паспортичка.

1. Название проекта;

2. Фамилия, имя, отчество респондента;

3. Дата рождения респондента;

4. Место рождения;

5. Профессия, где работал или работает, кем, трудовой стаж (если на пенсии, то, с какого времени);

6. Домашний адрес, телефон;

7. Место проведения беседы;

8. Дата проведения беседы;

9. Фамилия, имя интервьюера;

10. Название учебного заведения либо место работы интервьюера.

11. Дата транскрибирования интервью.

Для начинающего интервьюера необходимо составить подробный вопросник предстоящего интервью, с которым юный музеевед будет обращаться к очевидцам тех или иных исторических событий. Вопросы, составленные для интервьюирования, могут касаться событийных моментов определённого периода жизни респондента. Рассмотрим примерные вопросы, которые можно использовать для получения первичной информации при разработке проекта: «Повседневность жителей Алтайского края во время Великой Отечественной войны».

Наши рекомендации