Подходы к построению ИС
В системно – информационном подходе в основе лежит исследование организации как системы принятия решений с выделением подсистем, которые могут быть действительно систематизированы, то есть осмыслены в терминах “вход в процесс – выход”, доведены до построения моделей информационных потоков и в конечном итоге сведены к автоматизированным операциям по обработке данных. Такой подход иногда называют системным анализом организации.
В крупных корпорациям применяется более общая идея, состоящая в систематическом планировании организации. Организационное планирование понимается как сознательное усилие по улучшению функций организаций, на основе повышения эффективности связей в ИС. Процедура системного анализа не может быть формализована, так как включает целую группу формализуемых и не формализуемых характеристик объекта исследования: во-первых, должны учитываться результаты формального изучения и описания процессов управления. Вторая компонента – изучение мотивации управленческого персонала. Еще одна компонента системного анализа – изучение опыта управления и заимствование оправдавших себя на практике системных процедур. Процедура анализа может быть сведена к ряду стандартизованных крупных этапов.
Основной пункт: планирование ИС. Включает: формулировку целей, определение проблем, организацию работ по созданию системы, предпроектное исследование и выработку графика проведения работ.
Планирование последовательно реализуется на уровне всей организации, индивидуальной системы решения группы задач и на уровне отдельных подсистем. Цели систем могут быть сформулированы в зависимости от степени их общности и важности как конечный выход всей организации, ее подразделений или отдельных должностей.
Цели должны быть ясными, осуществимыми, определенными по срокам, измеримыми, динамичными и совместимыми с целями высших и низших уровней. На стадии планирования выявляются приоритеты целей, а также ограничения для их достижения.
Анализ системы –
Он включает сбор данных для точного описания существующей системы, анализ данных, документированное оформление выводов и подготовку рекомендаций о направлениях проектирования системы.. Задача этого исследования состоит в выявлении каждой ситуации, требующей улучшения. Для диагностики системы широко используется контрольные карты – опросники. Они составляются по таким вопросам как потоки работ и их взаимосвязи, организационная структура и политика в области управления, формы докладов и отчетов, укомплектованность кадрами и их уровень, техническая вооруженность.
Анализ технологии осуществляется параллельно с системным анализом организации и состоит в выработке главных направлений совершенствования техники и технологии решения проблем.
Проектирование системы – определяется концептуальное решение выявленных проблем, разрабатывается детализированный проект, содержащий спецификации входов и выходов, процедуры переработки информации и контроля, а также характеристику технического и программного обеспечения системы.. При описании организационных систем используют два типа диаграмм:
системные – охватывают все виды деятельности: автоматизированные и неавтоматизированные с указанием требуемых действий применяемых технических и методологических средств;
программные – детализируют описание операций, подлежащих автоматизации с помощью ИС.
Разработка процедур заканчивается рекомендациями по переподготовке персонала, описанием условий эффективного выполнения процедур.
Моделирование системы – позволяет сравнить различные варианты создания и функционирования системы. Применяется для тех блоков системы, деятельность которых допускает формализацию.
Экономическая оценка системы. Главное – сопоставить результаты и затраты при разных вариантах организации системы.
Исследование осуществимости и организация внедрения.
Цель заключается в определении того, в какой степени усовершенствование системы может быть внедрено и полезно для целей организации. Исследование ведется по 3-м направлениям: экономическому, техническому, операционному.
Внедрение системы.
Это вся совокупность мероприятий по созданию материальной базы, набору и обучению персоналу, проведению организационно-административных мероприятий и началу работ по новой системе.
Оценка результатов.
Сравниваются фактические результаты с ожидаемыми, проводится анализ причин отклонений, вырабатываются корректирующие действия.
Долгосрочное планирование.
Высший уровень проблем связан с выделением важнейших стратегических линий. На среднем уровне определяют организационные формы решения стратегических задач. Нижним уровнем явл. проблема выбора процедур реализации отдельных функций.