Тема 13. Создание и оценка эффективности региональных логистических систем
Прежде чем окончательно сформировать сложную экономическую систему значительных масштабов, какой является региональная логистическая система, целесообразно построить возможные композиции из необходимых подсистем, таких, которые, дополняя и подменяя друг друга, предположительно смогут обеспечить достижение собственных целей и, главное, целей обслуживаемых систем.
Ориентирами для построения такого рода систем должна быть социально-экономическая или иная заинтересованность входящих в систему структур. Также необходимо, чтобы интегрированные структуры обладали способностями к организационному, финансовому и техническому взаимодействию и ими легко было управлять в рамках нового образования.
Синтезирование таких вариантов структур управления, планирование их параметров и результатов деятельности является сложным этапом проектирования логистических систем. Этот этап проектирования исключительно Ответственен, поскольку проектирование и синтез систем имеет очень важное значение для большинства последующих мотиваций и решений в процессе оптимизации организационных структур управления.
Целесообразно формировать несколько вариантов структур, соответствующих различному сочетанию логистических производственных, транспортных, коммерческих и других подсистем с точки зрения их количества, иерархического соотношения и функционального назначения.
Деятельность логистической системы и всех ее звеньев нацелена на рынок и стимулируется им, поэтому она должна оцениваться по критерию минимизации затрат всех задействованных ресурсов, но не по отдельным видам деятельности, а по единому потоку производства, его обеспечения и сбыта.
Рынок через потребителя, предопределяя производство определенной продукции, формирует ее свойства и цены. Это осуществляется с учетом потребительских требований, а также наличия и возможностей конкурентов. В соответствии с этим логистическая система через свои организационные подразделения должна комплексно решить множество конкретных задач, описываемых, например, следующим сценарием, основные этапы которого представлены ниже в виде агрегированных блоков.
• Формирование для конкретного периода времени программы (пакета программ) производства конкретной продукции для конкретного рынка с конкретными свойствами и характеристиками, а также конкретной ценой.
• Оптимизационный поиск на региональном и внере-гиональном рынках, покупка и доставка более совершенных средств производства, если в них есть необходимость, и конкретных материальных ресурсов, ориентируясь на минимизацию соответствующих элементов себестоимости производства. • Реализация производственных программ, в том числе формирование и контроль абсолютных и относительных значений тех элементов себестоимости продукции, которые зависят от технологии производства, цеховых и общепроизводственных затрат.
• Продажа готовой продукции на конкретных рынках, для которых она произведена, не превышая при этом абсолютных значений тех элементов затрат, которые предусмотрены в цене при формировании производственной программы для сбыта готовой продукции. Следует также отдельно указать на необходимость оптимизации тех этапов движения материальных потоков, которые прежде всего гарантируют своевременность и надежность всего потока. Такая оптимизация возможна за счет выбора более скоростных, но, возможно, менее надежных, или более надежных, но и более замедленных видов транспорта на этапах материально-технического обеспечения и сбыта.
В соответствии с изложенным базовым сценарием поведения, логистическая система в регионе может не только обслуживать функционирующие в нем хозяйственные системы, но и, развивая и модифицируя свою деятельность, самостоятельно инвестировать и создавать новые, востребованные рынком производственные мощности. Исходя из этого, логистическая система, первоначально предназначенная для управления существующими материальными потоками, может трансформироваться в источник новых производственных отношений и производительных сил, новых производственно-коммерческих формирований в виде холдингов, концернов, акционерных обществ и других форм бизнеса от малых до крупных.
Тема 14. Организация управления логистическими системами
Система управления должна предопределять комплексное, синхронное функционирование логистических структур, во-первых, в соответствии с их конкретными для каждого региона функциональным логистическим назначением и целями, во-вторых, на базе социально-экономических и организационно-технических условий их формирования, в-третьих, с учетом принципов и направлений логистической интенсификации их целесообразного развития, а также, в-четвертых, желательно в параметрах рентабельной деятельности, оптимальные значения которых сформированы в процессе проектирования логистической системы.
Однако указанные параметры и полигон деятельности, как бы корректно они ни были спрогнозированы в процессе проектирования логистической системы, могут и будут по истечении определенного времени подвергаться коррективам. Это естественно, поскольку логистическая система может и должна подвергаться новым воздействиям окружающей среды и возможным возмущениям в собственной внутренней среде. Учитывая эти обстоятельства, вновь должны проявляться оптимизационные и адаптивные свойства логистики и, прежде всего, через гибкую систему управления. Поэтому, кроме приведенных выше четырех блоков требований к системе управления, она обязана способствовать их модернизации и логистической интенсификации за счет углубления адаптации на рынке и т. п.
Для выполнения всех вышеназванных функций система управления логистической системой должна формировать соответствующую организационную структуру управления. Такая структура должна представлять целесообразный набор управленческих подсистем и их элементов, находящихся в необходимой горизонтальной и вертикальной иерархической связи и обладающих свойствами, позволяющими обеспечивать логистической системе экономическую надежность.
Организационная структура управления логистической системой с учетом изложенного должна быть в некотором роде зеркальным отражением организационно-производственной структуры. При этом группы управленческих задач и функций, формируясь и распределяясь по специализированным управленческим подразделениям и группам специалистов, должны быть производными от системы целей, стоящих перед логистической системой в целом и каждой ее организационно-производственной структурой в отдельности.
Таким образом, для оптимизационного построения организационных структур управления прежде всего целесообразно системно проанализировать все технологические и адекватные им информационные операции логистического обслуживания, хозяйственные связи и вызванный ими документооборот в масштабах зональных и региональных логистических центров и в необходимые интервалы и моменты времени. Системное исследование такого рода и очередность принятия соответствующих решений по формированию организационной структуры управления можно представить в виде последовательности ряда этапов: на основании разработанных ранее задания и системы целей производится построение вначале предварительного, а затем промежуточного и проектного варианта систем с учетом распределения функций по создаваемым структурам и согласования с учредителями и региональной властью.
Исключительно важно, чтобы процессам внедрения новых структур предшествовала социальная и психологическая подготовка, при которой дополнительно обосновываются социально-экономические мотивации перехода к логистическому управлению. Чем большую лояльность проявят коллективы работающих в интегрируемых организациях и предприятиях, тем с большей эффективностью и с меньшими затратами времени осуществится адаптация нового порядка логистического оптимизационного управления.
Важным этапом создания организационной структуры управления является определение типа искомой организационной структуры, характеризующей разделение и координацию управленческого труда.
Традиционное управление в большинстве отраслей базируется преимущественно на основе линейной и линейно-функциональной структуры, являющихся при относительно стабильных условиях производства и сбыта вне рыночных отношений достаточно эффективным. Однако в условиях рынка деятельность логистических структур осуществляется при постоянных, зачастую глубоких изменениях в собственной системе, а также в смежных системах поставщиков и потребителей. Такое положение требует, с одной стороны, узкой специализации, а с другой стороны, обусловливает необходимость взаимодействия и координации при выполнении многих функций. С учетом изложенного структура управления на каждом иерархическом уровне должна включать функциональные подразделения, обеспечивающие в тождественных подразделениях, связанных по горизонтали, решение типовых задач, а также нестандартных программ и задач, требующих логистически творческого поискового подхода. Кроме того, такие функциональные подразделения, координируя осуществление функций своего иерархического уровня по продуктовому признаку, должны вместе с тем управлять функционированием в разрезе территориального признака.
С учетом изложенного целесообразно проектирование комбинированной программно-целевой структуры управления с элементами штабной и линейно-функциональной структуры. Такой комбинированный тип структуры создает предпосылки для комплексного управления логистической системой в целом и обеспечивает стремление каждого логистического подразделения на достижение конечной цели всей системы.