Структура корпоративной информационной системы
Современные банки, предприятия и организации представляют собой совокупность подразделений, филиалов, отделов и офисов, обменивающихся между собой информацией и выполняющих отдельные части общей работы.
Любая организация – это совокупность взаимодействующих элементов (подразделений), каждый из которых может иметь свою структуру. Элементы связаны между собой функционально, т.е. они выполняют отдельные виды работ в рамках единого бизнес-процесса, а также информационно, обмениваясь документами, факсами, письменными и устными распоряжениями и т.д. Кроме того, эти элементы взаимодействуют с внешними системами, причем их взаимодействие может быть как информационным, так и функциональным. Такая ситуация справедлива практически для всех организаций, каким бы видом деятельности они не занимались (органы государственного управления, банки, промышленные предприятия, коммерческие фирмы и т.д.).
Такой общий взгляд на организацию позволяет сформулировать некоторые общие принципы построения корпоративных информационных систем, т.е. информационных систем в масштабе всей организации:
1. Информационная модель – представляющая собой отражение реальной информационной базы банка и описывающая все существующие информационные потоки, совокупность правил и алгоритмов функционирования информационной системы;
2. Техническое обеспечение (суперкомпьютеры, имеющие перспективные архитектуры и технологии организации вычислительного процесса);
3. Средства коммуникации (сетевые компьютерные технологии, технологии Internet/Intranet, технологии клиент - сервер);
4. Системное и сетевое программное обеспечение, обеспечивающее работу коммуникационных средств;
5. Прикладное программное обеспечение, необходимое для выполнения прикладных задач в каждом подразделении банка;
6. Средства обеспечения безопасности (разграничение доступа к ресурсам, обеспечение надежности функционирования корпоративной системы в целом).
Стандартизация и сертификация в информационной технологии
Любые технические, программные средства должны подвергаться обязательной сертификации и стандартизации, как и любой другой продукт.
Важную роль при создании корпоративных информационных систем играют стандарты ISO/OSI (International Organization/Open System Interconnect), то есть стандарты открытых вычислительных систем (модульность, открытость и т.д.). Архитектура взаимодействия открытых систем определяет терминологию и основные концепции управления. Эти концепции включают средства и службы управления взаимодействием и ресурсами открытых систем.
При создании информационных систем компания следует принятым международным стандартам:
1. ISO/OSI 12207 – определяет структуру жизненного цикла программного обеспечения. Жизненный цикл программного обеспечения - непрерывный процесс, который начинается с момента принятия решения о необходимости создания программного обеспечения и заканчивается в момент его полного изъятия из эксплуатации. Требования стандарта являются общими для любых моделей жизненного цикла программного обеспечения, методологией и технологией разработки.
2. ISO 9000 – семейство стандартов, представляет собой руководство по созданию эффективной системы обеспечения качества производимых продуктов и услуг. В частности, стандарт ISO 9004 содержит рекомендации по управлению качеством и созданию систем, удовлетворяющих критериям высокого качества.
Международные банковские стандарты по программному обеспечению (примеры).
1. ISO 7811 – устанавливает требования для символов, наносимых на идентификационные карты методом рельефного печатания.
2. ISO 7811/1 – описывает параметры идентификационных карт.
3. ISO 7811/2 – устанавливает характеристики магнитной полосы на идентификационной карте, метод кодирования информации и наборы кодируемых символов.
4. ISO 4909 – устанавливает требования к выпускаемым и принимаемым банковским карточкам, обеспечивающим возможность обмена данными, записанными на магнитную полосу.
5. ISO 7816/1 – определяет физические характеристики карточек на интегральных схемах с контактами.
6. ISO 7816/2 – оговаривает размеры, расположение и назначение каждого из контактов плат интегральных схем.
7. ISO 7816/3 – определяет энергетические параметры и структуру сигналов, а также обмен информацией между карточкой на интегральной схеме и интерфейсом, например, терминалом. В ней также рассматриваются скорости передачи сигналов, уровни напряжений, величины токов, соглашения по четности, процедуры работы, механизмы передачи и связь с карточкой, содержащей интегральную схему.
ТЕМА 2. Техническое обеспечение информационных технологий
Понятие технических средств обеспечения информационных технологий.
Техническое обеспечение - это комплекс технических средств, предназначенных для работы информационной системы, а также соответствующая документация на эти средства и технологические процессы.
Современные технические средства обеспечения управления информационными ресурсами по своему составу и функциональным возможностям весьма разнообразны. Они включают:
- Средства вычислительной техники;
- Средства коммуникационной техники;
· Средства организационной техники.
Компьютерная техника предназначена, в основном, для реализации комплексных технологий обработки и хранения информации и является базой интеграции всех современных технических средств обеспечения управления информационными ресурсами.
Коммуникационная техника предназначена, в основном, для реализации технологий передачи информации и предполагает как автономное функционирование, так и функционирование в комплексе со средствами компьютерной техники.
Организационная техника предназначена для реализации технологий хранения, представления и использования информации, а также для выполнения различных вспомогательных операций в рамках тех или иных технологий информационной поддержки управленческой деятельности.
В составе комплекса технических средств обеспечения управления информационными ресурсами выделяют средства компьютерной техники, средства коммуникационной техники и средства организационной ехники.
Рис. 1. Технические средства управления информационными ресурсами
На сайте www.tkat.ru представлен широчайший спектр информационных разделов, посвященных, в частности, техническим средствам обеспечения управления информационными ресурсами.