Рекламная аргументация
Аргументация – это способ рассуждения, в процессе которого выдвигается некое положение в качестве доказанного тезиса (тезис – это положение, которое необходимо аргументировать). Истинность рекламного тезиса доказывается с помощью системы аргументов.
Аргумент – это отдельное доказательство, которое входит в систему доказательств, благодаря которым доказывается тезис.
Остановимся на классификации рекламных аргументов.
Аргументы делятся на две большие группы:
1.
по способу воздействия;
2.
по цели воздействия.
По способу воздействия выделяются логическая и эмоциональная аргументация:
^ Логическая (рациональная) аргументация – рациональное обоснование выгоды приобретения товара (услуги).
В логической аргументации раскрываются внутренние признаки предметов и явлений, доказываются определенные положения. Этот тип речи опирается на логику, умозаключения и связан с содержательно-концептуальной информацией речи.
Размышление выражает точку зрения автора, позволяет вовлекать в речевой процесс читателей, доказать истинность суждений. Это приводит к активизации их внимания, вызывает интерес к содержанию. Автор, таким образом, размышляет над объектом рекламы, рассуждает о нем вместе с читателями.
Индукция – умозаключение от частного к общему (обобщение): из наблюдения массы случаев делается общий вывод. Ярким примером такой аргументации являются рекламы с использованием свидетельств сразу нескольких людей, из аргументов которых делается общий вывод.
Дедукция– умозаключение от общего к частному: из суждения о правильности общего утверждения делается вывод, что правильны и отдельные случаи его приложения. Так, например, в рекламе крема «Чистая линия» сначала говорится о полезных свойствах брусники, а затем – о пользе крема с экстрактом брусники.
·
Среди многих растений лесной зоны самое удивительное – брусника. Поздней осенью листья брусники содержат максимальное количество тонизирующих веществ. Именно поэтому экстракт брусники стал основой для нового тонизирующего крема, созданного в лаборатории «Чистая линия». Крем «Чистая линия» с экстрактом брусники насыщает кожу витаминами, увлажняет ее и прекрасно тонизирует
Аналогия – выявление сходства двух предметов и вывод о том, что предметы схожи и в других отношениях. Аналогия может использоваться, например, при выведении на рынок нового товара известного производителя; это может быть ссылка на уже раскрученный товар, имеющий благоприятный имидж. Примером последнего является слоган зубной пасты Blendax:
·
^ Blendax. От производителя Blend-a-med.
Эмоциональная аргументация – построена на обращении к эмоциям и основным мотивам. Эмоциональные аргументы взывают к чувствам и ощущениям. Эмоционально написанный текст вызывает живую реакцию читателей. К основным мотивам мы относим следующие:
1) физическое благополучие – инстинкт самосохранения, безопасность, здоровье, удобство, комфорт, свобода действий и др.
·
Моторное масло U-Tech. Ваша уверенность за рулем.
·
Витамины “Пиковит”. Дети не знают, что им полезно, но они знают, что им нравится.
·
Волнуетесь? Persen успокоит.
·
«Пежо». Сделано для удовольствия. Сделано для вас.
2) экономические интересы – выгода, прибыль, увеличение собственности и материальных благ, карьера, профессиональные гарантии и др.
·
Вермишель «Ролтон». В 3 раза дешевле – в 100 раз вкуснее.
·
Батарейки Durasel. Работают дольше. Намного дольше.
·
Tele 2 GSM. Всегда дешевле.
3) социальные интересы – семья и ее благополучие, хорошая репутация, авторитет, престиж, власть, общественные добродетели (честь, благородство, традиции), чувство собственного достоинства.
·
Пиво «Чешский стандарт». Лучший стандарт.
·
Бытовая техника «Филипс». Изменим жизнь к лучшему.
·
Шоколад Alpen-Gold. Дома все вместе – душа на месте.
·
Samsung. Для тех, кто стремится к большему.
4) развлечение – игра, соревнование, риск, азарт, отдых, юмор, игра воображения.
·
Ariston. Мы угадываем желания.
·
Nescafe. Сезон золотой мечты.
·
Шоколад «Воздушный». Чудеса витают в воздухе.
5) истина и справедливость – правда, истина, чувство долга, моральная поддержка, великодушие, сострадание и др.
·
Лотерея “Золотой ключ”. Честная игра.
·
Голосуй сердцем!
·
Голосуй, а то проиграешь!
По цели воздействия выделяется утверждающая, диалектическая и порождающая аргументация.
^ 1. Утверждающая аргументация – подача аргумента как факта, аксиомы.
·
Fairy. Отмывает жир даже в холодной воде.
·
Дело есть дело. И нам просто некогда болеть. Новый «ТераФлю-экстра» от гриппа и простуды со вкусом яблока и корицы. «ТераФлю-Экстра». Некогда болеть!
·
Колготки Oroblu .Истинное качество нельзя не заметить!
^ 2. Диалектическая аргументация – аргументы направлены на частичное изменение мнения потребителя в пользу товара.
·
Lancome Paris. Наконец-то тон для лица обеспечивает стойкость и комфорт с утра до вечера.
·
«Тинькофф». Пивоваренный ресторан, каким он должен быть!
·
Levante. Идеальные колготки.
^ 3. Порождающая аргументация – уничтожение уже имеющегося потребительского мнения и создание нового.
·
Tele 2 GSM. Всегда дешевле.
·
Oil of Olaz. Мы докажем – Вы можете выглядеть моложе.
·
«Креон» – всемирно признанный лучший препарат для лечения недостаточности поджелудочной железы. «Креон» – лучшее, что вы можете дать вашему пищеварению.
·
Секущиеся концы волос – это настоящее бедствие. Но его можно одолеть с помощью питательного бальзама-ополаскивателя Pantene Pro-V на каждый день.
Приемы усиления рекламной аргументации.
1. Использование диалога в рекламном тексте, что дает следующие преимущества:
1.
диалог в ситуации использования товара показывает потребителя в реальных условиях;
2.
посредством диалога можно более доступно и правдоподобно развить аргументацию;
3.
в диалогизированной рекламе могут быть использованы и прямые аргументы (герои рекламы в разговоре перечисляют аргументы в пользу товара), и косвенные аргументы (из разговора героев потребитель узнает об особенностях товара, при этом сам товар практически не обсуждается).