Распределение потоков на равнине
Опыт показывает, что в верхних сло ях атмосферы диаметр некоторых по токов может достигать 1000м. Естест венно, их легко обрабатывать. Однако, ядро такого потока всего 50-100 мет ров, а иногда еще меньше. На равнине расстояние между потоками, обычно составляет 2-2.5 их высоты. Это значит, что чем выше база облаков, тем даль ше располагаются друг от друга пото ки! Правда, существуют еще маленькие пузыри между потоками, которые не поднимаются до уровня базы.
этим листком. Правда, листок с каж дым метром уменьшался, пока совсем не пропал из виду. На этом примере я узнал, что некоторые потоки не толь ко имеют вихревую структуру, но еще и закручиваются в определенном на правлении.
Второй случай произошел со мной в Испании в долине Абдалаис (Valle de Abdalajis). На склон ветром принесло много полиэтиленовых пакетов, и на этом мусорном склоне сходили потоки. В воздухе на высоте пакеты крутили ле вые спирали.
Замечание:
В пылевом смерче очень хорошо видно направление вращения.
Рис. 1.40 На равнине сильные потоки рас полагаются на расстоянии в 2-2.5 раза боль ше высоты базы облаков.
Направление вращения восходящих потоков
Большинство потоков в северном полушарии закручиваются влево. Это известно со слов многих пилотов и из личного опыта.
Из личного опыта:
В Италии, в Бассано, я испытал это на собственном опыте. Я отцентровал поток и стабильно набирал высоту со скоростью 3 м/с, затем повернул влево, куда полетел листок. В потоке он закру чивался очень быстро влево. Я летел по большому кругу и все время следил за
Рис. 1.41 Смерч - это начало восходящего, вращающегося потока. На рисунке - Бабадаг (Турция)
Из личного опыта:
Моя собственная теория по поводу закручивания потока влево. Я устано вил, что при полете в динамике против ветра все мои парапланы лучше наби рают высоту, чем при полете по ветру вдоль этого же склона. Интересно, при в полете в восходящих потоках тоже так? Если так, то, следовательно, можно бу дет лучше набирать высоту, центруя по ток против его вращения. В этом случае летательный аппарат будет иметь боль шее качество. Но над этой теорией еще нужно поработать.
Жизненный цикл потока
На рисунках показан жизненный цикл потока. Теплый воздух движется по вет ру к границе рельефа (здесь это лес), где он отрывается, становясь пузырем восходящего воздуха. Поднимаясь, он образовывает клочок облака. Этот кло чок начинает увеличиваться и форми рует неравномерную кромку. Внезапно
это облако становится меньше и исче зает. Это кучевое облако показывает восходящий поток. Причем клочки об лака при зарождении выглядят почти также, как после распада. Пилоту сле дует избегать распадающихся облаков, так как под ними находятся сильные нисходящие потоки.
Замечание:
Всегда следите за тем, что происходит вокруг вас, так вы будете всегда знать какие облака уже распадаются, а какие только зародились. Правда, вам до них нужно еще долететь. Отмечайте время, когда вы увидели кучевое облако. Чем облако больше, тем дольше оно уже на ходится в небе.
Рис. 1.42 На шести рисунках изображен жиз ненный цикл потока. На рис. 1 кучевое облако только зародилось, на рис. 4 оно уже развали вается. На рис.6 облако почти исчезло. Имеет смысл лететь только к образовывающимся облакам. Если они распадаются, пилоту нуж но их избегать. Между рисунками 1 и 6 интер вал - 10 минут.
Влияние ветра на поток
Хорошие потоки образуются в том случае, когда есть хороший прогрев, и образуется толстый слой прогретого воздуха. Как только поток отрывается, он начинает сноситься по ветру. Если пилот летит к облаку, ему необходимо это учитывать при поиске потока.
Рис. 1.43 Влияние ветра на поток. Справа на рисунке отмечена сила ветра на разной высо те. Чем длиннее стрелка, тем сильнее ветер. Поток смещается по ветру. При слабом ветре поток поднимается вертикально вверх, одна ко высотный ветер достаточно сильный, и по ток значительно сносится. Чтобы не потерять поток, парапланеристам на рисунке следует центровать поток, смещаясь влево, иначе, они вывалятся из него.
Рис. 1.44 На рисунке показано, как поток сно сится по ветру. Поток на высоте смещается в сторону вершины.
Для того чтобы образовался толстый слой теплого воздуха, необходимо, что бы он не сильно разрушался у земли.
Поток, скорость сноса которого боль ше 25 км/ч на малой высоте, вряд ли пригоден для парапланов и дельтап ланов. Однако, на больших высотах ядра таких потоков могут соединять ся. Летать в таких потоках можно даже при очень сильном ветре. На равнине обучение полетам в потоках при стар те с лебедкой достаточно сложно. У дельтапланов, которых затягивают са молетом на большую высоту, шансов улететь на маршрут больше.
В Альпах при скорости ветра более З0км/ч над уровнем гор из-за сильной турбулентности летать очень опасно.
На равнине, при сильном ветре на вы соте, все же можно летать в потоках. В подветренной зоне за препятствиями (холмами, деревнями, лесом) будут об разовываться обычные широкие пото ки. Если у земли подует сильный ветер, поток вряд ли будет подниматься над местом своего образования, местом его схода будут полоса леса, река или холм.
Замечание:
Если с высотой ветер значительно усиливается (более 20км/ч(!) каждые 1000м), потоки становятся такими рва ными, что их практически нельзя обра ботать. В такие дни осторожный пилот не будет стартовать первым.