Методы и приемы активизации

ПОИСКОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ

Одним из самых сложных этапов учебно-исследовательской рабо­ты с детьми в методическом отношении, как показывает наша экспе­риментальная работа, является момент первичного включения уча­щихся в собственную исследовательскую практику. Первый шаг в этом деле, как и во многих других, - самый трудный. Потому и педагоги чаще всего спрашивают, с чего и как начать работу с детьми в на­правлении исследовательского обучения.

Опыт, полученный детьми в ходе проведения занятий по описан­ной выше методике, в значительной мере упрощает ответ на этот непростой вопрос, но не снимает его. Кроме того, мы предусматрива­ем ситуацию первичного включения детей в практику исследова­тельского обучения только во втором, третьем и последующих клас­сах.

Опишем несколько несложных способов включения младших

школьников в самостоятельную исследовательскую деятельность.

«Мини-курсы» в практике исследовательского обучения

Идея мини-курсов активно используется в школах для одаренных старшеклассников во многих странах мира. Суть идеи проста: при­глашенный специалист (как правило, известный ученый) в течение одного-двух занятий (по 40-45 минут) читает учащимся (обычно это старшие школьники) краткий курс по специально разработанной программе. Содержание курса обычно составляет круг его професси­ональных интересов и обязанностей, это обычно предмет его собственных научных исследований. Все это расширяет кругозор де-

тей и создает базу для их собственных изысканий. В дальнейшем кто-то из детей под руководством автора данного мини-курса начинает собственное исследование.

Мы в собственной экспериментальной практике несколько изме­нили организационно-педагогическую сторону этой работы, сообра­зуясь с условиями российской школы и возрастом детей. Мини-кур­сы проводились нами во второй половине школьного дня, в рамках внеклассной работы с учащимися вторых, третьих и четвертых клас­сов. Дети приходили на занятия по желанию, поэтому группы обыч­но получались разновозрастными.

В качестве авторов мини-курсов в нашей экспериментальной ра­боте выступали не приглашенные специалисты, а обычно родители, иногда дедушки и бабушки, реже учителя и практические психологи. В дальнейшем часть детей по желанию выполняла собственные ис­следовательские проекты под руководством авторов мини-курсов. Те­матика мини-курсов была очень разнообразной («Космическая меди­цина», «Педагогика и психология», «Охотничье и служебное собако­водство» и др.).

Как показала наша экспериментальная работа, в плане использо­вания идеи мини-курсов наиболее рациональной оказалась постепен­ная эволюция учебной деятельности от занятий-лекций к занятиям-семинарам и, наконец, к самостоятельной исследовательской практи­ке. Иначе говоря, монолог преподавателя постепенно уступает место сначала диалогу с учащимися, а затем их практической, исследова­тельской работе.

Наша экспериментальная практика привела к необходимости тон­кой дифференциации этих ступеней.

• Вначале, на первом этапе, доминирует информационно-рецеп­
тивныйхарактер учебной деятельности. Автор мини-курса дает детям
первичную информацию, а их основная задача - ее воспринять,
осмыслить, запомнить.

• Следующий этап - репродуктивный.По вопросам или заданиям
педагога ученики воспроизводят элементы изученного материала.

• Это сменяется «проблемным изложением».Педагог ставит проб­
лему и сам ее решает, но при этом он должен показать путь решения
в его подлинных, но доступных учащимся противоречиях. Необходи­
мо вскрыть основной ход мыслей при движении к решению, показать
детям нечто вроде образца научного познания, научного решения
проблем. Ученики на этом этапе мысленно контролируют убедитель­
ность этого движения, следят за его логикой.

• Все это постепенно сменяется частично-поисковым,или эврис­
тическим,методом. Его задача обеспечить поэлементное усвоение
опыта творческой деятельности (умение видеть проблему, высказы­
вать предположения, формулировать гипотезы, давать определения
понятиям, строить доказательство, делать выводы и др.).

• В итоге все это должно привести к исследовательской практике,
что, как известно, является основным методом обучения творческой

деятельности.

Занятия, как уже отмечено, проводились только на добровольной основе. Поэтому посещаемость первых занятий, как правило, была очень высокой, а на последующие приходили только те, кто проявил

повышенный интерес.

Таким образом, методика мини-курса предполагает, что, осваивая его, ребенок постепенно превращается из «слушателя» в «собеседни­ка», а затем и в «исследователя». В результате этого на доступном уровне младший школьник включается в учебно-исследовательскую,

творческую работу.

Например, в государственном образовательном учреждении г. Москвы № 1611 (начальная школа - детский сад) один из мини-курсов, читаемых детям, был посвящен космической медицине. Чи­тал его специалист, имеющий ученую степень кандидата медицин­ских наук - дедушка одного из третьеклассников.

После двух занятий (каждое примерно по 40 минут) трое ребят, участвовавших в этой работе, включились в разработку собственного исследовательского проекта, посвященного проблемам жизнеобеспе­чения космонавтов. Выполненный проект, включавший в себя доклад и чертежи новых, разработанных ими устройств и приборов, они за­щищали на специальном общешкольном мероприятии.

Наши рекомендации