Право налогового органа
НА ОЗНАКОМЛЕНИЕ С ПОДЛИННИКАМИ ДОКУМЕНТОВ
При необходимости налоговый орган вправе ознакомиться с подлинниками ваших документов, в том числе тех, копии которых вы передали (абз. 5 п. 2 ст. 93, абз. 3 п. 12 ст. 89 НК РФ). Например, это может быть вызвано плохим качеством копий или необходимостью их сверки с оригиналами документов.
Для этого налоговый орган должен передать вам специальное уведомление. Его рекомендуемая форма приведена в Письме ФНС России от 25.07.2013 N АС-4-2/13622 (Приложение N 1).
Заметим, что норм, которые специально для такого уведомления устанавливали бы порядок его передачи налогоплательщику, в Налоговом кодексе РФ нет.
Вместе с тем в п. 4 ст. 31 НК РФ установлены правила передачи налоговыми органами документов, используемых ими при реализации своих полномочий. Полагаем, что эти правила применимы и в отношении уведомления, поскольку оно входит в число таких документов.
В соответствии с ними существует несколько способов передачи налоговым органом документов (абз. 2 п. 4 ст. 31 НК РФ):
1) вручение под расписку.
Момент получения уведомления, переданного таким способом, можно определить по отметке, которую на нем проставляет налогоплательщик или его представитель (форма уведомления предусматривает специальное поле для данной отметки);
2) направление по почте заказным письмом.
Уведомление, направленное налогоплательщику по почте, считается полученным на шестой рабочий день с даты отправки заказного письма (п. 6 ст. 6.1, абз. 3 п. 4 ст. 31 НК РФ).
Примечание
Об адресе, по которому налоговая инспекция направит вам соответствующее заказное письмо, см. п. 5 ст. 31 НК РФ;
3) передача в электронной форме по телекоммуникационным каналам связи через оператора электронного документооборота.
Использовать такой способ передачи документов в отношении уведомления станет возможным, если будут утверждены формат и порядок направления и получения уведомления в электронной форме. В настоящий момент они не утверждены.
Примечание
В случае их утверждения налогоплательщикам, обязанным подавать декларацию (расчет) в электронной форме, уведомление должно передаваться исключительно по телекоммуникационным каналам связи. В то же время при передаче подобного уведомления налогоплательщикам, у которых такой обязанности нет, использование телекоммуникационных каналов связи для инспекции необязательно. Приведенные выводы следуют из анализа абз. 1, 2 п. 4 ст. 31 НК РФ.
Как видите, в настоящий момент на практике применимы два способа передачи уведомления: личное вручение под расписку и направление по почте заказным письмом. Причем по смыслу абз. 2 п. 4 ст. 31 НК РФ инспекция вправе выбрать любой из них по собственному усмотрению.
После получения уведомления инспекции ознакомление налоговиков с подлинниками документов допускается, как правило, только на вашей территории. Исключений из данного правила два (абз. 3 п. 12 ст. 89 НК РФ):
1) выездная проверка проводится по месту нахождения налогового органа;
2) оригиналы документов налоговый орган получил в ходе выемки в порядке ст. 94 НК РФ.
Примечание
Дополнительную информацию о проведении выездной проверки по месту нахождения налогового органа см. в разд. 10.2 "Место проведения выездной проверки".
О порядке проведения выемки документов рассказано в разд. 10.8.3.2 "Порядок проведения выемки".
Во всех остальных случаях подлинники документов не должны покидать территорию налогоплательщика. На это указывают и суды (см. Постановление ФАС Поволжского округа от 14.10.2010 N А12-24926/2009).
СИТУАЦИЯ: Можно ли представить оригиналы документов вместо копий?
Согласно п. 2 ст. 93 НК РФ налоговики могут потребовать от вас документы только в виде заверенных копий, а вы, соответственно, обязаны представить документы именно в виде заверенных копий.
Поэтому, если в ответ на требование налогового органа представить заверенные копии каких-либо документов вы дадите им оригиналы, налоговики могут расценить ваши действия как нарушение требования о представлении документов. В результате вас могут привлечь к налоговой ответственности по п. 1 ст. 126 НК РФ.
Однако существует судебная практика, согласно которой если в ответ на требование представить заверенные копии документов налогоплательщик представил оригиналы, то он предпринял все зависящие от него действия по представлению истребуемых документов. Поэтому вина налогоплательщика в непредставлении документов отсутствует (см., например, Постановление ФАС Поволжского округа от 22.11.2007 N А57-755/07).
Учтите, если вы представили оригиналы документов вместо запрашиваемых по требованию налогового органа копий, то по завершении налоговой проверки вы вправе потребовать возврата подлинных документов (Постановление ФАС Северо-Западного округа от 16.01.2012 N А13-974/2011).
СРОК ПРЕДСТАВЛЕНИЯ ДОКУМЕНТОВ
ПРИ ВЫЕЗДНОЙ ПРОВЕРКЕ
Документы, которые были истребованы проверяющими в ходе выездной проверки, налогоплательщик должен представить в течение 10 рабочих дней со дня получения соответствующего требования (п. 6 ст. 6.1, абз. 1 п. 3 ст. 93 НК РФ). Они представляются в любой из этих дней, в том числе и на десятый день со дня получения требования. Причем если в рабочие часы последнего дня срока передать документы не удалось, то их можно отправить по почте до 24 часов (п. 8 ст. 6.1 НК РФ).
Например, требование о представлении документов получено 4 апреля 2014 г. Срок его исполнения истекает в 24 часа 18 апреля 2014 г.
Особо стоит сказать об исчислении срока представления документов. Началом этого срока признается день получения требования (п. 2 ст. 6.1, п. 3 ст. 93 НК РФ). Определяется он по-разному в зависимости от того, каким из способов, указанных в абз. 2 п. 4 ст. 31, п. 1 ст. 93 НК РФ, передано требование:
- при его личном вручении день получения требования определяется по проставляемой на нем отметке (форма требования предусматривает специальное поле для проставления налогоплательщиком (его представителем) данной отметки);
- в случае направления требования в электронном виде по телекоммуникационным каналам связи день его получения налогоплательщиком определяется по дате, указанной в квитанции о приеме требования (п. 13 Порядка, утвержденного Приказом ФНС России от 17.02.2011 N ММВ-7-2/168@). Такую квитанцию налоговому органу направляет налогоплательщик, принявший электронное требование (п. 17 Порядка);
- при направлении требования по почте оно считается полученным на шестой рабочий день с даты отправки заказного письма (п. 6 ст. 6.1, абз. 3 п. 4 ст. 31 НК РФ).
Примечание
С 1 июля 2015 г. п. 1 ст. 11.2 НК РФ предусматривает понятие личного кабинета налогоплательщика (п. 1 ст. 1, ч. 4 ст. 5 Федерального закона от 04.11.2014 N 347-ФЗ). Подробнее о передаче документов через личный кабинет налогоплательщика см. Справочник терминов.
Об адресе, по которому инспекция высылает налогоплательщику требование, вы можете узнать в разд. 13.4.2 "Направление требования о представлении документов по почте".
О том, как определяется способ передачи налогоплательщику требования, читайте в разд. 13.4 "Вручение требования о представлении документов".
На практике встречаются ситуации, когда письмо с требованием доходит до налогоплательщика раньше, чем истекут указанные шесть дней. Полагаем, что в этом случае десятидневный срок представления документов следует отсчитывать с момента, когда требование считается полученным согласно абз. 3 п. 4 ст. 31 НК РФ, независимо от того, когда письмо с ним фактически поступило налогоплательщику.
На то, что срок представления документов не зависит от даты фактического получения требования по почте, указали и чиновники Минфина России в Письме от 06.05.2011 N 03-02-07/1-159. Отметим, что в нем проанализирована недействующая редакция п. 1 ст. 93 НК РФ. Срок, по истечении которого направленное по почте требование считалось полученным, устанавливался данной нормой до того, как в соответствии с Законом N 248-ФЗ он был закреплен в абз. 3 п. 4 ст. 31 НК РФ. Тем не менее выводы чиновников актуальны и сейчас. Ведь Налоговый кодекс РФ по-прежнему не связывает момент получения требования по почте (а именно он согласно п. 3 ст. 93 НК РФ является началом десятидневного срока представления по нему документов) с датой фактического поступления письма.
Например, 12 марта 2014 г. инспекция направила в адрес налогоплательщика заказное письмо с требованием о представлении документов. Согласно п. п. 2, 6 ст. 6.1, абз. 3 п. 4 ст. 31 НК РФ требование считается полученным 20 марта 2014 г. (на шестой рабочий день с даты отправки письма).
Даже если фактически налогоплательщик получил письмо раньше (например, 18 марта 2014 г.), десятидневный срок представления документов по требованию начинает течь с 21 марта 2014 г. (п. 2 ст. 6.1, п. 3 ст. 93 НК РФ). Представить документы по требованию необходимо не позднее 3 апреля 2014 г.
Возможна и другая ситуация. Письмо может не дойти до налогоплательщика или прийти позже истечения шестидневного срока. Формально срок представления документов по требованию исчисляется в том же порядке. Отсчитываться он начинает после того, как истечет указанный шестидневный срок (абз. 3 п. 4 ст. 31, п. 3 ст. 93 НК РФ).
Однако до тех пор, пока налогоплательщик не получит письмо, он не может исполнить требование. При этом десятидневный срок для представления документов может закончиться. Возникает вопрос: правомерно ли привлечение налогоплательщика к ответственности по ст. 126 НК РФ?
Полагаем, что при изложенных обстоятельствах ответственность по ст. 126 НК РФ к налогоплательщику применяться не должна. По нашему мнению, в данном случае исключается вина налогоплательщика в совершении правонарушения (ст. ст. 110, 111 НК РФ).
Однако отсутствие вины, скорее всего, придется доказывать в суде (пп. 4 п. 1, п. 2 ст. 111 НК РФ).
В связи с этим, если вы получили требование позже истечения шестидневного срока, наши рекомендации будут следующими:
- направьте в налоговый орган уведомление о невозможности своевременного представления документов. В нем нужно указать дату фактического получения требования и изложить просьбу о продлении срока представления документов.
Примечание
Подробнее о том, как составить уведомление и в какой срок подать в налоговый орган, читайте в разд. 13.7.1 "Продление срока представления истребованных документов";
- постарайтесь исполнить требование в кратчайший срок;
- подготовьтесь к тому, что придется документально подтверждать дату фактического получения требования;
- подберите веские аргументы в пользу того, что в установленный срок исполнить требование было невозможно (с учетом его позднего получения, объема запрошенных документов, трудозатрат и других подобных факторов).