Первое задание «Форма культурно-досугового мероприятия»

Критерии оценки   Наименование команды
Правые Левые Центристы
Оригинальность      
Актуальность      
  Учет особенностей аудитории      
Сумма баллов      

Второе задание «Название культурно-досугового мероприятия»

Критерии оценки   Наименование команды
Правые Левые Центристы
Благозвучие      
Соответствие теме мероприятия      
Оригинальность      
Сумма баллов      

Третье задание «Афиша культурно-досугового мероприятия»

Критерии оценки   Наименование команды
Правые Левые Центристы
Художественное воплощение      
Оригинальность      
Эмоциональное воздействие      
Сумма баллов      

Приложение 6

АНКЕТА

Изучение деятельности и профессиональных качеств руководителей (директоров, заведующих) учреждений культуры клубного типа Оренбургской области.

1. Ваш пол (подчеркнуть): муж. жен.

  1. Место работы (полное наименование КДУ)__________________________
  1. Ваш возраст:

1. До 30 лет

2. От 30 до 40 лет

3. От 40 до 50 лет

4. От 50 до 60 лет

5. Свыше 60 лет

  1. Ваше образование:

1. Незаконченное среднее образование

2. Среднее образование

3. Среднее профессиональное образование

4. Высшее профессиональное образование

5. Высшее, но не профессиональное образование (наименование вуза) _____

6. Незаконченное высшее профессиональное образование

7. Незаконченное высшее, но не профессиональное образование (наименование вуза) ___

  1. Являетесь ли Вы руководителем клубного формирования? Если да, то напишите его название, жанр.__________
  1. Ваш стаж работы в качестве руководителя клубного учреждения?

1. До 1 года

2. От 1 до 3 лет

3. От 3 до 6 лет

4. От 6 до 10 лет

5. Свыше 10 лет

  1. Как часто вы пользуетесь ПК?

1. Ежедневно

2. 1 раз в неделю

3. Обхожусь без него

  1. Какими из перечисленных компьютерных программ Вы владеете достаточно хорошо?

1. Word

2. XL

3. Nero Starts

4. Не владею

5. Другое ___

  1. За последние 3 года в каких областных, всероссийских учебных мероприятиях семинарах, конференциях) Вы принимали участие? (перечислите: название учебного мероприятия, направление, учреждение-организатор)____________
  1. Хотели бы Вы повысить свой профессиональный уровень?

1. Да

2. Нет

  1. Как Вы рассматриваете предложение о проведении в Вашем районе выездных курсов повышения квалификации работников культуры с привлечением высококвалифицированных специалистов областных государственных образовательных учреждений?

1. Положительно

2. Не считаю это обязательным

  1. Какие профессиональные печатные издания Вы используете в работе? (перечислите)_____________

  1. Перечислите периодические издания профессионального содержания, которые выписывает клубное учреждение?_______
  1. По Вашему мнению, какие из направлений развития деятельности клубных учреждений вы считаете перспективными? (можно отметить любое количество вариантов)

1. Народное творчество, основанное на традициях местного населения

2. Творчество, базирующееся на современных формах самовыражения

3. Массовые культурно-досуговые мероприятия

4. Культурно-досуговые мероприятия для целевой аудитории

5. Организация досуга школьной аудитории до 14 лет

6. Организация досуга школьной аудитории старших возрастов

7. Организация досуга пожилых людей

8. Организация досуга людей с ограниченными возможностями

9. Организация досуга на коммерческой основе.

  1. Какие методические материалы Вы используете в своей работе? (перечислите) Кто выпускает их?_
  1. Каких методических материалов Вам не хватает в повседневной работе? (перечислите)_______
  1. Довольны ли Вы работой районного методического кабинета?

1. Да

2. Нет

  1. Ваши предложения по улучшению работы районных методических служб?_____
  1. Проводится ли Вашим районным комитетом (отделом) культуры плановая квалифицированная аттестация работников культуры?

1. Да

2. Нет

  1. Как вы оцениваете взаимодействие вашего клубного учреждения с муниципалитетом?

1. Достаточно хорошее

2. Взаимопонимание достигается с трудом

3. Затрудняюсь ответить

  1. Какие меры по улучшению благосостояния работников учреждений культуры были приняты муниципалитетами за последние 3 года? (перечислите их)._______
  1. Почему Вы выбрали профессию работника культуры? ______________

Приложение 6

МАСТЕР-КЛАСС

ПИШЕМ СЦЕНАРИЙ

Обстоятельства вынуждают ведущих игровых программ или клубных вечеров отдыха самостоятельно сочинять сценарии таких мероприятий и самим же воплощать их в жизнь на зрительской аудитории. Какие советы можно дать людям, взявшим в руки перо и бумагу, как облегчить им творческие муки?

Сочинительство требует быть не элементарно, а хорошо грамотным, чутко относиться к русскому языку. К сожалению, большинство ведущих развлекательных программ в родном языке «плавает». Сценарист находится у истоков праздника, ему надо придумать концепцию, ход события от начала до конца, всевозможные «манки» и «зацепки», на что уходит обычно много энергии. А изложение всего этого на бумаге считается «техникой», и люда позволяют себе о чистоте языка не задумываться. На одном из конкурсов ведущих развлекательных программ я столкнулся с таким случаем. Девушка представила интересную программу на спортивную тему, хорошо играла с залом. Но когда я попросил сценарий, протянула мне полторы странички текста. Это был каркас, развернутый план действия, отталкиваясь от которого она импровизирует. Так, может, и не надо писать сценария? Только в том случае, если у человека есть культура мышления. Но лучше все-таки полностью написать сценарий, по которому, кстати, никто не возбраняет импровизировать. В чем беда всех сценаристов? Их язык полон штампов: «ваша задача, вы должны, а сейчас мы посмотрим» и т.д. Импровизируя, они чаще всего этими штампами пользуются, обойтись без них удается редко кому. А вот если положить текст на бумагу, потом внимательно его отредактировать, найти слова - синонимы для более точного и яркого выражения мысли, убрать повторы, придумать интересное обращение к аудитории вместо набившего оскомину «участники вечера» — выступление будет более удачным. Многое в этом жанре зависит от человека, которому необходимо постоянно заниматься самообразованием, а некоторые успокаиваются на достигнутом, в результате топчутся на месте. Известный в среде шоуменов Александр Владимирович Зайцев, выпускник нашей кафедры, может с ходу импровизировать на высоком уровне, так как он очень начитанный человек, имеет богатый словарный запас, внимательнейшим образом изучает книжные и журнальные новинки, связанные с художественным словом, организацией досуга. Основная задача ведущего - не только научиться придумывать всяческие шутки, но и излагать их литературным языком. Часто мне задают вопрос: существует ли стандартная форма записи сценария и насколько трудно ее усвоить?
Отвечаю: имеется давно отработанная форма записи пьес, и она вполне подходит нам. Раскройте любую пьесу, посмотрите, надо ли ставить точку или двоеточие после слов действующих лиц, когда употребляется курсив и т.д. Сложностей никаких в форме записи нет, и если вы будете ей следовать, то читатель, взяв в руки ваш сценарий, легко в нем разберется, поймет, о чем там речь, что вы прогнозируете. Форма записи — это своеобразный «ГОСТ», а значение последнего, думаю, объяснять не надо. Во время обучения студентов сценарному мастерству заметил, что формальные признаки ребята постигают быстро и дальше они работают, как говорится, на автопилоте. Придумывают всяческие ходы, репризы, трюки, игру, не отвлекаясь на форму записи.

Когда я сам пишу сценарий, то начинаю с титульного листа, с заглавия, количества действующих лиц и только потом приступаю к сценарию. Всегда пишу подробную ре - марку, причем обязательно эмоциональную, чтобы постановщик понял настроение действующего лица, проникся его темпераментом, характером. Так часто делает драматург в пьесе, а пьеса, повторяюсь, для нас, сценаристов, — профессиональный пример.
В книге Выготского «Психология искусства», я ее считаю очень важной для постижения сценарного мастерства, есть анализ басни Крылова «Ворона и Лисица». В чем мораль басни, она же идея? Крылов говорит: «Уж сколько раз твердили миру, что лесть гнусна, вредна, но только все не впрок...» Он учит нас, что льстец гнусен, но, читая басню, мы ловим себя на том, что Лиса нам нравится, хотя должно быть наоборот, а Ворона — кажется этакой дурочкой. Что же дедушка Крылов обманывает нас? Да, обманывает. Идея утверждается компонентами формы. И возникает она к финалу басни. Вот и у сценариста одна из задач состоит в том, чтобы доказать свою идею, словесно ее не формулируя, то есть не в лоб, а скрытно. Приведу в пример один анекдот. Муравей с большого бодуна просыпается под танком, оглядывается и говорит: «И чего только по пьянке не притащишь!» О чем анекдот? О вреде пьянства, о тщеславии? Это само собой, но прежде — о вере в собственные силы. Муравей убежден, что смог это сделать! И не надо пафосных слов. Можно рассказать смешной анекдот и выразить нечто важное. В этом и заключается хитрость сценариста.

Мне пришлось как-то выступать в Башкирии перед ведущими игровых программ. Тему дали свободную, и я определил ее так: «»Прямо» и «криво» в сценарии». Объясняю, делается, только через образ, ассоциацию. Например, хотите пожелать человеку здоровья. Впрямую в игровой программе этого делать нельзя. Как быть? Прокрутите мысленно слово «здоровье» и остановитесь на какой-то ассоциации, связанной с ним, с нее и начните. Ну, хотя бы так: благодарю наш киоск «Союзпечать» за то, что в нем можно приобрести журнал «Здоровье», читая который вы совершаете... Дальше фантазируйте в зависимости от того, кто перед вами на сцене. Ведущих развлекательных программ, особенно тех, кто работает в небольших городках, поселках часто приглашают провести свадьбу, юбилей. Такие мероприятия тоже требуют сценария. И очень важно, какое место в нем ведущий отведет тостам, которые, как правило, сочиняет сам. На мой взгляд, это хорошее упражнение для развития сценарных навыков. Приведу пример. Лежат на блюде три вареных рака. Один говорит: «Был бы тигром, убежал бы в джунгли или тайгу». Другой говорит: «Был бы орлом, взлетел бы в поднебесье». А третий: «Раньше надо было думать, а то глаза выпучили и все галдели: «По девочкам, по девочкам». Так выпьем за то, чтобы нам не краснеть за свои поступки.

В тосте пропускается объяснение, что рак краснеет после варки — это остается в подтексте. А слушателю между первой и последней фразой тоста надо догадаться об этом — в этом хитрость воздействия ведущего, его искусство заставить слушателя стать соучастником. Если же вы «разжевали и в рот положили» и слушателю остается только «проглотить», ему, как правило, скучно это делать. Когда же зрителю надо вдумываться, напрягаться, а потом он еще вдруг попадает в унисон с ведущим, вот такой момент радует человека, ему интересно с вами общаться. Поэтому будущему сценаристу очень важно научиться говорить не впрямую. Очень хорошо, если в сценарии большое место занимает загадка. Я всегда говорю студентам: «Чем больше загадок на квадратный сантиметр сценария, тем лучше. Тем увереннее сумеете держать аудиторию». Простой пример. У вас тематический вечер. Необходимо вызвать на сцену героя. Можно фразу построить так: приглашаю на сцену героя Сидорова Ивана Ивановича, заслуженного металлурга, 25 лет проработавшего у мартена и т.д. А можно так: приглашаем на сцену человека, который четверть века простоял у мартеновской печи... Чувствуете разницу? Мы уже загадали загадку, так как даем признак предмета, не называя сам предмет. Вы заставили зрителя думать-гадать. Говорите дальше: у которого старший сын тоже мастер горячего производства, да и младший после учебы стремится сюда же... Подсказка сужается, делается более подробной, а человек все более узнаваемым. И часто бывает так, что его фамилию называет не ведущий, а зрительный зал. Прием загадки помогает сценаристу поддерживать зрительский интерес.

Наши рекомендации