Функции информационно – консультативной службы
Одна из основных функций информационно-консультационной службы заключается в оказании помощи сельскохозяйственным предприятиям и фермерским хозяйствам в вопросах формирования стратегии их развития и поддержки. Часть этих функций может быть реализована через различные организации сельских товаропроизводителей, что соответствует одному из главных принципов деятельности службы - принципу взаимодействия с другими организациями, занимающимися развитием аграрного сектора и сельских территорий. Собственные организации необходимы сельским товаропроизводителям как для представления своих интересов в различных институтах власти, так и для участия в совместных мероприятиях производственной, коммерческой, политической, социальной и других видов деятельности. Это обусловливает заинтересованность консультационной службы в оказании помощи товаропроизводителям при создании, формировании структуры и развитии местных и федеральных организаций такого типа, которые в дальнейшем облегчат работу самой консультационной службы со своими клиентами и будут служить каналами по распространению информации и знаний. В мировой сельскохозяйственной практике накоплен большой опыт создания и функционирования подобных организаций. Наибольшее развитие это направление получило в странах с развитыми экономическими отношениями: США, Канада, страны Западной Европы. Опыт этих стран может служить ориентиром для российского сельского хозяйства при условии соответствующей адаптации. Но, поскольку начатое в России движение по созданию организаций сельских товаропроизводителей в условиях развивающихся рыночных отношений охватывает весьма ограниченный период истории, значительно больший интерес для нас представляет изучение процесса формирования фермерских организаций в развивающихся странах. Данный процесс во многом повторяет ход развития отношений в Америке и Европе, используя их очевидные достижения и учитывая современные тенденции в мировой экономике.
Фермерские организации играют важную роль в развитии сельского хозяйства во многих странах третьего мира. Например, в Бангладеш эти организации все еще довольно слабы, но группы фермеров, с которыми сейчас работает служба extension, могли бы стать ядром фермерских организаций в будущем. Для того, чтобы стимулировать увеличение числа этих организаций, очень важно, чтобы агенты службы extension осознавали, какую роль в развитии сельского хозяйства играют фермерские организации, и какие функции они могут выполнять.
Проиллюстрируем некоторые функции фермерских организаций на примере опыта развивающихся стран. Образовательная функция Организация встреч, семинаров и специальных обучающих курсов, где агенты службы extension, преподаватели и исследователи обсуждают научные достижения и передовой опыт с фермерами Организация клубов обучения, где фермеры обмениваются опытом и результатами экспериментов, проведенных (как правило) с помощью агентов службы extension и ученых Образование профессиональных сельскохозяйственных школ и обучающих центров для фермеров, а также управление ими обычно субсидируются правительством Пользование услугами агентов службы extension, возможно частично финансируемых правительством Организация клубов молодых фермеров, где юноши и девушки учатся, получая профессиональный опыт и управленческие навыки Публикация журналов для фермеров и других изданий, которые обеспечивают фермеров информацией, необходимой для принятия управленческих решений. В некоторых странах для этого также применяются радио и телевидение
Коммерческие и организационные функции
Организация поставок ресурсов, маркетинг и переработка сельскохозяйственных продуктов, обеспечение кредитами с помощью кооперативов Предоставление участникам таких услуг как искусственное оплодотворение сельскохозяйственных животных, бонитировка почвы, бонитировка молочного стада, бухгалтерский учет и юридические консультации Организация контроля качества семян и животных
Оценка качества ресурсов, продаваемых коммерческими компаниями и кооперативами
Управление общей собственностью
Управление общественными пастбищами, лесами, системами орошения и водоотводными системами, дорогами и т.п.
Задача этих организаций, главным образом, заключается в том, чтобы мобилизовать местные ресурсы для развития (например, избыточный труд для ремонта и эксплуатации оросительных систем и дорог).
Во многих странах довольно давно существуют местные системы орошения, успешно и прибыльно эксплуатируемые фермерами. В течение последних десятилетий правительства многих стран финансируют крупномасштабные ирригационные проекты, управление которыми осуществляют государственные служащие, причем довольно часто они делают это неправильно. Опыт показывает, что управление, осуществляемое фермерами на локальном уровне, бывает значительно более эффективным. Кроме того, фермеры часто привлекаются непосредственно к разработке отдельных крупномасштабных проектов (Chambers, 1988, Korten и Siy, 1988).
Защита коллективных интересов членов фермерских организаций
Влияние на государственную политику (например, политику ценообразования, налогообложение, региональную и экологическую политику)
Почти во всех развитых странах цены на сельскохозяйственную продукцию выше мировых рыночных цен, в то время как в развивающихся странах - ниже. Одна из причин такой ситуации заключается в том, что в развитых странах фермеры объединились в группы, которые оказывают значительное давление на политику правительства. В большинстве же развивающихся стран фермерские организации довольно слабые, а городское население имеет достаточно сильное политическое влияние.
Организация общественных связей для сельского хозяйства
Развитие фермерских организаций