Концепции политического регулирования информационно-психологической войны
Исследование информационно-психологической войны как социального явления позволяет выделить две основные социальные функции информационно-психологической войны: деструктивную и регулирующую.
Деструктивная функция состоит в том, что ИПВ приводит к долговременным изменениям в системе социально-политических отношений общества, к перестройке ее структуры, прямых и обратных связей с учетом появления новых, практически не регулируемых нормами права форм политического экстремизма; к обострению политической борьбы и распространению практики применения прямых форм насилия в политических целях. Применение современных технологий информационно-психологической войны приводит к поражению центральной нервной системы человека, выражающемуся в разрушении индивидуального сознания, изменении или разрушении системы ценностей, нанесении ущерба психическому здоровью, изменении или частичной утрате способности к абстрактно-логическому мышлению, что в долгосрочной перспективе сказывается на генофонде нации. Негативное воздействие на сознание и психику личности не прекращается даже после устранения источника агрессии.
Регулирующая функция состоит в разрешении противоречий по отношению к власти и осуществлении политического руководства в информационно-психологическом пространстве методами, исключающими необходимость применения прямой вооруженной агрессии. В современном обществе ИПВ замещает и вытесняет эту форму конфликтных взаимоотношений в политической борьбе. В международных отношениях наблюдается тенденция использования поражающего потенциала современной информационно-психологической войны в целях сдерживания прямой вооруженной агрессии. Информационно-психологическое сдерживание (аналог сдерживания военного), подразумевающее управление кризисными ситуациями с помощью превентивных акций по информационно-психологическому воздействию на население и властные структуры в зонах возможного возникновения конфликтов. Это создает уникальные возможности для внешнего управления информационно-психологической войной.
Регулирование уровня социальной опасности информационно-психологической войны как средства жесткого политического принуждения и формы неконтролируемого насилия не может сводиться только к введению системы запретов и ограничений: ИПВ базируется на использовании в основе своих технологий скрытого воздействия тех же базовых элементов и способов социальной коммуникации, что и другие социальные процессы, и как социальное явление и разновидность социального конфликта не может быть искоренена, но может удерживаться на определенном, контролируемом обществом уровне социальной опасности.
Центральное место в регулировании социальной опасности информационно-психологической войны занимает государственная политика. Однако современная государственная политика России не в состоянии защитить российское общество от разрушительного воздействия информационно-психологической войны в связи с низкой готовностью российского общества оказывать активное сопротивление любым попыткам манипулирования общественным сознанием. В то время как в массовом сознании граждан еще только формируется понимание той угрозы, которую могут нести современные информационно-психологические войны, технологии информационно-психологической войны уже воздействуют не только на сознание, но и на подсознание.
В условиях информационно-психологических войн возникает необходимость изменения концепции существующей государственной политики в целях ее адаптации к новым условиям и в предположении, что как постоянное социальное явление информационно-психологическую войну на данном этапе развития общества искоренить нельзя, но можно удерживать на определенном, контролируемом обществом уровне социальной опасности с помощью государственного регулирования.
Недостаточная эффективность существующей государственной политики в условиях информационно-психологической войны:
· требует изменения всей концепции действующей информационной политики в целях ее адаптации к современным условиям, в которых происходит формирование информационного общества;
· позволяет говорить об особых условиях ее реализации и необходимости выработки специальных методов и механизмов политического воздействия, адекватных тем революционным изменениям, которые сегодня происходят в системе социально-политических отношений современного общества.
В условиях информационно-психологической войны задача формирования государственной политики должна состоять в поиске закономерностей, принципов, форм и методов политического регулирования, позволяющих:
· подготовить общество к активному противодействию информационно-психологической войне;
· противодействовать информационно-психологической войне на государственном уровне с активным участием институтов гражданского общества;
· осуществлять целеполагание, формирование организационной структуры, методическое и ресурсное обеспечение системы государственного управления по критериям: опережающего развития по сравнению с системой осуществления информационно-психологической агрессии (войны); адекватности противостояния информационно-психологической войне как постоянному социальному явлению (конфликту).
В условиях психологической войны основная функция государственной информационной политики – защита общества от негативного информационно-психологического воздействия – включает две основные составляющие:
· противодействие информационно-психологической войне;
· управление информационно-психологической войной.
Концепция противодействия предполагает, что, во-первых, ИПВ – внешний фактор по отношению к защищаемой системе, и мы не можем повлиять на причины возникновения этого явления, поскольку это происходит где-то за пределами защищаемой системы.
Во-вторых, противодействуя войне, мы вмешиваемся в закономерности формирования и развития данного информационно-политического конфликта, нарушаем нормальные темпы его эволюции и изменяем условия перехода от одной фазы развития конфликта к другой. В принципе, такое вмешательство может нарушить течение психологической войны как политического конфликта и привести даже к ее политической дезорганизации.
В-третьих, каждый новый информационно-политический конфликт представляет собой новую угрозу для защищаемой системы. Чем больше возникает новых конфликтов, тем больше угроз.
Основной недостаток концепции противодействия состоит в том, что цель противодействия – устранение или локализация информационно-политического конфликта в том месте, где он возник, в условиях множественности информационно-политических конфликтов становится недостижима: вступая в борьбу с информационно-политическими конфликтами, мы боремся с частными проявлениями нового социального явления – психологической войны, – но не с самим явлением.
Концепция управления психологической войной в информационной политике базируется на принципе, что если что-то нельзя победить, то его нужно организовать и возглавить. Управление информационно-психологической войной – это деятельность по изменению системных свойств войны в избранном направлении при помощи инструментов внешнего политического воздействия. По нашему мнению, в системе государственной информационной политики именно управление информационно-психологической войной является важнейшей категорией деятельности органов власти в особых условиях.
Концепция управления психологической войной позволяет достигать цели, недоступные для концепции противодействия: если войной можно управлять, то уже не так принципиально важно для общественной стабильности, много в политическом поле общества таких конфликтов или мало. Ведь как только подобный конфликт где-то возникает, он тут же становится субъектом государственного регулирования, а значит начинает выполнять в обществе определенную социальную функцию. При всей своей агрессивности конструктивные социальные функции у современной информационно-психологической войны все-таки есть: это, в первую очередь, вытеснение из поля международных отношений традиционных форм вооруженной борьбы и информационное сдерживание. Использование этих функций психологической войны в системе международных отношений (в сочетании с подавлением ее деструктивных составляющих) позволяет рассматривать психологическую войну даже как инструмент информационной политики. Кроме того, управление информационно-политическими конфликтами в принципе не может быть эффективно, если конфликтов мало, – в условиях единичности конфликтов каждый конфликт начинает вести себя индивидуально и так или иначе выходит за рамки общих статистических тенденций и закономерностей, на которых построено информационное управление. Следовательно, множественность конфликтов в концепции управления психологической войной – не препятствие, а основное условие эффективности применения такой концепции на практике.
Если рассматривать концепцию управления психологической войной в рамках социологической, статистической, конфликтологической и системно-функциональной гипотез, то мы получим следующую картину.
В системе государственной информационной политики можно выделить различные уровни управления ИПВ:
1. Управление психологической войной как социальным явлением:
· регулирование социальной опасности психологической войны;
· усиление конструктивной социальной функции психологической войны и редукция ее деструктивной социальной функции (социальная адаптация);
· социальная редукция конфликтогенного потенциала психологической войны.
2. Управление полем информационно-психологических войн как полем политических конфликтов (статистической системой):
· управление конфликтогенным потенциалом;
· управление векторным потенциалом психологической агрессии, его спектральной направленностью;
· управление векторной функцией психологической агрессии (изменение направления вектора психологической агрессии или его компенсация);
3. Управление психологической войной как разновидностью политического конфликта:
· управление восприятием;
· управление коммуникацией (на уровне отдельных личностей, групп, стратов);
· управление групповой сплоченностью (на уровне групп);
· управление динамикой конфликта;
· управление ассоциативными механизмами инициации цепных поведенческих реакций;
· в интересах редукции статуса и системных свойств информационно-психологической войны до уровня институционального конфликта и институализации психологической агрессии.
4. Управление информационно-психологической войной как внутренним элементом системы информационной политики, использование психологической войны как инструмента внешнего и внутреннего политического регулирования.
4.3. Технологии противодействия психологической войне в системе государственной политики
Российской Федерации
В рамках государственной Концепции противодействия информационной войне роль технологий психологического воздействия на политические конфликты заключается в их использовании в качестве основных инструментов реализации государственной информационной политики в особых условиях, создаваемых информационно-психологической войной. Необходимость разработки таких технологий, способных противостоять операциям психологической войны, обусловлена объективной потребностью государства в адекватном реагировании на внешние угрозы в информационной сфере.
Поскольку принцип противодействия, по определению, носит в основном оборонительный характер и состоит в своевременном и адекватном реагировании на попытки разворачивания в отношении Российской Федерации внешней информационно-психологической агрессии, обеспечение своевременного выявления, предупреждения и пресечения таких попыток невозможно без создания государственной системы информационного противоборства, консолидирующей усилия различных органов государственной власти в сфере обеспечения информационно-психологической безопасности личности, общества и государства. Как показывает практика, в современных условиях ведения психологической войны, обеспечивающих высокую степень неопределенности в прогнозировании намерений политических соперников, а именно:
· высокого уровня развития современных технологий психологической войны;
· огромного разнообразия средств и методов деструктивного психологического воздействия на сознание в массовых информационных процессах и индивидуально-групповой коммуникации;
· высокой скрытости применения современных технологий психологической агрессии, практическом отсутствии внешних признаков такого применения;
· стремительной эволюции прежних, возникновении новых организационных форм и методов проведения психологических операций;
· только общегосударственная система в состоянии обеспечить надежную защиту от этой категории угроз безопасности Российской Федерации, возникающих в основном неожиданно, малопредсказуемо и каждый раз в различных точках периметра обеспечения безопасности страны.
Самостоятельные и несогласованные действия отдельных государственных органов в рамках оборонительной концепции противодействия психологической войне неэффективны. В обороне нападения противника следует ожидать в любой момент и с любого направления, и вероятность такого нападения для обороняющейся стороны существует всегда.
В целом государственное противодействие информационно-психологической войне сегодня в России еще не носит системного характера, хотя уже предприняты попытки объединить усилия ведущих министерств и ведомств, в том или ином виде принимающих участие в информационном противоборстве. Так, в 2000–2003 гг. функции головного органа по ведению информационного противоборства исполнял Совет Безопасности Администрации Президента Российской Федерации, где на тот момент существовало сильное Управление информационной безопасности под
руководством видного теретика, одного из разработчиков Концепции информационной безопасности Российской Федерации А. А. Стрельцова. В системе специальных служб России также существует центр, являющийся головным в сфере организации и проведения психологических операций, но эта деятельность ограничена сферой компетенции специальных органов и в силу понятных причин универсальный характер носить не может.
В политической системе России регулирование любых видов и форм информационно-психологических отношений – это функции государственной информационной политики (ГИП). В условиях формирования информационного общества основным инструментом государственной информационной политики являются информационно-психологические технологии. При этом государственная информационная политика реализует свои функции государственного управления системой социально-политических отношений общества через установленные российским законодательством меры, процедуры и технологии информационно-психологического воздействия на индивидуальное и массовое сознание граждан, отдельных социальных групп, социальных систем и всего общества в целом.
Как инструмент информационной политики, технологии информационно-психологического воздействия должны отвечать следующим требованиям:
· эффективность: технологии должны обладать достаточной эффективностью в выполнении задач и функций ГИП;
· практичность: технологии должны быть удобными для использования любым субъектом ГИП;
· универсальность: технологии должны с приемлемой степенью эффективности воздействовать на различные объекты ГИП и обладать способностью к совместному использованию в различных сочетаниях с другими технологиями, используемыми в ГИП;
· адаптивность: технологии должны быть легко модифицируемы с учетом изменяющихся требований и условий реализации ГИП;
· соответствие международным принципам: технологии должны сочетать в себе соответствие принципам гуманизма, нравственности и морали, принципам честной политической борьбы, гарантии безопасности населению страны с высокой степенью интенсивности управляющего воздействия и гарантированным поражением любого источника внешней информационно-психологической агрессии.
Однако разработка технологий противодействия психологической войне в России сегодня находится на начальном этапе: как правило, в политической борьбе вместо специальных психологических технологий российские политики используют отдельные психологические приемы политической пропаганды, пиара, ведения переговоров и противодействия психологическим манипуляциям, справедливо полагая, что в силу общей универсальности эти приемы применимы к различным политическим ситуациям. Так, в классической работе Г. Грачева и И. Мельника [39] приведен ряд рекомендаций по нейтрализации манипулятивного воздействия, по распознаванию разнообразных уловок и приемов тайного принуждения личности в межличностном общении, в групповой коммуникации и массовых информационных процессах:
· психологические особенности нейтрализации деструктивных приемов аргументации оппонента в межличностном общении (ч. 4, гл. 3, п. 3.3);
· психологические приемы выявления неискренности, дезинформирования и манипуляций в межличностном взаимодействии (ч. 5, гл. 2, п. 2.2).
Авторы акцентируют внимание на том, что именно эти приемы (т. е. приемы противодействия психологическим манипуляциям) эффективны в условиях современной политической борьбы при применении соперниками манипулятивных техник управления сознанием, поскольку «основная направленность эволюции технологий власти и социального управления, цель их изменений и совершенствования заключались и заключаются в настоящее время в том, чтобы, используя наименьшие затраты средств и ресурсов, получить максимальный эффект воздействия на людей, обеспечив их "добровольную" подчиняемость; …в современных условиях в политических процессах используются не просто отдельные приемы, а специальные манипулятивные технологии. …Государственное, административное и иное силовое принуждение все больше заменяется на информационное воздействие и психологическое принуждение» [39, ч. 1, гл. 1, п. 1.1]. По мнению авторов, универсальность психологических приемов противодействия негативным психологическим воздействиям, достаточно эффективно работающих в межличностной и групповой коммуникациях, применимы в равной мере и к сфере политической коммуникации.
Вместе с тем, отдельные приемы защиты от психологических манипуляций – это еще не технологии. Этот уровень развития отечественных технологий психологической защиты массового сознания сегодня составляет заметный контраст с уровнем развития внутриполитических технологий управления массовым сознанием, особенно, в сфере избирательных технологий [131] и коммерческих операций по недружественному слиянию-поглощению.
Для нашего исследования важно, что, давая характеристику современным технологиям психологического воздействия, Г. Грачев и И. Мельник относят к «комплексным организационным технологиям тайного принуждения личности» сами психологические
операции [39]. Это еще раз подчеркивает значимость организационного аспекта в технологиях информационно-психологического воздействия, а также необходимость рассматривать роль и место информационно-психологических технологий в управлении политическими процессами в условиях психологической войны в рамках деятельности национальной системы информационного противоборства.
Ряд российских ученых, исследуя западные технологии манипулирования сознанием, справедливо указывают на опасность использования такого воздействия в политической борьбе и, отмечая фактическую беззащитность современного российского общества перед лицом этих угроз, в качестве рекомендаций по психологической защите приводят собственные методики и приемы манипулирования сознанием. В целом это является зеркальным отражением западного (американского) подхода, утверждающего, что лучший способ защиты от психологических манипуляций – самому стать манипулятором (см. работы Д. Карнеги, А. Пиза и др.). Об этом образно и эмоционально пишет американский психолог и психотерапевт Э. Шостром, полемизируя с известным специалистом по межличностному взаимодействию Дейлом Карнеги, отмечая манипулятивный характер многих его рекомендаций. «Стремитесь избегать конфликтов... контролируйте себя... примите это легко», – постоянно советует Дейл Карнеги. «Что ж, попробуйте, но когда Вы, измотав до предела свою нервную систему, придете ко мне лечиться, я дам прямо противоположный совет», – так пишет Э. Шостром в своей книге [259]. (См. также [39].)
Недостаточная эффективность существующей сегодня государственной информационной политики в условиях динамичного и порой малопредсказуемого воздействия современных факторов геополитической конкуренции, глобализации и наиболее острых форм информационного противоборства требует изменения всей концепции действующей информационной политики в целях ее адаптации к современных условиям, в которых происходит формирование информационного общества. Существование заметных трудностей в реализации государственной информационной политики в условиях интенсивного воздействия указанных факторов позволяет говорить об особых условиях ее реализации и необходимости выработки специальных методов и механизмов политического воздействия, адекватных тем революционным изменениям, которые сегодня происходят в системе социально-политических отношений современного общества.
Усилия российских ученых, занимающихся поиском и разработкой национальных технологий информационно-психологического воздействия на современные конфликты, политические процессы и кризисы сегодня в основном сосредоточены на проблемах национального государственного строительства, поскольку существующая система государственной власти недостаточно эффективно реагирует на новые вызовы в сфере международных отношений, в том числе на угрозы возникновения новых форм этнополитических конфликтов вблизи границ и практику применения
агрессивных технологий информационно-психологического воздействия на сознание людей отдельными государствами в собственных узкодифференцированных политических целях. То есть, в отношении различных аспектов использования современных информационно-психологических технологий в международных и внутриполитических конфликтах, в том числе защиты от технологий информационно-психологической войны, преобладает институциональный (государственный) подход.
Государственный подход к организации психологической защиты сознания граждан, национальных политических процессов и институтов требует, чтобы государственное противодействие технологиям информационно-психологической войны строилось в системе информационной политики Российской Федерации в виде одной из ее отраслей – государственной информационной политики в особых условиях.
В рамках этого по сути институционального подхода концепция государственной информационной политики в условиях информационно-психологической войны должна включать:
· определения сущности и содержания государственной информационной политики, особых условий ее реализации и критериев эффективности, ее целей, задач, принципов и основных направлений в условиях ИПВ;
· требования, предъявляемые к организационным технологиям комплексного информационно-психологического воздействия как к инструменту государственной информационной политики;
· определения сущности, содержания, целей, задач и основных функций государственной системы информационного противоборства в условиях ИПВ и в угрожаемый период;
· организационные принципы деятельности государственной системы информационного противоборства по предупреждению, выявлению и пресечению операций ИПВ на ранних стадиях;
· организационные принципы реагирования на внезапно выявленные операции (акции, мероприятия) ИПВ;
· основные направления правового обеспечения деятельности государственной системы информационного противоборства в условиях ИПВ и в угрожаемый период;
· практические рекомендации по формированию системы государственной информационной политики в особых условиях.
Факторы, оказывающие влияние на формирование государственной информационной политики, т. е. такие факторы, которые вызывают изменения данной политики на концептуальном уровне, требуют выработки специальных методов и механизмов правового регулирования, позволяющих обеспечивать выполнение управленческих функций государством в условиях переосмысления концептуальных основ информационной политики. Такие факторы по отношению к процессу реализации информационной политики носят характер особых условий.
С точки зрения теории безопасности социальных систем, государственная информационная политика – это деятельность системы государственной власти и управления по созданию условий для успешного, устойчивого и непрерывного развития системы социально-политических отношений общества в условиях интенсивного воздействия внешних и внутренних факторов, оказывающих на систему как стабилизирующее, так и деструктивное информационно-психологическое воздействие.
Основным инструментом государственной информационной политики в условиях формирования информационного общества являются информационно-психологические технологии. Государственная информационная политика реализует свои функции государственного управления системой социально-политических
отношений общества через установленные российским законодательством меры, процедуры и технологии информационно-психологического воздействия на индивидуальное и массовое сознание граждан, отдельных социальных групп, социальных систем и всего общества в целом.
Эффективность государственной информационной политики – это способность обеспечить:
· успешность развития системы социально-политических отношений общества, т. е. приобретение системой новых качеств в оптимальные (с точки зрения непрерывности процесса развития системы) сроки с минимальными затратами материальных и интеллектуальных ресурсов;
· непрерывность процесса развития системы социально-политических отношений общества;
· устойчивость процесса развития системы социально-политических отношений общества по отношению к воздействию внешних деструктивных факторов и процессов;
· необратимость процесса развития системы социально-политических отношений общества, т. е. приобретение в процессе развития новых качеств, ранее в системе отсутствовавших, и гарантия прежних качеств, утраченных системой в процессе ее развития;
· интенсивность процесса развития системы социально-политических отношений общества, т. е. способность системы поддерживать методами внутреннего регулирования необходимый темп (интенсивность) собственного развития для приобретения системой новых качеств, имеющих для нее жизненно важное значение (в первую очередь качеств, обеспечивающих дальнейшее развитие системы).
Особые условия реализации государственной информационной политики – условия, в которых государственная информационная политика не способна в полной мере обеспечить хотя бы одно из условий собственной эффективности при помощи имеющихся на данный момент в ее распоряжении инструментов и механизмов политического регулирования.
Особые условия – это представляющие потенциальную опасность для субъекта глобальные и долгосрочные изменения состояния внешней среды существования данного субъекта, происходящие преимущественно под воздействием факторов внешней среды, которые от субъекта (и его действий) практически не зависят. Дальнейшее существование и устойчивое развитие субъекта в особых условиях возможны только при адекватной адаптации к ним его системной структуры и действий.
К особым условиям можно отнести только те социальные явления и процессы, которые приводят к коренным изменениям системы социально-политических отношений общества, которые, в свою очередь, требуют изменения государственной информационной политики на концептуальном уровне. Появление таких условий приводит к возникновению новой отрасли государственной информационной политики – информационной политики в особых условиях, цель которой – методом неизбежных проб и ошибок выработать правовые механизмы и инструменты правового регулирования, позволяющие системе социально-политических отношений общества эффективно приспособиться к новым внешним условиям, не снижая при этом темпа и качества своего развития.
В современном обществе к особым условиям реализации информационной политики относятся:
· формирование информационного общества;
· политическая, социальная, культурная, информационная, психологическая глобализация;
· геополитическая конкуренция в информационно-психологическом пространстве;
· информационно-психологическая война.
Процесс формирования глобального информационного общества как особое условие реализации государственной информационной политики состоит в несоответствии темпов реагирования организационной и нормотворческой деятельности системы государственных органов власти по модернизации государственной информационной политики тем изменениям, которые происходят в системе социально-политических отношений в процессе формирования информационного общества. Такое несоответствие в скорости развития системы государственной информационной политики и системы социально-политических отношений современного общества, которое выражается, в частности, в том, что целые сферы социальных отношений в информационно-психологическом пространстве не охвачены государственным регулированием, приводит к тому, что некоторые функции государственного регулирования начинают выполнять объекты государственной информационной политики, такие, как СМИ и МК, в современных условиях справедливо называемые «четвертой властью».
В условиях отставания от ведущих стран мира в темпах развития национального сегмента информационно-психологического пространства, производства знаний-решений и генерации высоких технологий государство попадает в информационную зависимость от стран-производителей информационных ресурсов и становится объектом политики информационного неоколониализма. Современная информационная политика не в состоянии эффективно противостоять этому негативному социальному явлению, поскольку правовое поле информационной политики на современном
этапе развития способно выявлять и давать юридическую квалификацию лишь косвенным проявлениям и следам деятельности государств – информационных доминантов, последовательно проводящих в отношении других государств политику информационного неоколониализма.
Геополитическая конкуренция в информационно-психологическом пространстве может быть отнесена к категории особых условий реализации государственной информационной политики в силу следующих причин:
· геополитическая конкуренция в информационно-психологическом пространстве связана с возникновением новых принципов, приоритетов и форм политической борьбы, не охватываемых и практически не регулируемых существующими нормами международного права и национального законодательства;
· скрытость природы протекания информационно-психологических процессов затрудняет регулирование данной категории социальных отношений информационным правом;
· отсутствие международного законодательства, регулирующего рост геополитических субъектов в информационно-психологическом пространстве, и в первую очередь правовых норм и механизмов, замедляющих или препятствующих формированию геополитических субъектов, специально создаваемых для агрессии в отношении других государств, является причиной высокой гибкости и скорости формирования и изменения состава союзов и коалиций в информационно-психологическом пространстве, большинство из которых носит виртуальный характер (т. е. связи, объединяющие субъектов в союз, целиком принадлежат информационно-психологическому пространству) и не изучается действующей информационной политикой в качестве предмета правового регулирования;
· возможность бесконфликтного (с точки зрения существующей системы права) сочетания принципов мирного сотрудничества и агрессивного противоборства во внешней политике субъекта геополитической конкуренции по отношению к одному и тому же субъекту геополитических отношений приводит при рассмотрении информационного противоборства в рамках действующего международного права к возникновению многочисленных юридических коллизий;
· широкое распространение практики использования в мирное время арсенала сил, средств и методов информационно-психологической войны в политических целях происходит, в первую очередь, благодаря отсутствию правовых механизмов, накладывающих ограничения на бесконтрольное применение этих сил и средств.
ИПВ может быть отнесена к категории особых условий реализации государственной информационной политики в силу особой социальной опасности данного явления, в отношении которого обществом еще не выработана эффективная система организации противодействия.
Необходимость изменения характера и содержания государственной информационной политики в особых условиях состоит в ограниченной способности государственной политической системы, развивающейся в условиях плавного и постепенного изменения внешней среды, оперативно реагировать на любые резкие изменения внешних условий политической деятельности.
В особых условиях государственная информационная политика не способна в полной мере обеспечить хотя бы одно из условий собственной эффективности:
· успешность развития системы социально-политических отношений общества;
· устойчивость процесса развития системы социально-политических отношений общества по отношению к воздействию внешних деструктивных факторов и процессов;
· необратимость процесса развития системы социально-политических отношений общества;
· интенсивность процесса развития системы социально-политических отношений общества при помощи имеющихся на данный момент в ее распоряжении инструментов и механизмов политического регулирования, что и является основной причиной необходимости ее изменения.
Особые условия вызывают возникновение в системе государственной информационной политики противоречий и правовых коллизий, позволяющих выявить недостатки системы на ранних стадиях их возникновения, знание которых необходимо системе для дальнейшего развития.
Государственная информационная политика в особых условиях является частью государственной информационной политики, поскольку механизмы социального регулирования данной категории вступают в действие только в случае преобладающего воздействия особых условий на систему социально-политических отношений общества. В современных условиях, когда информационное общество находится на начальных стадиях формирования и темп этого формирования в различных регионах (даже в рамках отдельно взятого государства) неодинаков настолько, что позволяет говорить о существующем значительном разрыве между уровнями развития информационно развитых и информационно отсталых регионов, особые условия не всегда становятся определяющими в выборе тактики и стратегии государственной информационной политики.