Речь делового человека

Речь делового человека - student2.ru

Для успеха в общении очень важно учитывать интересы, ценности адресата, его ожидания и цели, а также сферу общения. Этот принцип особенно важен в деловом общении, которое обслуживает официально-деловой стиль.

Речь делового человека - student2.ru Всем известна сказка о двух медвежатах, которые делили найденный сыр. Они не доверяли друг другу и попросили лису поделить сыр. В результате лиса съела весь сыр, а медвежатам ничего не досталось. Также поучительна история о двух сестрах, у которых был всего один апельсин. Они разрезали его пополам. Выяс­нилось при этом, что одной из сестер нужна была кожура, а вто­рой — сок. Каждая из них получила бы в два раза больше, если бы они учли интересы друг друга.

Официально-деловой стиль обслуживает сферу официально-деловых отношений, т.е. отношений, которые возникают между органами государства, между организациями или внутри них, между организациями и частными лицами в процессе производ­ственной, юридической деятельности.

В официально-деловой сфере используется язык людей, свя­занных интересами дела, которые имеют необходимые полномо­чия для установления деловых отношений, разрешения деловых проблем. Поэтому и говорят о деловой коммуникации.

Устная деловая речь обращена к собеседнику и предполагает возможность влияния на него. С этой целью используется, кроме вербального, невербальный язык. Деловая коммуникация имеет свою лексико-грамматическую и стилистическую специфику.

Лексика официально-деловой речи использует большое коли­чество международной лексики, стандартизированных выраже­ний, однокоренных слов, существительных с родовым значени­ем, также аббревиатуры, сложносокращенные слова. Широко применяются глаголы и глагольные образования – причастия, деепричастия, отглагольные существительные и прилагательные.

Синтаксис характеризуется присутствием неполных, безлич­ных предложений, обращений, присоединительных конструкций, простых предложений, вводных слов и словосочетаний. Исполь­зуются предлоги и пассивные конструкции, большое количество однородных членов предложения.

Деловое общение требует строгого использования речевых конструкций, стандарта, не допускается жаргон и т.д. Деловое общение предполагает владение профессиональным языком, зна­ние терминов, свойственных определенной области общения (юри­дической, дипломатической, управленческой).

Главные требования к устной речи делового человека сле­дующие:

{ точность и ясность (употребление слов в правильном значе­нии, исключение иностранных слов, употребляемых без не­обходимости),

{ краткость (без повторов, тавтологии),

{ конкретность,

{ правильность,

{ нормативность,

{ логичность,

{ аргументированность,

{ стандартность речевых формулировок.

Деловое общение может быть:

§ необходимым (когда без меж­личностных контактов осуществление совместной деятельности невозможно),

§ желательным (определенные контакты способствуют более успешному осуществлению задач),

§ нейтральным,

§ нежела­тельным (затрудняет достижение цели).

Деловым людям приходится постоянно общаться с людьми, стоящими на разных ступенях служебной лестницы. Поэтому говорят о вертикали и горизонтали отношений. По вертикали – это субординационные отношения, они обусловлены социальным статусом, административно-правовыми нормами и характеризу­ются подчинением младшего старшему по чину. В России исторически сложился вертикальный диалог.

Горизонтальные отношения предполагают участие в совмест­ной деятельности на принципах сотрудничества, взаимопонима­ния, с учетом общих интересов. В настоящее время в деловой жиз­ни России наблюдается переход к субординационно-партнерским отношениям.

Специфической особенностью делового общения является его регламентированность, т.е. подчинение установленным правилам и ограничениям. Существуют так называемые писаные и неписа­ные правила поведения. Регламентированность (протокол) пред­полагает соблюдение норм делового этикета, который отражает накопленный опыт, нравственные установки определенных со­циальных групп и людей разной национальности. Протокол пред­писывает, как вести себя в деловой обстановке, на совещании, переговорах, а также как одеваться, что дарить, как вести дело­вую переписку и многое другое. Очень важное место уделяется при этом речевому этикету. В настоящее время создана целая сис­тема речевых формул для каждой речевой ситуации.

Регламентированность делового общения означает и ограни­ченность его временными рамками. Деловые встречи имеют стро­гий регламент. Для этого заранее намечается круг обсуждаемых проблем и проводится тщательная подготовка к встрече.

При общении очень важно создать благоприятный психологи­ческий климат. Для этого рекомендуется:

¯ Приветствовать собеседника искренней улыбкой, доброжела­тельным взглядом, обращаться к нему по имени-отчеству или используя принятые в той или иной стране обращения.

¯ Показывать свое желание понять позицию собеседника, ори­ентироваться на ожидаемый собеседником результат.

¯ Стараться выявлять положительные качества собеседника.

¯ Учитывать эмоциональное состояние собеседника.

¯ Подчеркивать равенство позиций, вести себя спокойно и уве­ренно.

¯ Эмоционально поддерживать разговор.

¯ Выражать искреннее одобрение (все люди любят, когда их хвалят, говорят о достоинствах).

¯ Говорить комплименты. Любую деловую беседу, коммерчес­кие переговоры можно начинать с них. Чем больше делает че­ловек комплиментов, тем больше он их получает.

Наши рекомендации