Первоначальный этап расследования умышленных убийств, совершенных наемниками

Общие положения. Производство первоначальных следственных действий и оперативно-розыскных мероприятий начинается сразу после сообщения об убийстве, обнаружения трупов или тяжело раненых потерпевших. Эффективность этих действий во многом зависит от организованности и системности их проведения следственно-оперативной группой, работающей по делам данной категории. В ее состав должны входить:

1) следователь прокуратуры (несколько следователей);

2) оперативные работники уголовного розыска и регионального УБОП (Управления борьбы с организованной преступностью);

3) участковый инспектор, обслуживающий микрорайон, где совершено убийство;

4) эксперт-криминалист, выполняющий функции специалиста;

5) судебно-медицинский эксперт;

6) инспектор-кинолог.

Члены следственно-оперативной группы должны незамедлительно произвести:

1) опросы очевидцев произошедшего для установления примет наемников, использованного ими транспорта и других сведений, необходимых для раскрытия убийства по "горячим следам";

2) осмотр места происшествия (с участием эксперта-криминалиста). В случае особой сложности объектов осмотра в нем могут участвовать несколько следователей и специалистов. Тогда один из следователей (обычно более опытный) принимает на себя руководство всей работой;

3) наружный осмотр трупа на месте его обнаружения. В случае необходимости кроме судебно-медицинского эксперта приглашаются и иные специалисты, например в области судебной баллистики, взрывотехники и т.д.;

4) назначение судебно-медицинской экспертизы трупа, а иногда некоторых других исследований;

5) преследование киллеров по "горячим следам" с применением служебно-розыскной собаки по направлению, указанному очевидцами. Этим занимаются инспектор-кинолог и оперативные работники;

6) обследование территории, прилегающей к месту убийства, силами оперативных работников. За границами места происшествия могут быть обнаружены важные следы и вещественные доказательства. Тогда границы следственного осмотра должны быть расширены;

7) блокировку путей возможного бегства наемников силами оперативного состава МВД и других правоохранительных органов;

8) подворно-поквартирный обход с проведением разведывательных опросов для выявления очевидцев и сбора информации о наемных убийцах. Их проводят участковый уполномоченный и оперативники.

Далее безотлагательно осуществляются: допросы наиболее важных очевидцев, проверка подучетного контингента, задержания подозреваемых, их обыски, допросы, освидетельствования. Если наемники использовали автотранспорт, то после выяснения его индидуализирующих особенностей к розыску подключаются сотрудники ГИБДД и ее патрульных служб.

Выдвижение версий и планирование расследования. Несмотря на публичный и нередко демонстративный характер большинства убийств по найму, они относятся к совершенным "в условиях неочевидности". Поэтому особую роль играет выявление признаков, позволяющих выдвинуть версию о совершении убийства именно наемниками. Это: демонстративный характер расправы; дерзость действий киллеров; место нападения подъезд, лестничная площадка, лифт, автостоянка и т.п.; время "акции" начало или конец рабочего дня; сведения о выслеживании потерпевшего; применение автоматического или полуавтоматического огнестрельного оружия, специальных боеприпасов, прицелов, глушителей, взрывных устройств и других надежных средств поражения; использование автотранспорта для бегства после выполнения "заказа"; наличие контрольного выстрела в голову; отсутствие признаков разбойного нападения или иных корыстно-насильственных посягательств; достаточно заметное положение жертвы в обществе или в криминальной среде; признаки тщательной подготовки убийства.

Данные признаки свидетельствуют о совершении посягательства наемными убийцами и диктуют немедленное проведение комплекса следственных действий, оперативно-розыскных, поисковых и заградительных мер, перечень которых может быть расширен или ограничен в зависимости от конкретной ситуации начала расследования. Выдвижение версии об убийстве наемниками позволяет наметить основные направления его раскрытия. Наиболее целесообразно действовать "от потерпевшего к заказчику, а от него к посреднику и исполнителям убийства".

Если информация, собранная сразу же после убийства, позволяет выявить всех участников преступления, то процесс расследования приобретает направленность: "от потерпевшего одновременно к исполнителю, посреднику и заказчику". Важную роль здесь играет мотив совершения преступления.

Успешное раскрытие "заказных" убийств невозможно без выдвижения и проверки следственных версий. К наиболее типичным из них относятся:

1. Убит руководитель государственного, коммерческого или совместного предприятия, банка, иного финансового учреждения, акционерного общества. Заказчиком "акции" может быть руководитель другой подобной организации, находящейся с потерпевшим в сложных отношениях, либо ответственный сотрудник той же фирмы.

Мотивы убийства:

а) месть за невозвращение или несвоевременное возвращение долга, кредита;

б) устранение конкурента в сфере торговой, финансовой, производственной или иной деятельности;

в) уклонение от исполнения договорных обязательств;

г) возникновение острого соперничества между партнерами;

д) стремление занять руководящий пост в организации;

е) конфликты в связи с выявлением неблаговидных фактов при ревизии или аудиторской проверке;

ж) месть за сообщение в правоохранительные органы о хищениях, злоупотреблениях и других порочащих фактах;

з) неприязненные отношения, могущие негативно повлиять на карьеру и должностное положение.

Заказчиком убийства может выступать и лидер криминального формирования. Здесь движущим мотивом преступления обычно бывают:

а) месть за отказ от криминальной "крыши" или неподчинение требованиям преступной группировки выплачивать криминальную дань;

б) месть за сообщение в правоохранительные органы о фактах рэкета, угроз, насилия, за отказ предоставить льготные кредиты и др. При этом преследуется и дополнительная цель: создать обстановку криминального террора, позволяющую преступникам диктовать свои условия руководителям организаций, предприятий, фирм.

2. Убит лидер криминального формирования, "вор в законе". Заказчиком расправы может быть лидер соперничающей криминальной группировки. Мотивы преступления:

а) борьба за передел сфер криминального влияния на определенной территории, в отрасли, на конкретном предприятии;

б) криминальные разборки вследствие убийства лидера другой преступной группировки или его подручных;

в) месть за сообщение в правоохранительные органы сведений о совершенных или подготавливаемых преступлениях;

г) острая стычка из-за взаимных финансовых претензий.

Заказчиком убийства может быть и кто-то из ближайшего окружения потерпевшего. Движущие мотивы:

а) устранение препятствия для обретения лидирующего положения в преступной группировке;

б) месть за отстранение от руководящего поста в ней либо за информацию, переданную в правоохранительные органы;

в) неприязненные отношения в связи с "несправедливым" дележом преступных доходов.

Заказчиком убийства может быть также один из руководителей предприятий или фирм, поддерживавших "деловые" отношения с криминальным формированием, которое возглавлял потерпевший. Мотивы убийства:

а) ликвидация опасного вымогателя, шантажиста;

б) предупреждение возможного насилия в отношении самого заказчика или членов его семьи;

в) месть за преступные действия, совершенные по отношению к самому заказчику, членам его семьи или ближайшим сотрудникам;

г) невозвращение крупного долга и др.

3. Убит член оргпреступной группировки. Заказчиком убийства может быть лидер данной группировки. Мотивы преступления:

а) месть за выход из группировки или переход в другое криминальное формирование;

б) кара за растрату денег из криминального "общака" или за связь с правоохранительными органами;

в) ликвидация "засветившегося" исполнителя, совершившего убийство по найму или иное тяжкое преступление;

г) устранение возможного соперника, стремящегося занять лидирующее положение в уголовной иерархии;

д) ликвидация за невыполнение важного приказа главаря группировки или срыв криминальной акции.

Заказчиком убийства может быть также лидер соперничающей преступной группировки. Мотивы преступления:

а) месть за убийство или насилие в отношении членов возглавляемой им группировки;

б) предотвращение передачи информации в правоохранительные органы о преступной деятельности данного криминального формирования;

в) предотвращение планируемой акции против его членов;

г) запугивание лидеров и членов противостоящего криминального сообщества.

4. Убит руководитель или сотрудник правоохранительных органов. Заказчиком убийства может быть лидер криминального формирования. Движущие мотивы:

а) запугать сотрудников правоохранительных органов, ведущих активную борьбу с организованной преступностью;

б) предотвратить оперативно-розыскную деятельность конкретного сотрудника;

в) сорвать расследование уголовного дела в отношении членов данного криминального формирования;

г) месть за меры, направленные на пресечение противозаконной деятельности.

5. Убит руководитель или активный функционер политической партии, общественного движения, кандидат на выборную должность. Заказчиком убийства может быть претендент на его место или на выборную должность. Непосредственные мотивы расправы:

а) острые политические разногласия, месть за критику;

б) борьба за голоса электората;

в) желание устранить конкурента на выборную должность, предотвратить разоблачение незаконной деятельности;

г) срыв избирательной кампании.

Заказчиком убийства может быть и лидер криминального формирования, действующий в интересах конкурирующего кандидата, нередко "выдвиженца" данного формирования. Движущие мотивы:

а) устранение конкурента кандидата на выборную должность, поддерживаемого преступной группировкой;

б) создание обстановки криминального террора, выгодной преступникам;

в) обещание льгот, поддержки, режима прикрытия криминальной деятельности со стороны лоббирующих депутатов.

6. Убит работник средств массовой информации. Заказчиком убийства может быть лидер преступной группировки. Мотивы убийства:

а) опубликование или демонстрация материалов, разоблачающих криминальную деятельность группировки;

б) отказ обнародовать компрометирующие материалы в отношении конкретного лица;

в) месть за недопущение представителей криминалитета в число учредителей, крупных акционеров, членов руководства СМИ, особенно электронных.

Приведенные типовые блоки не претендуют на исчерпывающий характер. Однако они наиболее характерны, а потому имеют большое практическое значение.

Важная особенность планирования по делам данной категории его многоверсионный характер. Необходимость выдвижения нескольких версий диктует обязательность их параллельной (одновременной) проверки. Такая проверка наиболее оптимальна. Но чаще всего приходится проводить первоочередную проверку наиболее вероятных версий, содержащих сведения об участии в убийствах конкретных заказчиков, посредников, исполнителей. В случае их неподтверждения проверяются версии, по которым имеется информация о группе возможных подозреваемых, например о том, что заказчиком убийства был кто-то из лидеров нескольких криминальных формирований. В ходе их отработки следователь получает доказательства, позволяющие остановиться на одной из версий.

В связи с многоверсионностью расследования убийств по найму важная черта планирования состоит в подробной детализации планов, в повышенной требовательности к тщательному выполнению всех намеченных пунктов. Поверхностная отработка следственных версий, проверка их не до конца одна из главных причин низкой раскрываемости убийств по найму.

Необходимо соблюдать один из основных принципов планирования динамичность. В соответствии с ним следователь должен быстро реагировать на изменение ситуации по делу, переключая основные силы на проверку подтверждающейся версии, но не оставляя без внимания другие вплоть до полного раскрытия преступления.

Следующая особенность разработка согласованных планов расследования, составляемых и выполняемых совместно следователями и оперативными работниками. Проверка версий разными методами и средствами, как процессуальными, так и оперативными, значительно усиливает достоверность получаемых результатов, расширяет тактический и доказательственный арсенал, создает новые источники данных в доказывании по расследуемому делу.

Наши рекомендации