Лекция 11. КСО, технологический цикл и связь лидера с общественностью
1. Корпоративная социальная ответственность (КСО)
2.Интегративная роль технологического цикла кампании в связях с общественностью
3. Коммуникативный уровень связей лидера с общественностью
Цель лекции: показать значимость корпоративной социальной ответственности (КСО) и связь лидера с общественностью.
Ключевые слова: корпоративная социальная ответственность, солидарность, взаимоподдержка, коммуникативная личность, лидер
1. Корпоративная социальная ответственность (КСО)
Сейчас уже широко признается, что крупная компания несет ответственность перед обществом, в котором она действует. Первая ее обязанность — оставаться мощной и эффективной на благо акционеров и сотрудников, внося одновременно ощутимый вклад в экономику и благосостояние страны. Американский большой бизнес уже много лет назад принял эту философию, а сейчас она прочно утвердилась в Великобритании и в других развитых странах.
На практике корпоративная социальная ответственность проявляет себя в следующих субъектах:
• Предприятие (поддержка и развитие инициатив, направленных на поддержку подающих надежды предпринимателей и развитие предприятия).
• Образование (содействие созданию новых возможностей для молодежи).
• Культура и искусство (помощь разнообразной творческой деятельности и консолидация общественности).
• Окружающая среда (поддержка усилий, направленных на защиту окружающей среды и повышение качества жизни).
В Великобритании многие ведущие компании объединились для помощи мелким предприятиям и другим формам предпринимательства. Помимо совместных действий такого рода большинство компаний целевым назначением передаютзначительныесредства для осуществления мероприятий по одной из перечисленных выше четырех категорий сфер проявления корпоративной ответственности. Обычно существует специальный комитет, который решает, куда направить средства, а сами пожертвователи стараются не участвовать в этом лично.
Еще одна форма проявления корпоративизма — это взаимная солидарность и взаимоподдержка. Компания чаще всего придерживается концепции поддержки своих сотрудников.
Разовая помощь — другой способ проявления социальной ответственности. Эта помощь принимает самые различные формы в зависимости от специализации компании или фирмы. Некоторые передают полезные вещи — краску или! пиломатериалы, другие безвозмездно отдают списанное конторское оборудование, третьи предлагают консультации, сдают бесплатно общественности конторские и производственные помещения.
Компания, оказывающая такую помощь своим сотрудникам, не обязательно рассчитывает на дополнительную рекламу или на создание себе определенного имиджа, образа в глазах общественности. Именно этим корпоративная социальная ответственность отличается от спонсорства. Тем не менее, грамотный руководитель всегда помнит, что социальная ответственность приносит косвенный доход.
2. Интегративная роль технологического цикла кампании в связях с общественностью
Технологии, реализуемые в рамках PR-кампании, осуществляются в соответствии с общими для любых типов организуемых кампаний этапами, фазами и стадиями. Технологический цикл PR-кампании включает аналитический этап, этап планирования, организационный и заключительный этапы Каждый из этапов в свою очередь делится на фазы. На этапах технологического цикла кампании происходит взаимное согласование мер по всему спектру решаемых задач.
Аналитический этап. Аналитический этап включает разработку конкретной программы взаимодействия специалистов по связям с общественностью с целевой общественностью. Для этого необходимо разработать план исследования общественного мнения и спроектировать PR-мероприятия в рамках различных фаз: исследовательской, информационной, концептуальной. Фазы этого этапа определяются по целевому признаку, а в организационном плане выполняемые меры в рамках различных фаз перекрещиваются. Концептуальная фаза ставит задачу разработки концепции самой службы связей с общественностью или ее уточнения после завершения исследовательской и информационной фазы какой-либо концептуально значимой кампании, а также согласование концепции службы связей с общественностью с другими заинтересованными подразделениями организации.
Исследовательская фаза ставит задачу анализа деятельности субъекта в отношениях с общественностью. Целью данной фазы является сбор и обобщение данных для последующего проведения фокусированного исследования с точки зрения взаимодействия PR-служб с целевой общественностью и планирования PR-мероприятий. Планирование PR-мероприятий включает выбор целевых аудиторий, разработку идей
проведения PR-работы. Данная фаза предполагает разработку идей для привлечения внимания целевой общественности и электората через СМИ, привлечения референтных лиц с Целью поддержки и поднятия престижа служб связей с общественностью, проведения различных PR-акций для установления непосредственных отношений с целевыми аудиториями и электоратом.
3. Коммуникативный уровень связей лидера с общественностью
При организации связей с общественностью лидер использует ряд рассмотренных выше форм работы: организацию и проведение специальных событий, проведение различных консультаций. К приоритетным задачам в этом случае относятся формирование и реализация оптимальной коммуникативной политики. Лидер чаще всего находится во взаимосвязи с различными людьми, используя при этом в различной комбинации различные каналы коммуникации. Это специально планируемая и проводимая работа по организации межличностного общения, воспитанию служащих, Формированию у них менталитета, соответствующего корпоративной культуре, развитию культуры в целом. Лидер должен освоить проведение таких акций, как организация корпоративных мероприятий, благотворительных мероприятий, участие в профессиональных выставках и конкурсах. Нормальный лидер оптимально будет выполнять свои функции в том случае, если будет вбирать в себя и свойства формального лидера. А для этого он должен отвечать требованиям коммуникативной личности.
Коммуникативная личность — личность, имеющая совокупность индивидуальных свойств и характеристик, которые обеспечивают умение выбрать схему передачи информации в конкретной ситуации и адекватно воспринимать информацию. Она характеризуется мотивационными, когнитивными и функциональными параметрами. Свойства коммуникативной личности понимаются как одно из проявлений личности, обусловленное совокупностью ее индивидуальных свойств и характеристик, которые определяются степенью ее коммуникативных способностей, когнитивным диапазоном сформировавшимся в процессе познавательного опыта, и собственно коммуникативной компетенцией — умением выбора коммуникативного кода, обеспечивающего адекватное восприятие и целенаправленную передачу информации в конкретной ситуации.
В плане воздействия, как социально значимой функции, выделяются два основных типа коммуникативной личности: а) доминантный, для которого характерны самоуверенность, напористость; б) реагирующий, для которого характерны аргументированность, аналитический подход и отзывчивость.
Лидер проявляет себя в разносторонней коммуникативной деятельности. По данным исследований, руководитель тратит на слушание 45%, речь — 30, чтение — 16, письмо — 9% из общего объема времени, затраченного на коммуникацию.
Лидер достигает своего ранга, прежде всего благодаря тому, что обладает признаками коммуникативной личности. Разнообразие подходов и множество теорий свидетельствуют о сложности проблемы обоснования существенных признаков личности, ее структуры и функционирования.
Особую социопсихологическую проблему представляют критерии оценки личности. Целесообразно различать фактическую ценность личности, с точки зрения реальных результатов ее деятельности, и значимость личности, с точки зрения ее социального статуса — положения в обществе. Эти качества особенно нужны формальному лидеру — руководителю того или иного уровня.