Слухи и их роль в бизнесе
Реферат
«Роль слухов в бизнесе»
Выполнила студентка группы | Беляева Алена Константиновна |
13804 / 1 | |
Направление подготовки | Лингвистика |
Форма обучения | Очная |
Научный руководитель | Малиновская Наталья Игоревна |
Санкт-Петербург
Содержание
Введение……………………………………………………………….....3
Слухи и их роль в бизнесе ……………………………………………....4
Заключение ………………………………………………………………7
Список литературы ……………………………………………………...8
Введение
Принято считать, что слухи появились в тоже время, что и устная коммуникация. В течение долгого времени информация передавалась из уст в уста посредством песен, баллад, мифологизированных рассказов, а также – что проще и понятнее – сплетен и слухов.
Однако, несмотря на всемирный процесс глобализации, слухи продолжают играть значимую роль в жизни социума. Слухи представляют собой желаемую информацию. Даже негативные факты в них принимаются на веру, хотя, казалось бы, человек должен уметь отделять рациональное от иррационального, доказуемое от недоказуемое, истинное от ложного или неподтвержденного. Но такова психология человека, особенности восприятия информации. Слухи порой более притягательны, чем правдивые факты.
Распространение слухов считается одним из самых эффективных инструментов конкурентной борьбы. Профессионально запущенный слух может привести как к краху компании, так и к небывалому расцвету. Вот почему необходимо рассмотреть роль слухов в жизни социума, а особенно – в бизнесе.
Слухи и их роль в бизнесе
Прежде всего, необходимо определиться со значением слова «слух». Что такое слух? Каковы его основные свойства? Как он рождается и умирает?
Слух – это специфический вид неформальной межличностной коммуникации, в процессе которой сюжет, до известной степени отражающий некоторые реальные или вымышленные события, становится достоянием обширной диффузной аудитории[1]. Иначе говоря, слух - это сообщение, достоверность которого на момент распространения не установлена, о важном для аудитории событии, которое устно передается от одного человека другому, а также является одним из эффективных способов влияния на общественное сознание.
Наиболее важное свойство любого слуха – его самотранслируемость. Самотранслируемое сообщение таково, что его трудно удержать в себе. Человек в любом случае старается передать его дальше, а передав, испытывает психологическое облегчение.
Можно предположить несколько объяснений этой особенности. Во-первых, слух содержит информацию, которая принципиально умалчивается СМИ. Именно поэтому, став доступной, она легко будет передаваться «из уст в уста». Вместе с тем, верно и обратное, слух никогда не дублирует, или не цитирует информацию «для всех», содержащуюся в СМИ.
Во-вторых, в более широком смысле, слух может являться проявлением коллективного бессознательного. Слухи содержат ответы на коллективные тревожные ожидания, хранящиеся в душе у каждого человека; могут быть ответом на некое общественное желание, например, содержать информацию о возможном визите высокопоставленного чиновника с «ревизией» местных порядков; может содержать сведения об известных или популярных личностях. Подобные темы всегда вызывают огромный интерес у аудитории.
В-третьих, слух – это общение толпы. Своеобразный ответ на общественное желание, в нем практически исключен индивидуальный интерес.
Слухи являются важным фактором формирования общественного мнения, имиджа личности, организации. На фоне слухов может порождаться паника, они зачастую серьёзно компрометируют органы государственного управления, способствуют политической дестабилизации общества. Таким образом, слух – это мощный коммуникативный инструмент, что заставляет задуматься о его роли и использовании более серьезно.
В качестве основных направлений использования слухов в современном мире, можно выделить:
· Создание определенного имиджа личности, организации, фирмы, манипуляция общественным мнением.
· Введение оппонента в заблуждение.
· Привлечение внимания к определенному событию, личности. В этом случае слухи активно используются в сфере шоу-бизнеса. Чаще всего это слухи о каких-то недоразумениях, скандалах, интимных подробностях жизни.
· Реклама товаров или услуг.
· Провоцирование населения на совершение действий, выгодных для одной из конфликтующих сторон. Речь может идти о массовых беспорядках, забастовках, ажиотажном спросе на продукты и т.п.
· Подготовка населения или персонала к непопулярным решениям.
Однако у слухов есть и обратная сторона. Без учета характеристик слухов работа с ними не всегда приводит к желаемым результатам. Существуют некоторые типичные ошибки: запускается слух, и не просчитываются его негативные последствия; запускается негативный слух и он начинает работать на конкурента; запускается слух с расчетом его максимальной эффективности к определенной дате, а он или успевает затихнуть или не достигает ожидаемого пика распространения и т.д. Также часто забывается тот факт, что после «запуска» слуха, за ним нужно продолжать пристально следить, потому что контроль над определенным слухом может быть легко потерян. Циркулируя в массах, слухи зачастую поддаются сильным изменениям, что легко приводить к абсолютному изменению смысла первоначального слуха.
Слух – это инструмент, который в неумелых руках может быть опасен даже для своего создателя. Вот почему, запуская тот или иной слух, стоит быть очень осмотрительным, особенно, если речь идет о бизнесе.
Наиболее наглядным примером влияния слухов на бизнес является фондовый рынок. Котировки акций меняются в зависимости от характера поступающей информации (позитивная ли она или негативная).
Также зачастую можно наблюдать и другую ситуацию: две конкурирующие компании, претендующие на один товар или услугу (например, аренда помещения) начинает распускать друг про друга порочащие слухи о недобросовестности, ненадежности или неплатежеспособности. В результате это может привести к тому, что до арендодателя дойдут нелестные отзывы об одной из этих компаний, и он предпочтет ее другой, опираясь исключительно на неподтвержденные слухи.
Как же можно бороться со слухами? Некоторые бизнесмены, столкнувшиеся с негативными слухами в адрес своих компаний, советуют запускать свои слухи. Другие – ничего не предпринимать, не оправдываться, вести максимально открытую и прозрачную информационную политику и сохранять спокойствие. Третьи убеждают, что бороться со слухами можно, только позволив обществу убедиться в их несостоятельности.
Заключение
По мере развития человеческого общества и средств массовых коммуникаций, роль слухов увеличивалась. Сейчас сложно представить жизнь без этого явления, ведь слухи стали частью повседневной коммуникации. Более того, слухи применяются и в политических играх, и в бизнесе, и в других сферах жизни общества. На первый взгляд слух кажется очень простым в применении. Но слухи могут не только приносить пользу, но и нанести непоправимый ущерб. Поэтому очень важно знать все аспекты и сложности применения слухов, а также уметь предотвратить их появление или пресечь уже появившийся слух.
Список литературы
1. Ганопольская, Е.В., Волошинова, Т.Ю., Анисина Н.В. Русский язык и культура речи. Семнадцать практических занятий. – Питер, 2012. – 336 с.
2. Караяни, А.Г. Слухи как средство информационно-психологического противодействия. – Психологический журнал, Том 24, №6, 2003 г.
3. Психология. Словарь. – Под ред. А.В. Петровского, М.Г. Ярошевского – Политиздат, 1990 г.
[1] «Психология. Словарь» под ред. А.В. Петровского, М.Г. Ярошевского. Политиздат, 1990 г.