Глава I. Разведка и тайные операции

Блоч Джонатан, Фитцджеральд Патрик

Глава I. Разведка и тайные операции - student2.ru

Тайные операции английской разведки: Ближний и Средний Восток, Африка и Европа после 1945 года

Террористические акты, подкуп, шантаж, связь с преступным миром — вот далеко не полный перечень средств из арсенала «рыцарей плаща и кинжала» британских спецслужб. В вышедшей в Ирландии книге местные журналисты на большом фактическом материале разоблачают тайные операции британской разведки после второй мировой войны — внедрение агентуры в средства массовой информации, в студенческие, профсоюзные и другие общественные организации, вербовка наемников для борьбы против законных правительств освободившихся стран, физическая расправа с неугодными лидерами бывших английских колоний, преследование католического меньшинства Северной Ирландии, непрекращающиеся попытки подорвать позиции молодых независимых государств Африки и Азии. В книге показана связь спецслужб Великобритании и США, их совместные действия против сил демократии и прогресса.

Автор:Блоч, Джонатан; Фитцджеральд, Патрик

Название: Тайные операции английской разведки: Ближний и Средний Восток, Африка и Европа после 1945 года

Издательство: Политиздат

Год: 1987

Глава I. Разведка и тайные операции

Начиная эту главу, коснемся вопроса о победе Великобритании в одной из ее самых абсурдных и бессмысленных войн. Фолклендская кампания является именно такой, даже если рассматривать ее с точки зрения нередко используемых фальсификаций, с помощью которых оправдываются британские крупномасштабные военные действия. «Судьба свободы» несчастных жителей Фолклендских (Мальвинских) островов была избрана в качестве решающего повода для этой войны. Но не говоря уже об экономических потерях, они столкнулись с правительством настолько расистским, что оно отказало им в полноправном британском гражданстве (чтобы этого не запросили жители Сянгана — Гонконга!). В качестве примера, убедительно опровергающего доводы, приводимые в оправдание этой войны, можно привести историю с изгнанием со своих мест 1300 обитателей острова Диего-Гарсия (в Индийском океане), чтобы освободить территорию для новой американской военной базы.

В многочисленных недавно вышедших книгах, ряде солидных исследований с различной степенью точности и достоверности показано, как и почему велась эта война, и наша задача не в том, чтобы соглашаться или оспаривать высказанные мнения. Однако вопрос о поводе, использованном англичанами для развязывания фолклендского (мальвинского) кризиса можно использовать для перехода к главной теме нашего повествования. Неспособность британского правительства предвидеть, что Аргентина высадится на острова, повлекла за собой направление им «ударных сил» на юг Атлантического океана. Ошибка правительства вызывает большое удивление также и потому, что оно располагало подробной информацией о передвижении вооруженных сил Аргентины. Эту информацию получали посредством перехвата сообщений, передаваемых по аргентинским линиям связи, от американских разведывательных спутников и разведывательных самолетов, и она, очевидно, была точной на определенный, ограниченный промежуток времени. Кроме того, единственный в Латиноамериканском регионе офицер британской разведки МИ-6 и два сотрудника разведки министерства обороны по воле случая находились в Буэнос-Айресе и примерно за две недели до начала событий направили в правительственное ведомство обстоятельную сводку о военных планах Аргентины.

Правительства нуждаются в информации о реальной или мнимой угрозе территориальным и экономическим интересам своей страны. Кроме того, они стремятся получить информацию относительно уязвимых мест других государств, которая может быть использована для достижения поставленных целей.

Необходимую информацию нельзя получить официальным дипломатическим путем. Этот пробел восполняют разведывательные службы. Для получения нужной информации зачастую [6] приходится использовать тайные методы. Когда материал собран, он может потребовать обработки, например расшифровки или перевода, а затем анализа. Выводы направляются в высшие заинтересованные инстанции — и для разведывательной службы это не пустая формальность: содержание, своевременность и точность ее докладов могут влиять на принятие решений.

Существуют два метода сбора информации: открытый и тайный. При тайном методе используются сотрудники разведки и их агентура, а также различные технические средства. После второй мировой войны с помощью технических средств добывается все большее количество необработанной информации, сейчас, вероятно, до 80–90%. Это находит отражение в масштабах служб, работающих в данной области, и убедительно подтверждается деятельностью британского разведывательного аппарата. Технические методы сбора информации обладают рядом преимуществ, которые объясняют все более широкое их применение: относительная безопасность исполнителей по сравнению с агентурной разведкой и несомненная точность и актуальность полученной информации. Например, сигнальная разведка, имеющая дело с перехватом электронных сигналов, ныне приобретает все большее значение.

Хотя роль агентурной разведки с точки зрения объема добываемой информации не столь велика, тем не менее она продолжает оставаться единственным средством получения определенных сведений, доступа к которым не могут иметь спутники и средства электронного контроля. Изменения в политике какого-то правительства или трения в правящих кругах зачастую могут быть выявлены только с помощью агентов.

Все возрастающая сложность обстановки, в которой приходится вести разведывательную работу, создает проблемы для разведывательных служб. Наиболее серьезной является проблема «завала». Суть ее в следующем. Информация, собранная с помощью технических средств, требует длительной и сложной обработки до того, как из нее можно будет сделать какие-то выводы. Хотя в этом процессе все шире применяются компьютеры, затраты труда и времени велики. «Завал» наблюдается в тех случаях, когда объем поступающих материалов превосходит возможности их обработки. Комитет Пайка палаты представителей конгресса США, отметив неспособность американской разведывательной системы предсказать войну 1973 года между Израилем, с одной стороны, и Египтом и Сирией — с другой, вынес характерное суждение по поводу «завала» в Агентстве национальной безопасности — американском ведомстве сигнальной разведки: «...перехват данных о подготовке Египта и Сирии к войне был объемным — сотни сообщений каждую неделю, а имевшиеся несколько специалистов-аналитиков могли своевременно «переваривать» лишь небольшую их часть. В результате сведения, полученные путем [7] дорогостоящего перехвата, не могли использоваться при составлении разведывательных оценок».

Другая проблема разведки состоит в приверженности к предвзятым суждениям, что отрицательно влияет на способность специалистов правильно оценить вновь поступающую информацию.

Накануне войны на Ближнем Востоке в октябре 1973 года израильтяне были не готовы к одновременному наступлению Египта и Сирии. Имея информацию о силе и дислокации арабских воинских подразделений, израильская разведка придерживалась мнения, что после поражения 1967 года арабы не начнут военных действий до тех пор, пока не обеспечат превосходства в силе. Поэтому Израиль не ожидал активных действий с их стороны.

В большинстве случаев разведка использует самые различные каналы получения необходимых сведений. Ричард Биселл, бывший заместитель директора ЦРУ по планированию, перечисляет восемь видов тайных операций:

политический совет и рекомендации;

субсидии отдельным лицам;

финансовая поддержка и оказание «технической помощи» политическим партиям;

поддержка частных организаций, включая профсоюзы,

деловые фирмы, кооперативы и т. д.;

тайная пропаганда;

«частная» подготовка отдельных лиц и обмен людьми;

экономические операции;

полувоенные операции или политические акции.

Во время кризиса по поводу Фолклендских (Мальвинских) островов военные меры являлись лишь одним из нескольких способов действий британского правительства для оказания давления на аргентинцев с целью побудить их вывести войска; применялись также нажим по дипломатическим каналам, экономические санкции и некоторые формы тайных операций. Проведение тайных операций означает замаскированное вмешательство во внутренние дела других государств, осуществляемое в целях влияния на их внешнеполитический курс. Здесь имеются несомненные преимущества перед открытыми формами действий: успешные тайные операции не связаны с политическими издержками. Основным их недостатком является риск разоблачения, который может принести огромный ущерб. Поэтому обеспечению секретности придается первостепенное значение.

Тайные операции, за исключением полувоенных действий, почти всегда осуществляются разведывательными службами. При этом применяются такие методы, как шпионаж, вербовка агентов, создание «подставных» организаций и т. д. Учитывать тесную взаимосвязь между тайными операциями и другими [8] разведывательными функциями необходимо для того, чтобы они в максимально возможной степени осуществлялись одной и той же службой. Создание отдельной организации для проведения тайных операций было бы, по мнению Стэнсфилда Тэрнера, директора ЦРУ США при администрации Картера, «дорогостоящим и, возможно, опасным делом. В конце концов пришлось бы направлять людей только для осуществления тайных операций, в то время как сейчас мы заставляем их выполнять и другие функции».

Трудности, которые испытывало ЦРУ в начале и середине 70-х годов, в немалой степени возникали из-за разрыва между его разведывательными функциями и тайными операциями. Американские исследователи Маркс и Марчетти писали, что «одно из противоречий разведывательной профессии, как она практикуется в ЦРУ, состоит в том, что сотрудники, занимающиеся тайными операциями, не придают большого значения мнениям экспертов-аналитиков. Эти сотрудники принимают решения о проведении операций без консультации с аналитиками... Чтобы избежать контактов и уменьшить возможность вмешательства со стороны руководства... сотрудники, занимающиеся тайными операциями, прибегают к жестким мерам конспирации... к бюрократическим хитростям, когда разрабатывают тайную операцию или добиваются ее одобрения».

Организаторы тайных операций пытаются представить их как ответные меры на угрозы. Но угрозы могут быть не только реальными, но и мнимыми. Поэтому необходимо внести ясность в этот вопрос. Так, поскольку жизнеспособность западной экономики зависит от постоянного поиска и освоения новых рынков, то страны Запада не ограничиваются военными или экономическими атаками на другие государства. Помехи экономическому давлению Запада, например национализация иностранных авуаров правительством страны «третьего мира», также изображаются в качестве угрозы. Таким образом, диапазон угроз западным правительствам, как они их понимают, выходит за пределы того, что можно рассматривать как действительно опасное. Это порождает агрессивную внешнюю политику, составной частью которой являются тайные операции.

Действительно, тайные операции стали частью американской внешней политики, и администрация Рейгана ввела в обиход новый метод оказания давления: «открытые угрозы дестабилизации». Например, в заявлениях о Никарагуа и Кубе американские должностные лица открыто угрожали тайными репрессиями, если «эти страны не изменят свою политику, в том числе внутреннюю».

У Ричарда Хелмса, директора ЦРУ с 1966 по 1973 год, не было, кажется, никаких сомнений в том, что тайные операции являются ключевым компонентом внешней политики. В 1979 году он пытался оправдать их, [9] заявив:

«Те, кто считают такие действия аморальными, скажут, даже если вы добились успеха, что это неправильно. При таких взглядах почти любые мероприятия в области внешней политики будут считаться неправильными, поскольку они оказывают воздействие на события, которые теоретически должны быть объектом влияния других. Однако история показывает, что мировые державы, придерживавшиеся такой позиции, не смогли бы долго просуществовать».

Правительство Соединенного Королевства широко прибегало к тайным операциям. Связи американских и британских разведывательных служб становятся все более тесными, потому что американские политические деятели тоже часто делают выбор в пользу тайных операций. Раздраженная реакция американского правительства на некоторые тайные операции после их разоблачения в прошлом десятилетии привела к тому, что ЦРУ обращается к союзникам, и в первую очередь к Великобритании, с просьбой об оказании помощи в осуществлении таких программ тайных операций, которые оно не может провести через аппарат конгресса по наблюдению за разведывательной деятельностью (однако появился ряд признаков того, что это ограничение теряет свою силу). Кроме того, неизбежное расширение аппарата разведывательных служб для недопущения «завалов» усиливает их влияние на внешнеполитический аппарат и увеличивает тенденцию к поиску решений с использованием разведки. Показательно, что на разведывательные службы Великобритании никак не распространились штатные и бюджетные сокращения.

Постоянные конфликты в Северной Ирландии и возможность возникновения беспорядков в самой Великобритании по мере ухудшения ее экономического положения могут отвлекать разведку от проведения тайных операций за границей. Но все равно ее действия направлены главным образом на принятие мер для обеспечения доступа британского империализма к источникам сырья и рынкам сбыта, а также к удовлетворению интересов торговли в целях оздоровления экономики страны.

Аппарат британской разведки

В Соединенном Королевстве сбором разведывательной информации занимаются четыре организации. Наиболее крупной из них по количеству персонала и объему добываемой информации является Штаб правительственной связи, который отвечает за сбор, обработку и анализ разведывательной информации, получаемой из радиоэлектронных источников. Штаб правительственной [10] связи учрежден на базе правительственной школы кодов и шифров, которая в военное время располагалась в Блетчли-парке, Бакингемшир и занималась расшифровкой кодов. Во время второй мировой войны более 6 тысяч сотрудников школы работали над немецкими и итальянскими шифрами. Здесь была создана первая в мире электронно-вычислительная машина, которая использовалась для расшифровки немецких закодированных сообщений. Операция «Алтрэ» (ULTRA), в ходе которой удалось полностью расшифровать немецкий код «Энигма», была наиболее успешной. Считается, что Черчилль вел военные действия в Северной Африке фактически только на основе сведений, полученных из перехвата и расшифровки немецких данных.

После войны Штаб правительственной связи располагался сначала в Исткоуте, на северо-западе Лондона, а с 1953 года он имел два комплекса около Челтнема. В первом комплексе на Окли Приорс-роуд размещаются административный и вычислительный центры; во втором — в Бенхолл-парке находятся в основном лаборатории, а также исключительно важный отдел по связи с Агентством национальной безопасности США (Агентство национальной безопасности является американским эквивалентом Штаба правительственной связи). Договор 1947 года по радиоэлектронной разведке заложил основу англо-американского разведывательного союза.

Штаб правительственной связи и Агентство национальной безопасности занимают на мировом рынке ведущие позиции по количеству производимого оборудования для расшифровки кодов и перехвата каналов связи, и это положение они намерены сохранить. США и Англия запрещают экспорт криптографического оборудования, если фирма-производитель не передаст правительству всю относящуюся к заказу документацию, и это служит препятствием для приобретения развивающимися странами не поддающихся расшифровке кодов. Факт прочтения Англией во время второй мировой войны немецких кодов не разглашался в течение 30 лет, потому что в это время их электронные варианты продавались ею другим странам, облегчая тем самым работы американских и английских специалистов по расшифровке кодов.

Руководство Штабом правительственной связи осуществляется совместно британским министерством обороны и министерством иностранных дел и по делам Содружества. Директор Штаба, как правило, является заместителем министра иностранных дел. Ему подчиняются руководители подразделений в ранге помощников министра, которые стоят во главе четырех директоратов: штатно-организационного, планирования радиоэлектронной разведки и двух оперативных. Из оперативных подразделений более крупным является директорат по радиоэлектронным операциям и разработке заданий. Сотрудники [11] этого директората обрабатывают и анализируют сообщения, перехваченные сетью станций слежения, расположенных на территории Великобритании и за границей. Общее количество таких станций неизвестно. Некоторые из них находятся на Кипре, в Гибралтаре, Турции, Омане, в ФРГ и на острове Вознесения. Штаб правительственной связи осуществляет контроль за перехватом сообщений по военным линиям связи. Предварительная обработка сообщений осуществляется на пунктах перехвата, и ее результаты направляются в Челтнем. Все материалы анализируются с целью идентификации источника каждого сообщения и установления каких-то новых моментов в складывающейся обстановке, например наращивания военных приготовлений. Многие из этих сообщений закодированы, и в таких случаях материалы перехвата в копиях направляются в отдел «Н» Штаба правительственной связи, который осуществляет их криптоанализ (дешифровку). Четвертый директорат называется директоратом по безопасности коммуникаций. В его задачу входит противодействие работе иностранных радиоэлектронных служб, которые проявляют интерес к британским коммуникациям.

Специалисты Штаба правительственной связи разработали «радиопередатчик», работающий по принципу «мгновенного выстрела», что позволяет очень быстро передавать большой объем информации. Такие передатчики являются стандартным оборудованием Специальной воздушно-десантной службы (САС) и используются также разведкой МИ-6, которые получают от Штаба правительственной связи разнообразную техническую помощь.

В британских подразделениях радиоэлектронной разведки работают десятки тысяч человек. Только в Штабе правительственной связи в Челтнеме занято 8 тысяч сотрудников. Затраты на содержание всего комплекса составляют около 500 миллионов фунтов стерлингов в год.

Штаб почти не занимается проведением тайных операций, за исключением дезинформации. Тем не менее, он играет в них важную подсобную роль, как основной поставщик разведывательной информации предоставляет сведения, необходимые для планирования и осуществления тайных операций, а также обеспечивает подразделения, занимающиеся тайными операциями, средствами связи.

Согласно международному праву, почти вся работа Штаба правительственной связи является незаконной.

Штаб не контролирует передачи гражданских радиостанций. Этим занимается радиокорпорация Би-би-си, расположенная в Кавершэм-парке, около города Рединга, и являющаяся крупнейшей организацией, следящей за радиопередачами.

Свои операции по слежению за радиопередачами Би-би-си начала в 1933 году, после того как правительство запросило [12] подробные сведения об антиарабских радиопередачах итальянских радиостанций на арабские страны. Во время второй мировой войны британское правительство выделило средства для организации систематического радиослежения. Использование ассигнований контролировалось Управлением политической войны, которое осуществляло надзор над британскими пропагандистскими программами. Во время войны группа слежения ежедневно составляла для правительства обзор радиопередач, осуществлявшихся другими странами.

После войны это подразделение было сохранено и расширено. Официально его попечителем продолжает оставаться министерство иностранных дел, средства выделяются министерством финансов. Функции службы слежения Би-би-си состоят в «прослушивании передач иностранных радиостанций и составлении сообщений о их содержании». Из четырехсот с лишним сотрудников, работающих в Кавершэм-парке, около 120 заняты прослушиванием радиопередач. Ежедневно они контролируют около 400 сводок новостей, комментариев и пресс-сообщений из 34 стран. Основные усилия всегда направлялись на прослушивание передач стран Варшавского Договора, хотя под пристальным вниманием были и некоторые развивающиеся страны. До иранской революции и ввода частей советских войск в Афганистан службы слежения Би-би-си использовали четыре монитора, которые контролировали передачи на языках фарси, дари, пушту. Затем их число возросло до 12, и Иран получил равный с Советским Союзом статус, их передачи контролируются 24 часа в сутки.

Служба слежения состоит из двух отделов: отдела приема, сотрудники которого прослушивают программы и обрабатывают их, и отдела новостей и публикаций, в котором материалы редактируются и рассылаются подписчикам. В число подписчиков входят правительственные органы не только Великобритании, но и некоторых других государств, пресс-агентства, газеты, университеты и коммерческие организации. Министерство обороны и министерство иностранных дел имеют со службой слежения прямую телетайпную связь. Ежедневно готовятся сводки по СССР, Восточной Европе, Ближнему Востоку, Африке и Латинской Америке. Поскольку не все радиостанции, которые Би-би-си хотела бы контролировать, прослушиваются с территории Англии, за границей было организовано несколько постов, которые по телетайпу направляют в службу слежения переведенные и отредактированные копии перехваченных ими сообщений. Имеется мониторная группа в Найроби, которая отвечает за слежение за радиопередачами из Восточной и Центральной Африки. В конце 1970 года эта группа была расширена, с тем чтобы контролировать радиопередачи из Мозамбика и Анголы. Монитор Би-би-си установлен [13] также в г. Лилонгве (Малави) для прослушивания радиопередач из Зимбабве и Замбии.

После второй мировой войны служба слежения Би-би-си и ее американский эквивалент — Информационная служба международного радиовещания с целью сокращения расходов согласились поделить между собой некоторые районы контроля за радиопередачами. Би-би-си стала следить за радиопередачами из Европы и СССР, а Информационная служба международного радиовещания США — из Китая и стран Дальнего Востока. Они обмениваются между собой всей получаемой информацией, постоянно консультируются относительно объектов прослушивания. Система достаточно гибкая и позволяет в любой момент распространить радиоконтроль практически на любой район мира, развитие событий в котором, например заговор или военные действия, вызывает особый интерес.

Би-би-си гордится своими связями с американцами. В ее справочнике за 1977 год об этом говорится как «о самом важном факторе». Однако Би-би-си скрывает от общественности тот факт, что Информационной службой международного радиовещания руководит ЦРУ, и это составляет часть его деятельности по открытому сбору информации. Службе слежения Би-би-си придается важное значение, и правительство, несмотря на стремление к экономии, дало указание не сокращать ее бюджета. Со своей стороны Би-би-си удовлетворена сознанием того, что в некоторых случаях, таких, как дело Хиллса {1}, наиболее «свежая» информация поступила министру иностранных дел от Би-би-си. Би-би-си также гордится своим преимуществом перед другими радиостанциями в получении сенсационных новостей от своих пунктов перехвата. Примером этого являются сведения о государственных переворотах в Сомали (октябрь 1969 г.), Уганде (январь 1971 г.) и попытка переворота в Судане (в 1971 г.).

Из всех структурных реформ, проведенных в британских разведывательных службах после войны, наиболее радикальные коснулись военных. Определенная однотипность задач, стоящих перед службами вооруженных сил, и все большее совпадение их функций с функциями гражданских разведывательных учреждений вынуждало глав военных разведывательных подразделений пересматривать традиционную систему, при которой каждый род войск имел свою разведку.

В 1946 году было впервые создано координационное подразделение, носившее название Объединенное разведывательное бюро. Руководителем его назначили Кеннета Стронга. Несмотря на небольшую численность персонала, бюро оказалось влиятельным и успешно функционирующим подразделением; [14] его структура была взята в качестве образца для последующей реорганизации военных разведок. Вновь созданный Штаб разведки министерства обороны взял на себя контроль над разведывательными службами армии, ВМС и ВВС, а также почти над всеми подразделениями министерства обороны, занимавшимися вопросами безопасности. Однако три службы оставались более или менее независимыми. Финальная фаза реорганизации произошла во время пребывания на посту министра обороны Дэниса Хили. Самостоятельные разведслужбы упразднили, создана единая структура этих служб, командование ею по очереди возлагалось на глав разведслужб родов войск. Начальником разведки министерства обороны является вице-адмирал Рой Холидей, его заместитель генерал-лейтенант Джеймс Главер занимает должность заместителя начальника штаба министерства обороны (по разведке). Им подчиняются пять главных департаментов: департамент войсковой разведки — глава вице-маршал ВВС У. Д. Херрингтон, департамент разведки управления и поддержки — контр-адмирал Д. К. Робертсон, департамент разведки тыла — Д. Е. Чемберлен, департамент научно-технической разведки — Н. X. Хьюджес, департамент экономической разведки — У. К. Радкин. Первые два из перечисленных постов руководителей департаментов являются наиболее важными.

Старший персонал разведки размещается в здании министерства обороны на Уайтхолле. Разведывательные оценки и доклады готовятся в здании, расположенном на месте бывшего отеля «Метрополь» на Нортумберленд авеню в Лондоне.

Министерство обороны имеет два управления, занимающихся обеспечением физической защиты зданий и сооружений и безопасностью контрактных работ, не входящих в компетенцию военной разведки. Выполнение всех других задач, затрагивающих вопросы безопасности и разведки, включая проверку сотрудников министерства обороны и их родственников, возложено на Штаб разведки министерства обороны.

Военная разведка направляет своих сотрудников в заграничные представительства — около 150 официальных военных атташе находятся в 65 странах. Они собирают и анализируют информацию о потенциале вооруженных сил страны пребывания, обмениваются информацией с союзными миссиями, организуют продажу оружия.

В основном разведка министерства обороны работает против вооруженных сил стран Варшавского Договора. Собирается информация о численности войск, вооружении, а также о различных сооружениях. Департамент экономической разведки пытается собирать информацию о расходах в СССР на оборону. Ведется внимательное наблюдение за отношениями СССР и его союзников с развивающимися странами. Всем вновь набранным в военную разведку сотрудникам внушается мысль [15] об «угрозе» со стороны прогрессивных сил внутри страны, а также со стороны СССР и его союзников.

Имея единое центральное командование, военная разведка разделяется по родам войск. Штаб-квартира разведки армии размещается в казармах в Ашфорде, графство Кент, названных в честь Джеральда Темплера, который был когда-то начальником генерального штаба Великобритании и вел успешную антиповстанческую войну в Малайе. В Ашфорде работают четыре курса по подготовке кадров: чтение аэрофотоснимков, оперативная разведка, безопасность, ведение допросов. В этом центре обучаются как представители британской разведки, так и представители разведки других стран. Во время проведения операций на территории других стран сотрудники армейской разведки поддерживают контакты с местными службами безопасности.

Подразделения военно-морской и военно-воздушной разведок концентрируют свои усилия на сигнальной разведке и ведении наблюдения. Используя оставшиеся в распоряжении англичан иностранные морские базы и специально оборудованные суда, разведка ВМС ведет наблюдение за перемещением иностранных военных кораблей и контролирует морские коммуникации. Разведки ВМС и ВВС работают вместе по слежению за перемещением подводных лодок. Самолеты британских ВВС оборудованы приборами, позволяющими обнаружить незначительные магнитные отклонения, а также инфракрасным сканирующим устройством фирмы ЕМИ, фиксирующим колебания температуры воды с точностью до 0,5° по Цельсию. Разведподразделения ВВС имеют фотокамеры, работающие с больших и малых высот, а также камеры наклонного действия, позволяющие делать фотоснимки территорий, выходящих за пределы доступного для обзора с самолета пространства. Непроявленные пленки обрабатываются в Объединенном разведывательном центре воздушной рекогносцировки, являющемся подразделением нескольких спецслужб и доминирующее положение в котором занимают ВВС, хотя заместитель директора центра и около 15% его сотрудников представляют армию. В число потребителей продукции центра входят гражданские разведывательные службы и разведки трех родов войск. Полагают, что в центре обрабатываются некоторые пленки, полученные с американских разведывательных спутников.

Персонал военной разведки в тайных операциях используется редко. Секретные тайные операции осуществляются персоналом Специальной воздушно-десантной службы (САС). Ведение пропаганды в поддержку военных кампаний входит в задачу подразделений «психологической войны». Такие пропагандистские акции представляют особую важность при проведении операции против партизан. При этом преследуются две цели: во-первых, завоевать доверие гражданского населения [16] и привлечь его на свою сторону, не допустить оказания помощи партизанам со стороны населения и тем самым содействовать успеху военных операций, обеспечить постоянный приток информации; во-вторых, снизить моральный уровень повстанцев, поощрять капитуляцию и дезертирство.

Планирование пропагандистской кампании включает в себя изучение объекта воздействия для выявления уязвимых мест и выбор таких пропагандистских средств, которые могут оказать влияние на этот объект. Последнее может осуществляться посредством расклеивания плакатов, разбрасывания листовок, написания статей в газеты или даже писем редакторам. Для успеха необходима координация действий всех участвующих в операции подразделений, как военных, так и гражданских.

Подготовка по вопросам «психологической войны» осуществляется в Объединенном центре психологической войны национального колледжа министерства обороны в Латимере. В конце 1978 года он был перебазирован в Латимер из Олд-Сарума около Солсбери. В центре имеются два вида курсов. Один — для штабных офицеров, другой — для войсковых офицеров, которые готовятся для планирования и осуществления операций по «психологической войне». В,1976 году министерство обороны Великобритании заявило, что за предшествующие три года 1858 армейских офицеров и 262 старших государственных служащих прошли подготовку по использованию методов «психологической войны» для обеспечения безопасности страны. Государственные служащие набирались из министерства по делам Северной Ирландии, министерств внутренних дел и иностранных дел, но интересно, однако, что через неделю после того, как стали известны подробности об этой подготовке, министр внутренних дел Мэрлин Рис отрицал пребывание кого-либо из указанной категории лиц в Олд-Саруме. Он заявил, что никто из офицеров полиции не проходил подготовки по методам ведения «психологической войны». Кроме указанных курсов английские офицеры также направлялись на подготовку в школу специальных войск американской армии в Форт-Брагге, а инструкторы из Объединенного центра психологической войны выезжали в страны Содружества для чтения лекций. В штате седьмой секции этого центра имеются два инструктора по психологическим операциям, подполковник Д. Е. Пелл и майор авиации А. X. Грейвли.

За обеспечение внутренней безопасности в Великобритании отвечает МИ-5, которая была создана в 1909 году. Главные задачи МИ-5 состоят в защите Великобритании от подрывных действий иностранных разведывательных служб и в контроле за деятельностью местных оппозиционных политических групп. Около 4–5 тысяч сотрудников работают в штаб-квартире МИ-5 в Лондоне и в многочисленных региональных отделах на территории страны, а также в государствах, ранее входивших [17] в состав Британской империи. Службы безопасности Великобритании, США, Канады, Австралии и Новой Зеландии тесно связаны между собой рядом секретных соглашений о сотрудничестве. Налажен широкий обмен техникой, методами обеспечения безопасности, который осуществляется в основном через офицеров связи.

В столицах бывших британских владений, за положение в которых МИ-5 тоже несла прямую ответственность, таких, как Найроби (Кения), Сингапур, Кингстон (Ямайка), Лусака (Замбия) и Куала-Лумпур (Малайзия), в свое время были учреждены региональные контрразведывательные отделы, которые поддерживали тесную связь с представителями военной разведки, полицейскими и другими службами безопасности. Персонал МИ-5 давал рекомендации губернатору и местной полиции, в частности по «вопросам внешней угрозы». В 1950 году МИ-5 и специальное управление полиции организовали курсы для офицеров специальных управлений местной полиции. С 1956 по 1962 год, в период наиболее интенсивной деколонизации, МИ-5 командировало своих советников в министерство, ведавшее сношениями с бывшими владениями, для предоставления соответствующих консультаций.

Англичане с удовольствием делились со своими западными союзниками опытом работы в области контрразведки.

Еще в конце 1940 года глава МИ-5 Перси Силлитоу посетил ряд доминионов, а также Канаду и Австралию. В своей автобиографии он утверждает, что в результате его визита в Австралию там была создана служба безопасности и разведки. Примерно в это же время МИ-5 занималась осуществлением своей последней крупномасштабной операции на Ближнем Востоке, подавляя группы, боровшиеся за создание независимого израильского государства, и пытаясь блокировать массовую нелегальную эмиграцию евреев из Европы.

МИ-5 редко участвует в проведении тайных операций за границей. Подобный случай имел место в Гайане в 1963–1964 годах. МИ-5 сотрудничала с ЦРУ в осуществлении плана по подрыву позиций правительства Чедди Джагана, спровоцировав раскол в правящей партии. ЦРУ и МИ-5 удалось организовать падение правительства Джагана. Работая вместе с американцами, Роджер Холлис, генеральный директор МИ-5, действовал в соответствии со специальными инструкциями премьер-министра Гарольда Макмиллана и министра Дункана Сэндиса.

Основную ответственность за осуществление тайных операций несут две организации: это МИ-6 (разведка) и Специальная воздушно-десантная служба (САС). МИ-6 собирает за границей разведывательную информацию, используя для этого агентуру, и проводит секретные тайные операции политического характера. МИ-6 возникла на базе различных шпионских [18] организаций, довольно бессистемно создававшихся министерствами иностранных дел, по делам колоний и по делам Индии. В 1909 году эти организации были официально объединены в Бюро секретных служб. Департамент данного бюро, занимавшийся внутренними делами, стал прообразом МИ-5 (контрразведка), а иностранный департамент — прообразом МИ-6. Первоначально он назывался МИ-1с.

Наши рекомендации