Понятие и особенности массовой коммуникации
В документах Международного симпозиума по правам человека и массовой коммуникации (Зальцбург, 1968) дано следующее ее определение: «массовая коммуникациявозникает тогда, когда публичное сообщение передается одновременно численно большой и рассредоточенной аудитории» (Коробейников B. C. Редакция и аудитория: социологический анализ. М., 1983. С. 10).Массовая коммуникация как совокупность процессов трансляции обширным аудиториям многочисленными социальными субъектами множества сообщений с помощью специализированных технологичных СМК порождает информационное пространство и массовое сознание (Пономарев Н.Ф. Политические коммуникации и манипуляции. М., 2007. С. 28). Массовые коммуникации (МК) – это «процесс производства и передачи сообщений большим массам людей с помощью специальных технических средств» (Яковлев И.П. Современные теории массовых коммуникаций: учеб. пособие. СПб., 2004. С. 3). МК – это «систематическое распространение сообщений среди численно больших рассредоточенных аудиторий с целью воздействия на оценки, мнения и поведение людей». МК «включает институты, посредством которых специализированные группы используют технологические устройства (пресса, радио, кино) для распространения символического содержания большим, гетерогенным и рассредоточенным аудиториям». МК представляет собой «институционализированное производство и массовое распространение символических материалов посредством передачи и накопления информации». МК – это общение, осуществляемое путем применения средств массовой коммуникации (СМК) (Назаров М.М. Массовая коммуникация в современном мире: методология анализа и практика исследований. 3-е изд. М., 2003. С. 8, 9).
Особенности массовой коммуникации (по сравнению с групповой и публичной) заключаются в том, что: 1) ее коммуникатор имеет организованный, коллективный, институциональныйхарактер (рекламное агентство, студия, издательский дом, информационное агентство); 2) ее адресатом является рассредоточенная в пространстве, разобщенная, анонимная для коммуникатора, гетерогенная (разнородная) массовая аудитория, которая имеет неорганизованный, стихийный, ситуативный характер; 3) ее каналами являются технические средства, массмедиа (термин Г.М. Маклюэна): пресса, радио, телевидение, кинематограф, Интернет, что делает возможным воздействие МК на массовую аудиторию (слушателей, зрителей, читателей, потенциальных покупателей); 4) обратная связь с коммуникатором слабо выражена, отсрочена; однонаправленность информации, фиксированность коммуникативных ролей; 5) характер регулирования с пространственно рассредоточенной аудиторией слабый, фрагментарный или бюрократический; 6) время подачи сообщений – непосредственное или опосредованное; 7) преобладает двухступенчатый характер восприятия сообщений: часть людей узнает информацию не непосредственно из СМИ, а от других людей.
Более других влияют на окружающих лидеры мнений, имеющие авторитет в той или иной области. МК имеет также: публичный характер, открытость, социальную направленность; ограниченный и контролируемый доступ к средствам передачи информации; опосредованность контактов и асимметричность отношений передающей и принимающей сторон; влияниеинституциональных предписаний на отношения между ними: так, деятельность российских СМИ регулируется ст. 29 Конституции РФ от 12 декабря 1993 г. и Федеральным Законом «О средствах массовой информации» 1991 г. (изменен в 1992 г.) (Богомолова Н.Н. Массовая коммуникация и общество. М., 1988. С. 30, 31; Богомолова Н.Н. Социальная психология массовой коммуникации. М., 2008. С. 12-18).
Таким образом, под массовой коммуникацией понимается процесс передачи информации обширной, разнородной и географически рассеянной аудитории. В этом смысле массовая коммуникация – это ретиальная форма коммуникации, развившаяся на основе использования технических средств размножения и передачи сообщений. МК осуществляется специальными организациями и институтами – редакциями, издательствами и т.п. Особенностью МК является соединение централизованного, институционального производства информации с ее рассредоточенным массовым потреблением, в связи с чем МК имеет эффективные способы социального контроля над массовым сознанием и поведением (Лауристин М.И. Коммуникация массовая//Социология. Т. 3. Междисциплинарные исследования: словарь-справочник/отв. ред. Г.В. Осипов. М., 1991. С. 73).
Для функционирования именно массовой, а не публичной или групповой коммуникации, необходимы следующие условия: наличие технических средств, обеспечивающих регулярность и тиражированное массовой коммуникации; социальная значимость информации, способствующая повышению мотивированности аудитории; массовая аудитория – социальная общность, объединенная взаимодействием с коммуникатором, анонимно-безличный рассредоточенный реципиент в процессе восприятия содержания МК; многоканальность и возможность выбора коммуникативных средств (Конецкая В.П. Социология коммуникации. М., 1997. С. 200, 201).
Когда возникла массовая коммуникация? Откуда вести историю СМК – от античности, от даты изобретения И. Гутенбергом книгопечатного станка или от буржуазной эпохи? Некоторые авторы связывают возникновение МК с появлением в античную эпоху Олимпийских игр, театральных представлений для свободных граждан полисов, с появлением в период правления Юлия Цезаря в древнем Риме газеты «Acta Senatus» (прообраза современных парламентских отчетов), в которой на гипсовых дощечках писались протоколы сенатских заседаний (Ахмадулин Е.В.Краткий курс теории журналистики. М., Ростов н/Д., 2006. С. 24). Большинство специалистов связывают исторические предпосылки возникновения МК с развитием капитализма. Именно массовое производство и сбыт товаров потребовали формирования с помощью рекламы стандартных запросов массового потребителя. В то же время расширение рынка рабочей силы привело к повышению мобильности трудящихся масс и вместе с тем к расширению диапазона их информационных потребностей. Необходимость в квалифицированной рабочей силе способствовала повышению грамотности населения, появлению «дешевой прессы» и массовых изданий. Распространение влияния политических институтов власти привело к развитию политических коммуникаций.