Жанры в структуре средств массовых коммуникаций

Информация, передаваемая по каналам массовых коммуникаций, представлена аудитории в форме различных жанров.

Одной из самых больших групп в системе жанров является груп­па, основной задачей которой является информирование аудитории о происходящих событиях и явлениях. К ней относятся информацион­ная заметка (соответственно, в структуре радио и телевидения — ра­диосообщение и видеосюжет), интервью, репортаж, а также отчет.

С учетом специфики канала каждый жанр имеет свои особенности реализации, однако существует ряд моментов, являющихся общими для всех каналов.

Заметка.В основе заметки(радиорепортажа, видеосюжета) лежит социально значимый факт общественной жизни. Заметка должна от­вечать на главные вопросы: кто? что? когда? где? А также — на воз­можные дополнительные: как? каким образом? 'Текст заметки лакони­чен, четко отвечает на все обозначенные выше вопросы. В основном заметка предоставляет аудитории некомментированную информацию. На телевидении заметка может передаваться только в вербальной фор­ме, то есть без видеоряда. Такая заметка является одним из самых опе­ративных жанров.

Интервью— беседа журналиста на актуальную тему с тем или иным человеком, являющимся на данный момент социально значимой личностью. Главная особенность интервью — его диалогичность. Это коммуникативный акт между интервьюируемым, журналистом и слу­шателем. Задача интервью состоит в получении актуальной информа­ции или ее оценки тем или иным компетентным лицом с последующей трансляцией самого процесса получения информации по каналам мас­совых коммуникаций. Интервью состоит из чередования вопросов и ответов, при этом журналист с помощью определенным образом по-

[243]

строенной системы ответов способствует тому, чтобы обсуждаемая тема была раскрыта как можно более полно, а также соответствовала направленности канала или издания. Поэтому это творческий процесс реализации поставленных перед журналистом задач, процесс, предполагающий наличие компетентного собеседника, присутствие которого является дополнительным аргументом, подтверждающим ту или иную позицию, и придает этому жанру большую информационную» достоверность. Особенно важно интервью в деятельности радио и телевидения. Если в газете интервью представлено в виде обработанного и напечатанного текста, то в аудиовизуальном варианте — это живая беседа, и даже если она передана в записи, предполагающей возможность монтажа, то, тем не менее, ни тон, ни смысл высказываний журналист изменить не может. Возможно изменение очередности вопросов, изменение самих вопросов -~ что делает процесс монтажа также творческим моментом в создании интервью, однако изменить саму речь интервьюируемого журналист не может. Особенно это касается телевидения, в котором в качестве дополнительной информации об интервьюируемом выступает видеоряд. В силу этих причин интервью на радио и телевидении: является более документальным, чем опубликованное в прессе, особенно это касается прямых эфиров, практически исключающих возможность» монтажа и требующих от журналиста большого мастерства. В любом интервью журналист является не просто посредником между носителем информации и аудиторией, а творческим, активным участником информационного процесса, успех которого во многом зависит именно от него.

Техника журналистского интервью во многом похожа на подобные техники, разработанные в эмпирической социологии. Однако не следует забывать, что при внешней похожести интервью социолога и интервью журналиста принципиально отличаются по цели его проведения. Цель социолога — на основе проведенных интервью получить суммарные, обобщенные данные по поводу исследуемого явления или процесса с целью установления закономерностей его проявления. Иными словами, социолог стремится к максимальной объективности, что предопределяет характер разработанных вопросов. Журналист работает в рамках, заданных передачей, каналом, и, в конечном счете, субъектами, заинтересованными в том или ином конкретном результате. Поэтому задача журналиста заключается в использовании индивидуальных качеств интервьюируемого, его эмоционального состояния с тем, чтобы интервью оптимально соответствовало заранее намеченным целям информационного воздействия на аудиторию. Именно поэтому вопросы журналиста отличаются от вопросов социолога, ибо журналисту требуется не столько объективная,

[244]

сколько индивидуализированная информация от данного, конкретного интервьюера, от которого часто ожидается подтверждение или опровержение уже готовых утверждений о тех или иных событиях, или информирование о них же.

Репортаж — самый распространенный жанр в системе жанров массовых коммуникаций. Исследователи массовых коммуникаций считают, что «вся история журналистики — история становления и совершенствования репортажа, характеризуемого максимальной приближенностью к естественной жизни, способного представлять явления реальной действительности в их естественном развитии»[278].

В этом жанре представлены сильные стороны заметки — оперативность и актуальность, сочетающиеся при этом с оценкой происходящего события, его образное описание и эмоциональное отражение. Репортаж характеризуется документальностью, достоверностью и оперативностью, которые основываются на актуальности информации и отражают события в момент их совершения. Он представляет собой рассказ очевидца, который находится на месте события. Здесь аудитории предоставляется картина происходящего, оцениваемая самим журналистом. Именно поэтому из всех информационных жанров репортаж более всего способствует реализации функции массовой коммуникации по трансляции в массовое сознание оценок актуальных событий и явлений. В нем (особенно это касается телевидения и радио) совмещены одновременно достоверность происходящего события (объективный момент) и его описание, оценка журналистом (субъективный момент). В репортажах прессы журналист должен, используя слово, не только дать оценку событию, но и нарисовать саму картину его. В радиорепортаже в дополнение к слову добавляются такие выразительные средства, как документальные шумы, музыка. Телевизионный репортаж по возможности использования выразительных средств является самым совершенным — он отражает реальную жизнь в формах самой жизни.

Отчеткак информационный жанр отличается от официального делового или научного отчета краткой, динамичной и емкой формой[279].

Отчет имеет некоторые общие черты с репортажем, ибо повествует о реально происходящем событии. Однако если репортаж записывается на месте события, то отчет делается после того, как оно произошло, в нем журналист «монтирует» процесс изложения информации, отбирает ее в соответствии со своими задачами, дает как бы самую суть произошедшего. Отчет в большей степени, нежели репортаж, дает

[245]

возможность журналисту расставить акценты и выразить те или иные оценки произошедшему.

Следующую группу жанров представляют аналитические жанры: корреспонденция, комментарий, обозрение, беседа, ток-шоу, дискуссия, пресс-конференция, статья. Их главной задачей, в отличие от информационных, которые основываются на точном и четком изложении фактов, является не только информирование, но и обязательный анализ информации, ее оценка.

Корреспонденция — жанр, который имеет много общего с информационной заметкой. Разделяющей их гранью является степень обобщений и выводов, которые используются при создании корреспонденции. Иными словами, истолкование событий, а не просто информирование о них, отличает порой похожую на заметку корреспонденцию, в которой сообщение о событии не является самоцелью, главное — анализ и оценка данного события. В телевизионной журналистике жанр корреспонденции имеет название «передача». Как и корреспонденция, «передача» сообщает проанализированные и обобщенные факты. «Передача» рассматривает ту или иную актуальную проблему на конкретном материале.

Комментарийкак жанр предполагает изложение мнения компетентного человека о том или ином факте, явлении или событии. При довольно широком охвате событий комментатор освещает прежде всего обнаруженные им причинно-следственные связи между ними, дает прогноз возможному дальнейшему их развитию. Комментарий, как и все другие жанры, может входить составной частью в другие жанровые формы.

Обозрение как аналитический жанр характеризуется следующими особенностями. «Во-первых, оно строго фактологично, причем факты отбираются и группируются в соответствии с определенной авторской целью; во-вторых, обозреватель рассматривает факты в их взаимодействии; в-третьих, обозрение отличается широтой исследования материала в отличие от комментария, в центре которого может быть единичный факт или событие; в-четвертых, материал обозрения ограничен нередко хронологическими рамками ("Сегодня в мире", "Пора страды")»[280].

В силу того что процессы, прослеживаемые в обозрении, имеют зачастую довольно большую временную протяженность, этот жанр использует не только оперативную информацию, но и архивную. Обозрение как жанр выступает в двух разновидностях: общее, рассматри-

[246]

вающее различные события определенного временного отрезка (например, «Международная панорама» — мир за неделю), и тематическое обозрение, освещающее круг определенной проблематики (например, «Футбольное обозрение»).

Вышеназванные аналитические жанры могут реализовываться средствами любого информационного канала — прессой, радио, телевидением. Однако существуют такие жанры, которые присущи только тому или иному каналу.

К таким жанрам относится группа жанров, требующих для актуализации аудиовизуальных средств, свойственных телевидению и радио. Особенностью этих жанров является их диалогичность, заимствованная аналитическими жанрами из такого информационного жанра, как интервью. К этой группе относятся беседа, дискуссия, пресс-конференция и ток-шоу.

Беседа представляет собой передачу, представленную в жанре обмена мнениями. Журналист в таком случае выступает в роли ведущего. Этот жанр посвящен темам, представляющим общественный интерес. Развитие мысли, оформленное как обмен часто противоположными мнениями, идет по заранее разработанному сценарному плану. Разрешение рассматриваемой проблемы происходит в результате выбора наиболее убедительных аргументов.

Нередки случаи, когда беседа переходит в дискуссию — жанр, представляющий собой разновидность беседы, однако аргументация противоположных точек зрения является наиболее полярной, ярко выраженной, переходящей в столкновение. Тема дискуссии должна быть не просто актуальной, но и дискуссионной, то есть не имеющей на момент ее рассмотрения однозначного решения.

Ток-шоу как диалогический аналитический жанр является в последнее время чрезвычайно популярным в российских СМК, особенно на телевидении. В ток-шоу присутствуют признаки многих жанров (интервью, дискуссии, беседы), однако оно имеет и свои характерные особенности.

Во-первых, максимальная персонифицированность, то есть роль личности ведущего, вокруг которого концентрируется вся программа.

Во-вторых, наличие «героев» — людей, способных заинтересовать собой массовую аудиторию.

В-третьих, наличие в студии зрителей, создающих атмосферу публичности.

В-четвертых, наличие компетентных экспертов, дающих оценки рассматриваемым проблемам.

[247]

Пресс-конференция как жанр представляет собой разновидность интервью с большим количеством интервьюеров, которые задают вопросы по теме, определенной заранее, одному или нескольким лицам, имеющим в данной области высокий уровень компетентности. В том случае, если тема пресс-конференции представляет общественный интерес, она может стать одновременно и телепередачей. Телевизионная пресс-конференция идет в прямой эфир, в случае же трансляции ее в записи обычно не сокращается.

Статья — пример аналитического жанра, актуализирующегося только в прессе. Предмет отображения в статье включен в систему социальных взаимосвязей. В силу этого рассматриваемая проблема похожа на изложение некоей теоретической концепции. Именно концептуаль-ность является характерным признаком статьи[281].

При этом автор статьи совсем не обязательно является автором концепции. Статья, как правило, посвящена анализу актуальных социально значимых процессов и явлений и выступает как жанр, предполагающий максимально глубокий их анализ. В статье обязательно присутствуют оценки описываемого объекта.

Среди аналитических жанров существует небольшая группа так называемых социологических жанров. К ним относятся социологическое резюме, анкета и интерактивный опрос. В строгом смысле слова это не жанры, а социологические методы, используемые при реализации других жанров.

Социологическое резюме представляет собой публикацию на страницах печати кратких комментированных обзоров социологической информации по актуальным социальным проблемам. Задача такого рода публикаций — достоверное информирование населения и социальных институтов по тем или иным злободневным вопросам.

Анкета как жанр предполагает публикацию информации, полученной в результате опросов населения по тем или иным проблемам. Иными словами, анкета — это опубликованное общественное мнение.

Интерактивный опрос как жанр имеет распространенность в основном на телевидении и служит для непосредственной связи с массовой аудиторией.

Анкета и интерактивный опрос служат для установления и анализа обратной связи коммуникатора и аудитории. Надо отметить, что эти формы подачи социологической информации вряд ли можно считать научными, так как они, особенно интерактивный опрос,

[248]

редко используют данные репрезентативных выборок. Весь спектр социологической информации, применяемый средствами массовой информации, способствует повышению доверия аудитории к массовой коммуникации.

Следующая группа жанров — художественные жанры. К ним относятся очерк, зарисовка, эссе.

Очеркявляется основным среди художественных жанров. Он лежит на границе между исследованием и рассказом. Однако от рассказа он отличается подлинностью освещаемых событий, документальностью описываемого материала. Очерк позволяет применять необычайно широкий спектр выразительных художественных средств. Документальная основа очерка облекается в художественную форму рассказа, позволяющего использовать образность характеристик и типизацию явлений, фактов и характеров. По своему композиционному построению очерк близок к композиции драматических произведений.

Зарисовка как жанр отличается преобладанием образности над информационностью. В отличие от очерка, зарисовка не претендует на логичность, глубину, композиционную завершенность. Зарисовка — это отраженный в эмоциональной форме тот или иной момент действительности. В газетной зарисовке автор может подробно рассказывать о пережитых им эмоциях, о впечатлениях и наблюдениях. В телевизионной зарисовке порой не требуется даже текст — умелая операторская работа, зафиксировавшая тот или иной эпизод действительности, может создать замечательную зарисовку.

Эссе. Особенностью этого жанра является преобладание общих суждений и выводов над фактическим материалом. Автор эссе не ставит перед собой задачу анализа проблем, для него проблема — это скорее повод для общих размышлений в том или ином направлении. Размышления эссеиста как правило содержат элемент глобальности. Здесь подчеркнуто выражается позиция автора, порой парадоксальная, и используются многие выразительные средства как художественной публицистики, так и разговорного жанра. В силу того что этот жанр есть своего рода проекция личности автора на события действительности, привлекательность эссе во многом, если не во всем, зависит именно от того, насколько интересна эта самая личность.

В радиожурналистике распространен такой жанр, как документальная драма. Она представляет собой рассказанную журналистом историю, сюжет которой составляют подлинные, документальные факты. Документальная драма близка к исторической пьесе, с тем различием, что в документальной драме документы используются не опосредованно, а в своем подлинном виде. Все роли исполняются актерами,

[249]

роль автора — журналистом, который выстраивает драматургию передачи и расставляет акценты.

Особое место в системе жанров занимают сатирические жанры, которые выполняют роль социального «чистильщика» и в силу этого приобретают большое социальное значение. Смех может быть разным. Он может выступать в виде юмора, который по природе своей является мягким, добрым и вызывает сочувствие к объекту. Сатира же — это высмеивание, бичевание пороков. Она может быть более щадящей, выступающей в виде иронии, насмешки, а может быть и жесткой, разрушительной, перерастающей в сарказм. При создании сатиры используются выразительные средства, способствующие образному преувеличению, предельной заостренности, позволяющей вскрывать суть высмеиваемых пороков. К таким средствам относятся гипербола, гротеск и т. д. Основными сатирическими жанрами являются фельетон и памфлет.

Фельетон — основной сатирический жанр. В нем присутствуют основные типичные черты, свойственные сатирическим жанрам. По свободе творческого воображения и применению выразительных средств фельетон похож на очерк. Основу фельетона составляют строго проверенные факты, события и имена. При создании фельетона используются все особенности повествования — от спокойного до остроэмоционального, с неожиданными столкновениями и сопоставлениями.

Памфлет — сатирическое произведение, написанное в жанре гражданственного, социально-политического обвинения. Критика здесь носит уничтожающий характер. Памфлет имеет сходство с фельетоном, однако существенное их различие заключается в том, что фельетон направлен на высмеивание отдельных, единичных фактов, в то время как памфлет критикует систему, закономерность, иными словами, социальный порок, имеющий устойчивую повторяющуюся форму. В силу этого памфлет направлен на обличение природы социального зла.

Все рассмотренные жанры не всегда выступают в «чистом» виде, чаще они служат для создания более сложных информационных конструкций, некоторые жанры (например, заметка) входят составными частями в другие жанры и т. д. Особенно это касается телевидения, где все многообразие жанров применяется для создания таких сложных телевизионных конструкций, как передачи, программы и каналы. Примером может служить обширный класс развлекательных передач, называемых шоу, к которым относятся различные музыкальные передачи и телевизионные игры.

Таким образом, жанры являются тем «строительным» материалом, который является внутренней формой массовой коммуникации.

[250]

Раздел VI

НАПРАВЛЕНИЯ И МЕТОДЫ

ИССЛЕДОВАНИЯ СИСТЕМЫ

МАССОВОЙ

КОММУНИКАЦИИ

[251]

Тема 14

Наши рекомендации