Интерактивное упражнение. Проведите в учебной группе игру-тренинг «Дипломатия»

Проведите в учебной группе игру-тренинг «Дипломатия». Цель игры — научиться корректно захватывать инициативу в споре.

Все участники игры делятся на тройки. Один в тройке — контролер, двое других — собеседники. Один из собеседников хочет деликатно выйти из разговора, а другой назойливо и несколько нахально хочет продолжить его и узнать что-то важное для себя. Контролер будет оце­нивать искусство дипломатии первого, снижая оценку за нарушение ра­мок вежливости в разговоре. Время раунда — 7 мин: начало разговора, словесный поединок, выход из разговора, анализ контролера.

Игра происходит в три раунда: каждый из тройки должен проиграть все три роли. Затем идет обсуждение итогов: каждый рефлексирует свое речевое поведение в той ситуации, которая ему была наиболее приятна.

Овладение коммуникативной компетентностью создает моло­дому человеку условия для успеха и карьеры, позволяет стать кон­курентоспособной личностью. Как отмечает Н.А. Морева в книге «Тренинг педагогического общения», для людей с высокой ком­муникативной компетентностью характерны следующие признаки:

- быстрая, своевременная и точная ориентировка в ситуации взаимодействия и в партнерах;

- стремление понять другого человека в контексте требований

конкретной ситуации;

- установка в контакте не только на дело, но и на партнера, доброжелательное отношение к нему, учет его состояния и воз­можностей;

- уверенность в себе, адекватная включенность в ситуацию;

- владение ситуацией, гибкость, готовность проявить инициа­тиву в общении или передать ее партнеру;

- большая удовлетворенность общением и уменьшение нервно-психических затрат в процессе коммуникации;

-умение эффективно общаться в разных статусно-ролевых по­зициях, устанавливая и поддерживая требуемые рабочие контак­ты независимо, а иногда и вопреки сложившимся отношениям;

- высокий статус и популярность в том или ином коллективе;

- умение взаимодействовать в групповой работе, добиваться высокого результата деятельности;

- способность создавать благоприятный климат в коллективе.

Перечисленные внешние поведенческие проявления характер­ны для людей с высокой коммуникативной компетентностью. Од­нако для успеха в профессиональной деятельности важно разви­вать также социальную компетентность, которая в конечном итоге формирует так называемый социальный интеллект, востребован­ный как практикой менеджмента, менеджмента персонала, так и в деятельности всех специалистов, работающих с другими людьми.

Выделяют следующие компоненты социальной ком­петентности:

- социальная сенситивность;

- основные навыки взаимодействия;

- навыки одобрения и вознаграждения, которые существенны для всех социальных ситуаций (т.е. умение давать положительную обратную связь партнерам по общению);

-равновесие, спокойствие как антитеза (от гр. — про­тивоположение) социальной тревожности.

Применительно к подростковому возрасту пред­ставляется целесообразным расширить этот перечень характерис­тик, добавив к ним те, которые необходимы каждому молодому человеку и могут быть развиты с помощью тренинга общения:

- развитие речи и лексикона — способность говорить точно и кратко;

- чувствительность к вербальной и невербальной экспрессии собеседников — способность адекватно интерпретировать их пе­реживания, выражающиеся в речи, мимике, позах и пр.;

- гибкость ролевых позиций в общении, способность динамич­но менять их в соответствии с поведением собеседников, с ситуа­цией общения;

- социальная наблюдательность;

- социальная рефлексия, самоосознание себя как субъекта об­щения;

- умение принимать и в конструктивной форме давать обрат­ную связь собеседникам;

- ассертивность — умение уверенно отстаивать свою позицию в конфликтных ситуациях, не переходя ни к агрессии, ни к пассив­но-зависимому поведению;

- самоконтроль.

Коммуникативный тренинг включает в себя и поведенческий тренинг, т.е. обучение навыкам, лежащим в основе поведения, например: общение по телефону, деловая коммуникация — пере­говоры, деловые встречи, межличностное взаимодействие, про­ведение презентаций.

В реальной практике общения коммуникативные умения соот­носятся с коммуникативными техниками, которые как раз и от­рабатываются на тренинге. Так, например, к техникам активного слушания относятся: умение разговаривать и умение услышать и понять. Умение разговаривать предполагает владение техниками формулирования вопросов, прежде всего — открытых, закрытых, альтернативных и техникой собеседования. Умение услышать и по­нять включает владение техникой обратной связи, т. е. повторения (вербализации полученной информации с помощью дословного воспроизведения или цитирования сказанного собеседником); техникой перефразирования (краткое повторение сути высказыва­ния собеседника своими словами), техникой интерпретации (вы­сказывание предположений об истинном значении сказанного или о причинах и целях высказывания собеседника).

Наши рекомендации