Этапы развития пчеловодства

Пчелы - общественные насекомые

Конспект урока

Цели:

·образовательные: сформировать знания о биологических особенностях медоносной пчелы в связи с её общественным образом жизни; рассказать о её роли в природе и жизни человека;

·развивающие: формирование умений формулировать вопрос "незнания" и выдвижения по нему гипотезы, умение работать с терминами, таблицами;

·воспитательные: воспитание терпимого отношения к мнению товарищей при работе в группах.

Задачи:

·раскрыть практическое значение пчеловодства,

·продолжить формирование умений работать с учебником и дополнительными материалами,

·продолжить отрабатывать стратегию самостоятельного перевода "незнания" в "знание-понимание" с помощью эвристик программы "Творческая компетентность",

·продолжить формирование умений творческого мышления.

Методы:

·объяснительно-иллюстрационный, проблемно-поисковый.

Формы организованной деятельности:

·фронтальная беседа, рассказ, индивидуальная работа по таблице, групповая форма.

Источники формирования знаний:

·учебник, дидактические материалы (таблицы, схемы, рисунки), наглядные пособия.

Развитие познавательного интереса к предмету:

·рассказ учителя, проблемные вопросы.

Оборудование: учебник "Биология: 7 класс: в 2 ч. Ч. 1 / В.М. Константинова, В.Г. Бабенко, В.С. Кучменко - 3-е изд., перераб. -2009" [3]; дидактические карточки Резниковой В.З. "Животные, часть 1" [4], таблица "Характеристика пчелиной семьи", карточки с проблемными ситуациями, отрывок мультфильма "Винни-Пух", кукла-пчела (из мультфильма "Би Муви: медовый заговор", производство кинокомпании Drim Works, 2007).

Ход урока

I. Проверка домашнего задания.

Работа по дидактическим карточкам №№ 93 (1, 2, 3), 94 (2), 95 (2) [4].

II. Актуализация знаний.

На предыдущих уроках мы начали изучать самый многочисленный тип животных - тип Членистоногие, включающий около 1,5 млн. видов.

Какой из трёх (изучаемых в школе) классов типа Членистоногие самый многочисленный? (Класс Насекомые, около 1 млн. видов)

По строению насекомых делят на отряды, по образу жизни можно выделить группы полезных насекомых-опылителей, вредных - наносящих вред сельскохозяйственным растениям, насекомых-паразитов и др. Большинство из них ведёт одиночный образ жизни. А сегодня мы рассмотрим группу общественных насекомых.

Каких общественных насекомых вы знаете?

(термиты, шмели, осы, пчёлы, муравьи)

Сегодня героями нашего урока будут пчёлы.

III. Изучение нового материала.

Записываем тему урока в тетрадь.

Нам для работы требуется несколько аналитиков, которые будут отмечать на отдельном листке самое, по их мнению, важное из услышанного на уроке. (Выбираем 3-х аналитиков, каждый из них получает лист со следующими разделами для заполнения).

1. Новая информация.

2. Занимательная информация.

3. Какие проблемы остались нерешёнными?

Значение медоносной пчелы в природе и жизни человека.

Показать куклу-пчелуиз мультфильма "Би Муви: медовый заговор".Спросить ребят о жизни пчёл в фильме. В конце урока ответьте на вопрос: какое несоответствие с биологической точки зрения мы видим в строении пчелы Би Муви? (У куклы-пчелы - две пары ног.)

А кроме мультфильмов и передачи "В мире животных", кто-нибудь сталкивался близко с жизнью пчёл?(Ответы учеников.)

Каково же значение пчёл в природе и жизни человека? Давайте запишем (на доске и в тетрадях).

Значение пчёл

в природедля человека

опылениемёд, воск

растенийпрополис

маточное молочко

пчелиный яд

Так почему же этих насекомых называют общественными?

Этих насекомых называют общественными, потому что их сообщество представляет собой одну большую разросшуюся семью, потому что они делятся пищей друг с другом, совместно ухаживают за личинками, охраняют гнездо. Рассмотрим их жизнь на примере пчелиной семьи.

Этапы развития пчеловодства.

На доске крепится лист со следующими словами - подсказками: ЛЕТОПИСИ, МЁД, ВОСК, МЕХА, БОРТНИЧЕСТВО, РАЗБОРНЫЙ УЛЕЙ

Вопросы для беседы:

1. Откуда мы могли узнать информацию о том, что пчёла с незапамятных времён сделалась домашним животным человека?

2. Из тех же источников узнали о главных предметах торговли на Руси?

3. А чем платили дань, подати и налоги?

4. Что использовали древние славяне вместо сахара, а что - для света?

5. Как называлось древнее пчеловодство?

6. Что изобрёл в 1814 году украинский помещик Пётр Иванович Прокопович? (см. учебник стр. 141, рис. 105 А)

С давних времён человека интересовало: откуда у пчёл берётся воск для строительства сот? Почему у сот именно такая форма? Как происходит развитие пчёл? "Старинные ульи мало чем отличались от лесного дупла, и поэтому внутренняя жизнь пчелиной семьи оставалась невидимой для пчеловода.

После изобретения разборных рамочных ульев изучение жизни пчёл открывает перед наблюдателями ряд чрезвычайно интересных и своеобразных биологических явлений, которых мы не встретим у животных других групп" [5].

Но вернёмся к древним славянам.

Ситуация 1: В старину пчеловоды развешивали ульи на деревьях в лесу или рядом с лесом. Но медведи часто разоряли ульи. Как пчеловоды сохраняли ульи от разорения?

(Ученики высказывают свои предположения, выдвигают гипотезы.)

Подсказки:

1. Медведь сам мешает себе взять мёд.

2. Механическое приспособление, мешающее мишке добраться до улья.

Решение: Медведи взбираются по стволу там, где нет сучков. С этой стороны дерева ниже улья подвешивают тяжёлые чурки. Добравшись до неё, медведь лихо отталкивает "препятствие". Бревно тут же возвращало удар мишке: чем сильнее толкнёшь - тем сильнее ударит. Наконец, осатаневший и обессиленный медведь сваливался на землю. [6]

3. Состав пчелиной семьи.

А теперь давайте рассмотрим состав пчелиной семьи. Откройте дидактическую карточку № 97<Рисунок1>. На рис. 1 три разных представителя пчелиной семьи. Попробуйте угадать кто их них кто. Один из учеников зачитывает отрывок текста из учебника (стр. 140-141): "Семья может насчитывать от 50 до 100 тыс. особей. Большинство насекомых - рабочие пчёлы - это бесплодные самки, у которых видоизменённый яйцеклад служит жалом. Они строят соты, чистят улей, собирают нектар, ухаживают за маткой и личинками, охраняют улей от врагов. Живут 1 тёплый сезон.

В пчелиной семье главная пчела - матка, которая откладывает яйца до 2000 в сутки. Крупнее рабочих пчёл, живёт около 5 лет. Весной (в мае-июне) из куколок появляется новая матка и несколько десятков самцов -трутней (пчела средней величины, с очень крупными глазами): никакого участия в работе не принимают, основная задача - оплодотворение матки. Осенью их прогоняют и они погибают".

Какими буквами обозначены разные представители? (а - матка, б - рабочая пчела, в - трутень)

Наши рекомендации