Роль глобализации экономики в развитии лог систем
Одной из основных тенденций развития макрологистических систем в мире является глобализация. Эта тенденция отражает, с одной стороны, глобализацию рынков сбыта готовой продукции, производства, снабжения материальными ресурсами, рабочей силы, капитала, которые характерны для крупных транснациональных корпораций, с другой — создание и развитие глобальных межгосударственных транспортно-логистических,телекоммуникационных, дистрибутивных и других макрологистических систем. Основными движущими силами глобализации в логистике являются:
• экономический рост;
• перспективы развития глобальных логистических цепей (каналов);
• регионализация;
• экспансия технологий;
• дерегулирование.
Формы интеграционных объединений и их черты
Большое значение для развития глобальной логистики имеют так называемые международные канальные посредники, к которым обычно относятся:
• международные экспедиторы;
• транспортные компании;
• компании по управлению экспортными операциями;
• внешнеторговые компании и представительства;
• брокерские и агентские фирмы;
• компании по упаковке товаров в экспортно-импортных операциях;
• порты и др.
Особая роль среди канальных посредников в глобальных логистических системах принадлежит, как уже указывалось ранее, международным транспортно-логистическим фирмам. Обычно они выполняют большое количество логистических функций в глобальных каналах и системах, к основным их которых относятся:
• квотирование грузовых отправок в международных перевозках;
подготовка коммерческих и таможенных документов;
• получение экспортных лицензий;
• страхование;
• оплата за перевозки, расчеты с клиентами;
• получение приходных документов;
Большинствокрупных международных транспортно-экспедиторских фирм сертифицировано стандартами ISO-9002, что говорит о высоком уровне качества оказываемых ими логистических услуг.
29 .Основные положения «Инкотермс-2000»
ИНКОТЕРМС (International Commercial Terms) - Международные правила толкования торговых терминов. Они разработаны Международной торговой палатой (МТП) - неправительственной организацией деловых кругов, объединяющей в настоящее время тысячи национальных торгово-промышленных палат а также отдельных коммерческих ассоциаций и объединений. Торговые термины, о толковании которых идет речь в ИНКОТЕРМС, представляют собой не что иное, как различные типы основных или базисных условий договоров купли-продажи (поставки), в которых фиксируются вопросы, связанные с моментом исполнения продавцом обязанностей по договору, переходом с продавца на покупателя риска случайной гибели (повреждения) товара и др. Основные типы базисных условий давно используются в международной торговой практике под общепринятыми названиями – EXW, FOB, CFR, CIF и др. Отсылки к ИНКОТЕРМС во внешнеэкономическом договоре значительно облегчают процесс заключения договора: посредством указания на любое стандартное условие ИНКОТЕРМС стороны избегают необходимости в расшифровке их положений в тексте договора. Принятие ИНКОТЕРМС 2000 обусловлено внедрением в международную торговлю новых способов перевозки грузов, использованием современных средств связи, расчетов и т.д. В последнем издании принимается во внимание расширяющееся использование мультимодальных (смешанных) перевозок, предусматривается передача товаров от продавца покупателю в любом пункте транспортной цепи вместо установления критичной точки перехода рисков при пересечении поручней судна, как в предыдущей редакции ИНКОТЕРМС. ИНКОТЕРМС 2000 учитывают распространение в последнее время зон свободных от таможенных пошлин. Термин FCA (свободный перевозчик) теперь дает ясное определение обязательств продавца по доставке в стране экспорта, независимо от способа транспортировки. Структура ИНКОТЕРМС 2000, в принципе, не отличается от структуры ИНКОТЕРМС90. Правила состоят из Введения и собственно Правил толкования торговых терминов. Во Введении, которое состоит из 22 пунктов, эксперты МТП, объясняют цели и сферу применения ИНКОТЕРМС, правила их использования, показывают ошибки при применении ИНКОТЕРМС на практике, дают расшифровку терминологии, используемой в Правилах, разъясняют причины принятия новой редакции документа.
После Введения дается детальная регламентация 13 типов базисных условий договора купли-продажи (поставки), применяемых в международной коммерческой практике. Каждое из 13 базисных условий толкуется по 10 позициям, при этом каждой обязанности продавца "зеркально" противостоит обязанность покупателя:
А. Обязанности продавца | Б. Обязанности покупателя |
А.1. Представление товара в соответствии с договором | Б.1 Уплата цены |
А.2. Лицензии, свидетельства и иные формальности | Б.2. Лицензии, свидетельства и иные формальности |
А.3. Договоры перевозки и страхования | Б.3. Договоры перевозки и страхования |
А.4. Поставка | Б.4. Принятие поставки … |
А.9. Проверка - упаковка – маркировка | Б.9. Осмотр товара |