Системный анализ предметной области
Введение
В работе любой организации со временем появляется необходимость в автоматизации некоторых процессов. С нарастанием производства растет количество бизнес-процессов и информации, которую необходимо контролировать. И для извлечения большей выгоды и более слаженной их работы необходима автоматизация всего предприятия.
Комплексная автоматизация бизнес–процессов предприятия часто выглядит следующим образом:
1. Автоматизация управленческого учета.
2. Автоматизация расчета кадрового учета, заработной платы, бухгалтерского учета.
3. Автоматизация естественного планирования ресурсов (трудовых, материальных).
4. Автоматизация бюджетирования и финансового планирования.
5. Автоматизация всего предприятия в комплексе.
Одним из способов всесторонней автоматизации предприятия, является создание и поддержка единой базы данных.
База данных – совокупность данных, организованных в соответствии с концептуальной структурой, описывающей характеристики этих данных и взаимоотношения между ними, причем такое собрание данных, которое поддерживает одну или более областей применения. Для создания, ведения и использования базы данных многочисленными пользователями существует комплекс программных и языковых средств, называемый СУБД («Система управления базами данных»). Выделяют следующие основные функции СУБД:
· управление данными во внешней памяти (на дисках);
· управление данными в оперативной памяти с использованием дискового кэша;
· журнализация изменений, резервное копирование и восстановление базы данных после сбоев;
· поддержка языков БД (DDL (Data Definition Language) – язык определения данных, DML (Data Manipulation Language) – язык манипулирования данными).
Цель данной курсовой работы: реализовать базу данных для учета работников угледобывающего предприятия.
Задачами, которые следует решить для раскрытия выбранной темы, являются:
· сбор документов для описания предметной области;
· отбор документов – источников для создания базы данных (этап системного анализа предметной области);
· выявление сущностей инфологической модели и моделирование связей между ними (этап инфологического моделирования);
· построение набора таблиц базы данных и нормализация базы данных (этап даталогического проектирования);
· описание внешних моделей в терминах выбранной СУБД;
· реализация базы данных и организация запросов в выбранной СУБД (этап реализации базы данных).
Решение перечисленных задач позволит достигнуть цели, поставленной в курсовой работе.
Системный анализ предметной области
Вопросно-ответные отношения, получая интерпретацию во внешнем мире, позволяют выделить для информационной системы определенный его фрагмент, который будет воплощен в автоматизированной информационной системе. Информация о внешнем мире представляется в информационной системе в форме данных. Это ограничивает возможности смысловой интерпретации информации и конкретизирует семантику ее представления в информационной системе. Совокупность этих выделенных для информационной системы данных, связей между ними и операций над ними образует информационную и функциональную модели предметной области, описывающие ее состояние с определенной точностью.
Важно понимать, что информационная и функциональная модели предметной области создаются на этапе анализа требований к базе данных и не содержат предположений о технологии реализации базы данных. Они строятся независимо от выбираемой модели данных (сетевой, иерархической, реляционной, объектно-ориентированной, многомерной и т.д.), поддерживаемой СУБД, модели вычислений, программно-аппаратной платформы для базы данных. Информационная и функциональная модели предметной области являются входными данными для процесса проектирования базы данных.
Понятие предметной области базы данных является одним из базовых понятий информатики и не имеет точного определения. Его использование в контексте информационной системы предполагает существование устойчивой во времени соотнесенности между именами, понятиями и определенными реалиями внешнего мира, не зависящей от самой информационной системы и ее круга пользователей.
Для описания предметной области существует три подхода к выбору состава и структуры предметной области: функциональный, предметный и компромиссный.
Функциональный подход реализует принцип движения «от задач» и применяется тогда, когда заранее известны функции некоторой группы лиц и комплексов задач, для обслуживания информационных потребностей. В этом случае можно четко выделить минимальный необходимый набор объектов предметной области, которые должны быть описаны.
Предметный подход используется, когда информационные потребности будущих пользователей базы данных жестко не фиксируются. Невозможно точно выделить минимальный набор объектов предметной области, которые необходимо описывать. В описание предметной области в этом случае включаются такие объекты и взаимосвязи, которые наиболее характерны и наиболее существенны для нее. Конструируемая при этом база данных, называется предметной, т.е. она может быть использована при решении множества разнообразных, заранее не определенных задач.
На практике рекомендуется использовать компромиссный вариант, т.к. он, с одной стороны, ориентирован на конкретные задачи или функциональные потребности пользователей, а с другой, учитывает возможность наращивания новых приложений.
База данных учета работников угольного предприятия должна содержать следующую информацию:
· базовую информацию о каждом работнике предприятия (анкетные данные);
· данные о подразделениях предприятия;
· данные об участках (отделах, службах);
· данные о карьерных движениях работников.
Исходя из проведенного анализа предметной области, были определены источники данных для создания базы данных. На угледобывающем предприятии данная информация содержится в картотеках, архивах, журналах дежурств, а так же организационно-распорядительных и справочных документах предприятия.