Соответствие физиологических изменений психологическим переживаниям

Анализируя физиологические параметры, такие как ЭЭГ, ЭКГ, частоту ды­хания, амплитуду кожно-гальванической реакции, биохимические показа-





Соответствие физиологических изменений психологическим переживаниям - student2.ru

Рис. 13.4. Эмоциональная экспрессия жителей Новой Гвинеи: а — счастье, б — горе, в — го­лод л готовность к борьбе, г — отвращение (Ekman, 1980).

тели, можно в лучшем случае определить только пять эмоций (гнев, страх, агрессию, возбуждение, спокойную радость). Оценивая поведение челове­ка, его жесты, позы и мимику, можно выделить до десяти различных эмо­циональных состояний (рис. 13.6). В то же время спектр психологических ощущений, связанных с эмоциональными переживаниями каждого челове­ка, огромен, зависит от конкретных условий его развития в детстве и, по дан­ным некоторых психологов, достигает 10 тысяч.

Это свидетельствует об отсутствии прямого соответствия между психичес­ким состоянием и физиологически фиксируемой реакцией в виде гормональ­ного и вегетативного ответа. Спектр психологических переживаний не охва­тывается языковыми средствами. Так, слово “любовь” включает в себя гамму переживаний столь широкого диапазона, что произносящие его люди редко имеют в виду одно и то же, что часто ведет к дополнительным эмоциональ-

Соответствие физиологических изменений психологическим переживаниям - student2.ru

Рис. 13.5. Дети рано начинают реагировать на эмоции других людей (фото слева), однако их интерес к другим людям еще недолговечен, и они быстро устают (фото справа) (Бауэр, 1974).

Соответствие физиологических изменений психологическим переживаниям - student2.ru

Рис. 13.6. Мимика, сопровождающая разговор (из фильма “Экспериментальные исследования по вопросу экспрессивности”). Движение головы, мимика лица и жесты вместе с вокальной мими­кой непрерывно подчеркивают аффективное и идейное содержание речи, которая, таким обра­зом, становится нюансированной и экспрессивной и тем самым легко понятной (Гицеску, 1966).

ным переживаниям (рис. 13.7). Человек говорит “я люблю” своим детям, суп­ругу (супруге), родителям, друзьям, родственникам. Однако в каждом случае он имеет в виду совершенно конкретное, отличное от других переживание.

Известно, что на Таити вообще нет слова, обозначающего горе. Если у мате­ри, проживающей на острове, умирает ребенок, то испытываемым ею чувствам нет языкового эквивалента, поэтому она определяет их как болезнь.

Несмотря на отсутствие прямого соответствия между психологическим и фи­зиологическим компонентами эмоций, они не могут существовать друг без дру­га. Возникновение эмоции обусловлено не только изменением физиологичес­кого состояния, но и наличием у испытуемого знания о том, что он переживает.

Стремясь доказать значимость физиологического компонента эмоции, Г. Мараньон в 1924 г. вводил добровольцам адреналин, но говорил им, что они получили дозу витамина. В этом исследовании только 1/3 испытуемых со-


Соответствие физиологических изменений психологическим переживаниям - student2.ru

общили, что пережили ожидаемые от них эмоции. Остальные участни­ки эксперимента проявляли их толь­ко в том случае, если с ними начина­ли говорить о значимых событиях.

Рис. 13.7. Е. Бендер. Без слов.

Позднее С. Шахтер (Schachter, Singer, 1962) провел более глубокое исследование. В его эксперименте испытуемым также вводили адрена­лин и сообщали достоверную ин­формацию о проводимых процеду­рах. Испытуемые контрольной груп­пы получали плацебо и точную ин­формацию о происходящем. Однако

психологические ощущения испытуемых разных групп были одинаковы. Тогда в следующей части исследования экспериментальной группе, разде­лив ее на три подгруппы, вновь ввели адреналин. Одной подгруппе было сказано, что произведены инъекции адреналина, другой не сообщили ни­чего, третья получила ложную информацию.

Затем каждого из испытуемых провоцировали на агрессивную реакцию с по­мощью подставных лиц, изображающих неумелых и невнимательных сотруд­ников. Оказалось, что спокойнее всего вели себя правильно информирован­ные, а самыми агрессивными были испытуемые третьей группы, получившие ложную информацию о своем состоянии. По-видимому, люди, знающие в том, что им введен адреналин, в большей мере контролировали свое состояние.

Подобные эксперименты свидетельствуют о том, что для формирования эмоции одних только изменений физиологического состояния недостаточ­но, и психологическое знание является обязательной составляющей эмоци­онального переживания.

Наши рекомендации