Виды памяти человека и их особенности

Лекция № 4

Память

§ 1. Понятие о памяти. Что такое память. Какую роль память играет в жизни человека. Какие процессы включает в себя память. Почему эти про­цессы выделяются и рассматриваются как отдельные. Каковы анатомо-физиологические основы памяти человека.

§ 2. Виды памяти человека и их особенности. Для чего человеку нужны разные виды памяти. Каковы критерии деления видов памяти человека на группы. Каковы основные виды памяти человека. Как взаимосвязаны виды па­мяти человека между собой. Что представляют собой количественные пока­затели, по которым оценивается память человека.

§ 3. Законы памяти. Что такое законы памяти, для чего их необходимо знать. Закон ассоциаций. Закон связи памяти с мышлением. Закон связи па­мяти с воображением. Закон связи памяти с речью. Закон связи памяти с по­требностями. Закон связи памяти с эмоциями. Закон забывания. Закон Зейгарник.

§ 4. Формирование и развитие памяти. Что понимается под формиро­ванием и развитием памяти. По каким направлениям формируется и разви­вается память человека. Как формировалась и развивалась память людей в филогенезе. Что представляет собой формирование и развитие памяти чело­века в онтогенезе.

Понятие о памяти

Что такое память.Памятью называется особого рода спо­собность человека, связанная с возможностью запоминания, сохранения, припоминания, узнавания и забывания разно­образной информации. Когда мы имеем дело с запоминани­ем, то предполагается, что человек не просто воспринимает, но сохраняет воспринятую информацию в течение опреде­ленного времени. Когда мы говорим о том, что человек поль­зуется памятью, припоминая или узнавая нечто, имеется в виду, что это нечто уже хранится в его голове, а не получа­ется вновь из окружающей среды.

Таким образом, память — это психический процесс и од­новременно способность, которая проявляется в сохранении информации, воспринимаемой при помощи органов чувств, или получаемого человеком жизненного опыта. Память — это также возможность вновь и вновь возвращаться к про­шлому опыту, дополнять, использовать его.

Какую роль память играет в жизни человека.Ответить на этот вопрос одновременно и просто, и сложно. Просто на него ответить потому, что памятью человек пользуется пра­ктически беспрерывно и она принимает участие почти во всех его жизненных процессах и формах поведения. Но что­бы получить полный, исчерпывающий ответ на вопрос, по­надобилось бы очень долго перечислять те процессы и виды поведения, в которых память принимает участие. Тем не ме­нее мы попытаемся ответить на данный вопрос одновремен­но и кратко, и достаточно полно.

Когда человек только рождается на свет и еще не имеет никакого жизненного опыта, его память, как может пока­заться на первый взгляд, пуста. Но это только на первый взгляд. На самом деле в ней очень много так называемой ге­нетической информации, по которой человек развивается сам и строится его жизнь, по крайней мере в течение не­скольких первых лет после рождения.

Зададимся в этой связи следующими вопросами. Почему человек рождается на свет и, развиваясь, становится внеш­не, анатомически и физиологически похожим именно на че­ловека, а не на какое-либо другое живое существо? Откуда у него берутся рефлексы, основные жизненные инстинкты, элементарные, врожденные психические способности и фор­мы поведения? Почему довольно рано, в возрасте 2—3 лет, то есть задолго до начала сознательного обучения, у ребенка отчетливо проявляются многие задатки?

Ответы на подобные вопросы очевидны: все это человек имеет с момента рождения, и все это хранится в его памяти, передаваясь из поколения в поколение. Следовательно, па­мять человеку нужна также для того, чтобы сохранять свой облик и быстро приспосабливаться к условиям жизни. Ведь то, что человек хранит в памяти (в данном случае мы имеем дело с так называемой генетической памятью), позволяет ему, не обучаясь вновь, сразу пользоваться информацией, которую он уже имеет, или очень быстро осваивать то, что ему крайне необходимо для жизни.

Однако люди, с тех пор как выделились из царства жи­вотных, далеко продвинулись вперед в своем развитии, при­чем речь идет не столько о физическом, сколько о психоло­гическом развитии человека. История становления совре­менного человека до его нынешнего физического облика на считывает около 3 млн. лет, а история человеческой циви­лизации — не более 50 — 60 тыс. лет. По сравнению с исто­рией развития человека как биологического существа это мизерный период, включающий в себя всего лишь 1 — 2% времени физического существования человека. Но и за это время человек в своем психологическом развитии ушел впе­ред в сотни раз дальше, чем за 98 — 99% всего времени сво­его существования как биологического вида.

Более того, установлено, что начиная с XX в. за каждые 50 лет уровень психологического развития человека повы­шается примерно в 2 раза по сравнению с предыдущим 50-летием. При этом ни внешне, ни анатомически, ни фи­зиологически человек совершенно не меняется. Это происхо­дит за счет того, что люди научились сохранять и передавать из поколения в поколение накопленные ими знания и уме­ния. Они изобрели языки, знаковые системы, средства запи­си и хранения информации и продолжают их активно совер­шенствовать в наше время. Тем самым люди улучшили свою родовую память, и она в свою очередь сыграла важную роль в ускорении их психологического развития.

Однако того, что человеку дано с рождения, явно недос­таточно, чтобы нормально жить в современном обществе, чтобы вести цивилизованный, культурный, то есть именно человеческий, образ жизни. Необходимо иметь хотя бы ми­нимум знаний и умений, которые накопило человечество, чтобы жить в человеческом обществе. Даже составляя весь­ма незначительную часть знаний и умений, которыми на данный момент времени располагает все человечество, инди­видуально необходимые знания и умения все же достаточно велики по объему и достаточно трудны по содержанию, что­бы вновь родившийся на свет человек мог их самостоятель­но освоить. Для этого ему необходима хорошая и прочная память, так как соответствующие знания и умения человек должен сохранять всю жизнь.

Практически с рождения человек начинает приобретать новый жизненный опыт. Примерно с годовалого возраста, а иногда и раньше человека начинают систематически чему-то обучать. Постепенно, с возрастом этот процесс интенсифици­руется и становится наиболее активным в школьные годы, а также когда человек получает профессиональное образование. Период обязательного и активного обучения у современных людей занимает от 10—12 до 15—20 лет. Но и на этом обуче­ние не заканчивается. В иных, быть может, менее активных и менее организованных, формах оно продолжается дальше, нередко в течение всей жизни человека. Понятно, что без хо­рошей памяти обучаться чему-либо практически невозможно. В этом состоит одна из главных функций памяти человека.

Подводя итог поиску ответа на сформулированный выше вопрос, можно сказать, что если бы человек не обладал мощ­ной, быстродействующей памятью, если бы люди не научи­лись сохранять и передавать из поколения в поколение до­бытые ими знания и выработанные умения, то человечество никогда бы не достигло того уровня развития, на котором оно находится сейчас. Если представить себе катастрофу, в результате которой люди как физические существа сохрани­лись бы, но утратили бы память о прошлом, то это привело бы к тому, что человечество в своем развитии оказалось от­брошенным на тысячи лет назад. В этих условиях практиче­ски все знания, умения и навыки, всю культуру, накоплен­ную тысячелетиями, людям пришлось бы изобретать заново. Память сделала человека человеком и сохраняет его таким — это совершенно справедливее утверждение, не требующее в свете сказанного выше дополнительного доказательства.

Какие процессы включает в себя память.Память чело­века включает в себя следующие основные процессы: запо­минание, сохранение, воспроизведение (припоминание), уз­навание и забывание. Благодаря запоминанию человек вво­дит в хранилища своей памяти новую информацию, которую он получил с помощью органов чувств или в результате ра­боты других познавательных процессов: восприятия, вообра­жения, мышления, речи. Благодаря сохранению введенная в память человека информация оказывается доступной ему в любой момент. Правда, это не означает, что он в нужный момент сразу же сможет вспомнить то, что ему необходимо. Это лишь означает, что сохраняющаяся в памяти человека информация является потенциально доступной.

Сохранение информации в памяти человека вовсе не обяза­тельно происходит в его голове или в его теле вообще. Нуж­ная для человека информация может храниться в наиболь­шем объеме на разного рода материальных носителях: в пред­метах материальной культуры, в книгах, в виде магнитных, электронных и других технически выполненных записей. Воспроизведение представляет собой процесс памяти, в результате которого человек восстанавливает нужную для него в данный момент информацию, извлекая ее из храни­лищ памяти. Воспроизведение — это процесс, противопо­ложный запоминанию и не совместимый с ним. Это надо по­нимать так: если в данный момент человек запоминает ин­формацию, то в это время ничего припомнить он не может, и наоборот, если сейчас человек воспроизводит информацию по памяти, то что-либо новое запоминать он не в состоянии.

Узнавание — это процесс памяти, в результате которого у человека при восприятии какой-либо ситуации, предмета, события возникает чувство знакомости, то есть ощущение того, что где-то, когда-то он это уже видел. Узнавание — это соотнесение воспринимаемого в данный момент времени с тем, что воспринималось раньше, и следы чего до сих пор хранятся в памяти человека. Узнать — не значит точно вспомнить; это значит лишь иметь ощущение уже виденно­го, знакомого. Правда, в динамике процессов памяти узна­вание обычно предшествует припоминанию, поэтому узнава­ние также можно рассматривать как этап припоминания.

Отдельно от указанных выше процессов стоит процесс за­бывания. Если запоминание, сохранение и воспроизведение в целом направлены на то, чтобы нечто сохранить в памяти (да­же тогда, когда мы что-либо припоминаем, припоминаемое не исчезает из памяти, а по-прежнему остается в ней), то забы­вание ориентировано на то, чтобы нечто удалить из памяти.

Казалось бы, забывание — негативный процесс, так как мы часто жалуемся на забывание и испытываем трудности в припоминании чего-либо. Это действительно так, но у забы­вания есть и своя положительная сторона. Она проявляется в том, что благодаря забыванию человек освобождает свою память для запоминания и сохранения новой информации. Кроме того, забывание бывает полезно, если речь идет о ве­щах, которые человеку нежелательно помнить для поддер­жания нормального существования, например о таких собы­тиях, которые его психологически травмируют и порождают у него чувство тревоги.

В отношении процессов памяти разумно поставить следу­ющий вопрос:

Почему эти процессы выделятся и рассматриваются как отдельные.Есть несколько ответов на этот вопрос. Во-первых, все эти процессы играют разную роль в жизни че­ловека и все они без исключения ему необходимы.

Во-вторых, эти процессы у одного и того же человека могут быть развитыми в различной степени. Один человек лучше за­поминает, другой дольше сохраняет, третий легче припомина­ет информацию. Каждый человек в жизни чаще опирается на тот процесс памяти, который у него работает лучше всего.

В-третьих, в своем функционировании эти процессы под­чиняются разным законам. Законы запоминания существен­но отличаются от законов сохранения информации, а зако­ны узнавания отличаются от законов забывания.

В-четвертых, на уровне анатомии и физиологии мозга все эти процессы представлены различными структурами и раз­ными физиологическими явлениями.

Каковы анатомо-физиологические основы памяти че­ловека.Из всех других познавательных процессов память человека представлена в структурах его мозга наиболее ши­роко. С памятью связаны кора головного мозга, подкорка, мозжечок. Существует немало физиологических теорий, объясняющих различные виды памяти (с ними подробнее мы ознакомимся дальше).

Самую длительную по времени сохранения в ней инфор­мации память человека, способную хранить и передавать ин­формацию по наследству, без обучения, называют генетиче­ской. Она связана со структурами и процессами, которые происходят в генах. Они, как известно, включают в себя два основных вида молекул, ДНК (дезоксирибонуклеиновую ки­слоту) и РНК (рибонуклеиновую кислоту). В молекулах РНК закодирована, вероятно, самая прочная и неизменяемая ге­нетическая память человека, определяющая его анатомо-физиологическое устройство, врожденные виды поведения и врожденные психологические явления. С молекулами ДНК связана долговременная память человека.

Установлено: когда человек что-либо запоминает прочно и надолго, в структуре молекул ДНК происходят биохими­ческие процессы, с помощью которых эта информация коди­руется и сохраняется в долговременной памяти человека. Кодировка осуществляется последовательностью расположе­ния в молекуле оснований аминокислот.

Еще несколько физиологических теорий, которые объяс­няют механизм действия долговременной памяти человека, связывают запоминание, сохранение и воспроизведение ин­формации с процессами, происходящими в отдельных био­логических клетках, из которых состоит живой организм.

Нейронная теория памяти связывает память с нейрона­ми — клетками, из которых состоит нервная система. В ка­ждом нейроне имеются три основные части: тело нейрона, его короткие отростки (дендриты) и самый длинный из от­ростков, по которому проводятся нервные импульсы от тела нейрона к другим нервным клеткам (аксон). Согласно ней­ронной теории памяти, когда человек что-то надолго запо­минает, в теле нейрона образуются новые сложные биохими­ческие соединения, в которых кодируется и сохраняется за­поминаемая информация.

Аналогичная гипотеза касается других биологических клеток, из которых наряду с нейронами состоит нервная си­стема человека, — так назваемых глиалъных клеток. Пред­полагают, что они также участвуют в работе механизма дол­говременной памяти, что при запоминании и сохранении ин­формации в них также происходят процессы, способствую­щие запоминанию и сохранению информации.

Важную роль в физиологическом обеспечении работы па­мяти играют места контактов нервных клеток друг с другом в головном мозге. Они называются синапсами. Если прово­димость нервных импульсов через синапсы является доста­точно хорошей, то память человека, включая процессы запо­минания и припоминания, работает нормально. Если прово­димость синапсов плохая, то и эти процессы идут с затруд­нениями.

В свою очередь проводимость синапсов зависит от многих причин: от молодости организма (в молодости она выше, а к старости ухудшается); от физического состояния организма в данный момент времени (в здоровом организме проводи­мость синапсов выше, в больном ниже); от психологическо­го состояния человека (если человек бодр, находится в хоро­шем настроении, то проводимость синапсов лучше, чем ко­гда он усталый или находится в плохом настроении).

С помощью механизма синапсической передачи нервных импульсов можно физиологически объяснить процессы запо­минания, трудности припоминания. Если синапсический механизм передачи нервных импульсов работает хорошо, то как запоминание, так и припоминание информации осуществляется легко; если этот механизм работает плохо, то как запоминание новой информации, так и припоминание из­вестной информации будут затруднены.

Еще одна интересная физиологическая теория касается механизма, обеспечивающего работу кратковременной памя­ти человека, то есть памяти, которая способна сохранять ин­формацию в течение 20 — 30 с. Физиологический процесс, связанный с данным видом памяти, представлен в гипотезе так называемых реверберационных кругов. Эта гипотеза предполагает следующее. Когда человек запоминает что-ли­бо для решения задачи с целью потом сразу забыть то, что он запомнил, в коре головного мозга образуются замкнутые цепи нейронов, по которым в некоторое время в закодиро­ванном виде, в форме специфических сочетаний и последо­вательностей нервных импульсов циркулирует (ревербериру-ет) соответствующая информация.

Виды памяти человека и их особенности

Для чего человеку нужны разные виды памяти.Каж­додневно человек сталкивается с множеством разнообразных задач, которые предъявляют различные требования к запо­минанию, сохранению, воспроизведению и узнаванию ин­формации. В одних задачах ее нужно запоминать и сохра­нять на сравнительно короткое время, не превышающее не­сколько десятков секунд; в других задачах время сохране­ния занимает от нескольких минут до нескольких часов и даже дней; в третьих задачах то, что запоминается, необхо­димо сохранить в памяти как можно дольше. Поэтому тре­буется как минимум три разных вида памяти: кратковре­менная, оперативная и долговременная.

Некоторая информация, которую необходимо запоминать и сохранять, предлагается зрительно. Другая информация поступает через орган слуха. Третья информация может быть связана с кожными ощущениями. Иногда возникает необхо­димость запоминать вкусы, запахи, движения. В этих случа­ях человек должен обладать еще шестью разными видами па­мяти, связанными с работой различных органов чувств.

Случается так, что то, что необходимо запомнить и сохра­нить в памяти, запоминается и сохраняется как бы само со­бой, сравнительно легко. Здесь человеку для запоминания и сохранения, а также для воспроизведения запомненной ин формации вполне достаточно тех видов памяти, которые он имеет от природы и которыми он располагает с рождения. Однако иногда этих природных видов памяти ему недоста­точно, и приходится для запоминания, сохранения и воспро­изведения материала обращаться к приобретенным, соци­ально обусловленным видам памяти. В данном случае необ­ходимы еще шесть разных видов памяти, три из которых да­ны с рождения (непосредственная, непроизвольная и меха­ническая) и три других приобретены в процессе жизни (опо­средствованная, произвольная и логическая).

Память человека устроена таким образом, что для нор­мальной работы периодически требуется отдых. Вместе с тем память работает непрерывно, с момента рождения человека до конца его жизни. Множество различных видов памяти, которые в какой-то степени являются взаимозаменяемыми, позволяет время от времени переходить с одного вида памя­ти к другому, давая необходимый отдых каждому виду па­мяти.

Но, оказывается, это еще не все. Непрерывный поток ин­формации, поступающей к человеку через все его органы чувств и нужной человеку для жизни, не может быть вос­принят и эффективно переработан одним или двумя видами памяти. Необходимо, чтобы этот массовый поток информа­ции воспринимался и перерабатывался одновременно разны­ми анализаторами, и поэтому необходима параллельная ра­бота множества различных видов памяти. По их числу и разнообразию человек намного превосходит всех других жи­вых существ.

Каковы критерии деления видов памяти человека на группы.Таких критериев немало, если иметь в виду факт, что человек обладает множеством различных видов памяти. Они образуют как минимум 5 различных групп, выделяе­мых, соответственно, по следующим критериям, или основа­ниям:

— время хранения информации в памяти человека;

__ орган чувств, с работой которого связаны процессы па­мяти;

— использование в процессах памяти специальных прие­мов и средств для запоминания, сохранения, воспроизведе­ния и узнавания информации (эти средства называются мнемотехническими);

— использование мышления в процессах памяти;

— использование воли в процессах памяти.

Теперь, пользуясь обозначенными выше критериями, вы­делим соответствующие им виды памяти, входящие в ту или иную группу.

По критерию времени сохранения информации в голове человека выделяют следующие виды памяти: мгновенную (иконическую), кратковременную, оперативную, долговре­менную и генетическую. Мгновенной или иконической на­зывают самую короткую по времени хранения информации память, которая работает лишь тогда, когда человек с помо­щью органов чувств воспринимает соответствующую инфор­мацию. Как только процесс восприятия прекратился, инфор­мация, хранящаяся в этой памяти, тут же бесследно исчеза­ет. Управлять этой памятью сознательно или как-то контро­лировать связанные с ней процессы человек не в состоянии.

Кратковременной называют память, способную сохранять информацию в течение 25—30 с после прекращения процес­са ее восприятия. К примеру, после восприятия какой-либо картины, мгновенно закрыв глаза, человек в течение некото­рого времени как бы продолжает видеть эту картину, то есть сохраняет ее образ. После этого, спустя указанный выше не­большой промежуток времени, картина исчезает и не восста­навливается вновь. Такое бывает также после того, как чело­век длительное время слушал мелодию. Она продолжает зву­чать в голове после фактического прекращения звуков мело­дии и также, спустя некоторое время, пропадает.

Кратковременная память является одним из наиболее важных, постоянно загруженных видов памяти человека. Через нее обязательно проходит вся информация, восприни­маемая человеком с помощью органов чувств. За то время, пока эта информация хранится в кратковременной памяти, человек успевает решить для себя несколько важных задач.

Во-первых, он может воспользоваться этой информацией непосредственно для удовлетворения своих актуальных по­требностей.

Во-вторых, он может принять решение о том, нужна ли ему эта информация в течение времени, превышающего 25— 30 секунд. Если это так, то за указанное время человек успе­вает перевести соответствующую информацию в другой вид памяти — оперативную, которую мы рассмотрим дальше. Наконец, в-третьих, этого времени достаточно, чтобы принять решение, может ли данная информация понадо­биться в будущем. Если она может оказаться необходимой, то ее нужно будет перевести в долговременную память и там сохранить.

Кратковременная память человека имеет еще одну важ­ную количественную характеристику, которая называется объемом кратковременной памяти. Он определяется как максимальное число единиц информации, которое человек в состоянии сохранить в кратковременной памяти. Здесь под единицей информации понимается то же самое, что при оп­ределении объема внимания, то есть любой объект, физиче­ски отдельный или отделяемый в нашем восприятии от дру­гих объектов.

Средний объем кратковременной памяти взрослого чело­века обычно равен величине 7±2 единицы, то есть находит­ся в диапазоне от 5 до 9 единиц информации. Это означает, например, что, прослушав длинный ряд слов, букв или цифр, не связанных между собой, человек будет в состоянии воспроизвести сразу же по памяти от 5 до 9 разных букв, слов или цифр.

Оперативной называют память, время хранения информа­ции в которой рассчитано на решение какой-либо конкрет­ной задачи и определяется особенностями самой задачи. Ес­ли задачу можно решить за несколько десятков секунд или минут, то и в оперативной памяти человека нужная инфор­мация будет сохраняться именно столько времени. Если за­дача сложна и для своего решения требует от нескольких ча­сов до нескольких дней, то и в оперативной памяти челове­ка информация будет сохраняться именно столько. Следова­тельно, мы можем сделать вывод: время хранения информа­ции в оперативной памяти человека располагается в доволь­но широком диапазоне, от нескольких десятков секунд до нескольких дней.

Оперативная память занимает промежуточное положение между кратковременной и долговременной памятью (послед­нюю мы рассмотрим дальше), причем не только по времени сохранения информации, но и по другим основаниям. Вся­кая информация, воспринятая органами чувств, сначала по­падает в хранилище кратковременной памяти и, прежде чем окажется в долговременной памяти, обязательно должна пройти через оперативную память. В этом смысле оператив­ная память на пути продвижения информации всегда нахо­дится между кратковременной и долговременной памятью. С кратковременной памятью ее объединяет факт, что инфор­мация, хранящаяся в оперативной памяти, утрачивается сразу же после того, как связанная с ней задача решена. Чтобы сохранять информацию в оперативной памяти, чело­век должен ее систематически повторять.

Долговременную память можно определить как память, рассчитанную не только на длительный срок хранения ин­формации, но и на многократное повторное обращение и ис­пользование соответствующей информации без ее потери. Предельный срок сохранения информации в долговременной памяти человека определяется продолжительностью его жизни. Предполагается, что информация, сохраняющаяся в долговременной памяти, по наследству не передается. Она приобретается каждым индивидуально, и как только жизнь человека завершается, утрачивается и опыт, хранящийся в долговременной памяти. Поэтому каждому вновь родивше­муся человеку приходится приобретать этот опыт заново.

В долговременной памяти человека обычно находятся знания, умения и навыки, которые он получает за счет обу­чения и воспитания. Это, например, знание языка и речи, научные и житейские знания, многочисленные умения, прямохождение и многое другое. Долговременная память чело­века является самой большой по своему объему из всех ви­дов памяти, которые работают при жизни человека, и, стро­го говоря, эта память до сих пор не имеет точно установлен­ного объема, так как человек в течение жизни может запо­минать сколько угодно информации.

Самый длительный по времени сохранения информации и вместе с тем самый специфический вид памяти — генетиче­ская память. Само название этого вида памяти указывает на то, что она связана с работой генетического аппарата и с ме­ханизмом наследственности. Действительно, через генетиче­скую память от человека к человеку передается все то, что характеризует человеческий род в целом, то, что было свой­ственно далеким предкам данного человека, и то, что опре­деляет индивидуально своеобразный физический облик этого человека. Через данный вид памяти по наследству пе­редаются также элементарные врожденные психические явления и формы поведения, в том числе инстинкты, безуслов­ные рефлексы.

По второму из указанных выше критериев — органу чувств, с которым связаны процессы памяти, — выделяются такие виды памяти, как зрительная, слуховая, осязатель­ная, двигательная, обонятельная и вкусовая. Эти виды па­мяти, соответственно, связаны с работой тех органов чувств, которые обозначены в названиях данных видов памяти.

Названные виды памяти для человека не являются функци­онально одинаковыми. Главный вид человеческой памяти — зрительная память. Через орган зрения человек получает наибольшую часть жизненно необходимой информации. На второе место по функциональной значимости можно поста­вить слуховую память, а далее, соответственно, в указанной выше последовательности остальные разновидности памяти.

Следует заметить, что у животных различные виды сенсор­ной памяти по их жизненному, приоритетному назначению классифицируются несколько иначе, чем у человека. Для большинства животных, за исключением, наверное, высших обезьян, основной вид памяти — это обонятельная память, так как этот орган чувств у животных является ведущим. У человекообразных обезьян, как и у человека, важную роль в жизни играет зрение, хотя обоняние также продолжает ос­таваться одним из основных органов чувств.

Если, к примеру, у человека очень хорошо развита двигательная па­мять, то можно предполагать, что у него же имеются хоро­шие задатки к развитию двигательных способностей. Если обнаруживается высокий уровень развития слуховой памяти, особенно на музыкальные звуки или звуки человеческой ре­чи, то можно ожидать, что имеются неплохие задатки к фор­мированию музыкальных и лингвистических особенностей. Сравнительно редко встречающиеся случаи хорошо развитой обонятельной или вкусовой памяти могут свидетельствовать о наличии неплохих задатков к тому, чтобы стать дегустато­ром или специалистом по тонкому различению запахов. Пос­леднего рода задатки широко используются, например, в ви­ноделии и парфюмерной промышленности.

По третьему из обозначенных выше критериев — участию или неучастию мышления в процессах памяти — выделяют­ся механическая и логическая память. Механическая па­мять основана на том, что все процессы такой памяти по­строены на простом, многократном повторении запоминае­мого или припоминаемого материала, без попыток его ос­мысления или представления в иной форме, чем та, в кото­рой он предъявлен исходно. К этому виду памяти относятся, например, случаи механического запоминания стихотворе­ний, таблицы умножения, формул и т.п.

Строго говоря, чисто механической памяти, при которой запоминаемый человеком материал никак бы не осмыслял­ся или не структурировался, не существует. Мы говорим о памяти как об условно механической в тех случаях, когда в процессах памяти явно преобладает многократное механиче­ское повторение материала над его осмыслением.

Логической называют память, основанную на хорошем понимании, глубоком осмыслении запоминаемого материа­ла, на его представлении в виде какой-нибудь сравнительно простой и легко запоминаемой схемы, например в форме плана, структуры и т.п. В этом случае запоминание и при­поминание материала производится в основном за счет его понимания, а в долговременной памяти человека он хранит­ся в виде обобщенной схемы или в форме смысла, который выражает сущность данного материала.

Приведем пример логической памяти. Опытные лекторы, преподаватели, проводя лекционные занятия со студентами, обычно не пользуются никакими текстами. Они буквально не помнят тот учебный материал, который излагают студен­там, и заранее наверняка не знают (актуально не осознают) то, о чем и как (какими словами) они будут перед аудитори­ей говорить. Однако в ходе занятий они легко, именно по па­мяти воспроизводят то, о чем им надо говорить, очень быст­ро находят и произносят нужные слова. Поэтому иногда со­здается обманчивое впечатление, что все, о чем преподавате­ли говорят, они помнят буквально. В действительности они помнят лишь общий замысел, схему или смысл того, что на­до говорить, а конкретные слова подбирают уже по ходу вы­ступления. Именно так работает и устроена логическая па­мять человека. Механическая его память, напротив, предпо­лагает буквальное воспроизведение текста.

Четвертый критерий деления памяти на группы связан с использованием мнемотехнических средств. По этому кри­терию выделяются две разновидности памяти: непосредст­венная и опосредствованная. Непосредственной называют такую память, при которой запоминание, воспроизведение или узнавание материала происходит в результате прямого воздействия данного или похожего на него материала на ор­ганы чувств человека. Для работы непосредственной памяти вполне достаточно, чтобы соответствующий материал был воспринят тем или иным органом чувств. Такая память, кстати, имеется у человека с момента его рождения.

Опосредствованной (приемлемый вариант наименования — опосредованной) называют память, которая связана с ис­пользованием человеком различных специальных приемов и средств для запоминания, сохранения, воспроизведения и узнавания информации. Без соответствующих средств ука­занные процессы памяти в работу не включаются.

В качестве средств управления памятью могут выступать естественные средства, данные человеку от природы, напри­мер пальцы рук для запоминания или припоминания чи­сел. Но чаще всего в роли мнемотехнических средств высту­пают такие, которые придуманы людьми. Их великое мно­жество. Это — разнообразные знаковые системы, естествен­ные и искусственные языки, способы кодирования и деко­дирования информации, средства ее записи, сохранения и воспроизведения.

Благодаря опосредствованной памяти, точнее — изобре­тенным и усовершенствованным людьми средствам управле­ния памятью, они научились сохранять и передавать из по­коления в поколение свои знания, умения и навыки. Про­цесс изобретения новых, неизвестных и усовершенствования старых, известных средств управления памятью продолжа­ется до сих пор, и от успехов современных людей в этом де­ле многое зависит в их будущем.

По пятому критерию — опора на мышление — также вы­деляются две разновидности памяти: механическая и логи­ческая. Механической называют память, в которой процес­сы запоминания, сохранения, припоминания и узнавания информации основываются исключительно на многократ­ном, механическом, бездумном повторении соответствующе­го материала.

Виды памяти человека и их особенности - student2.ru Здесь действуют следующие два закона. Первый закон: без повторения материала процессы памяти не работают. Второй закон: чем большее число раз повторяется материал, тем лучше он запоминается, дольше сохраняется, легче при­поминается и быстрее узнается. Этот вид памяти имеется у детей с раннего возраста, и именно на данный вид памяти в основном опираются ее процессы в течение всего времени школьного обучения детей. Правда, с возрастом возможно­сти механического запоминания материала ухудшаются, и где-то после 30—40 лет механическая память у человека пе­рестает развиваться, а после 50—60 лет у большинства лю­дей она начинает постепенно ухудшаться.

Логической называют память, в которой все указанные выше процессы основаны на осмыслении и глубоком пони­мании запоминаемого материала. Здесь не требуется повто­рения, достаточно понимания того, что необходимо запом­нить, — и соответствующий материал сразу же окажется в долговременной памяти человека. Этот вид памяти человек приобретает в процессе жизни. Именно этим видом памяти по преимуществу пользуются взрослые люди, занимающие­ся умственным трудом, например, лекторы, преподаватели, которые читают лекции студентам в вузах.

Как взаимосвязаны виды памяти человекамежду собой. Вдействительности все виды памяти, хотя они в теории выде­ляются и рассматриваются как отдельные, в жизни функцио­нируют взаимосвязанно, работают как целостная система. Вы­ше, при рассмотрении таких видов памяти, как кратковремен­ная, оперативная и долговременная, мы уже касались вопро­са, как связаны эти три вида памяти. Но, оказывается, также связаны виды памяти, которые относятся к разным органам чувств, например: зрительная и слуховая, осязательная и дви­гательная, обонятельная и вкусовая память.

Это связа­но с тем, что при восприятии материала происходит взаимо­действие органов чувств, о котором мы говорили в главе, по­священной восприятию. Если человек производит какие-ли­бо движения и одновременно с этим получает связанные с движениями кожные ощущения, то сами эти движения им лучше запомнятся и легче будут воспроизведены, чем в слу­чае, когда взаимодействия мышечных и кожных ощущений не происходит. Если человек ощущает что-то на вкус и па­раллельно с вкусовыми ощущениями чувствует запахи это­го предмета, то как вкусовые ощущения, так и запахи им лучше запомнятся и легче будут воспроизведены впоследст­вии.

Наши рекомендации