Классификация организаций

Свойства организации.

Общие основополагающие, присущие как процессам, так и системам общие свойства организации, описывающие их реальные проявления и перспективный потенциал функционирования и развития:

Свойство целенаправленности.

Целенаправленность — ориентация организации на постановку и достижение желаемого, возможного и необходимого состояния.

Это свойство обусловлено ролью субъекта и применением принципа примата цели, выделяющего целеполагание в качестве первого шага в организации любого процесса или явления.

Целенаправленность организации отражает целевую природу ее возникновения, структуру дерева цели, заложенную в основе выделения и построения процессов, подпроцессов и циклов в соответствии со стратегическими, тактическими, оперативными, локальными и частными целями, их подчинение общей цели данного цикла, оценку эффективности его осуществления по степени ее достижения.

Свойство дискретности.

Дискретность (от лат. discretus — разделенный) — прерывность, выделенность составляющих.

Свойством, структурно формирующим организацию, является дискретность, отражающая поэлементный, поэтапный, конструкционно-кооперирующий подход к ее проектированию, формированию, функционированию, восприятию и представлению. В субъективных построениях возведение большого и сложного из выделенных простых составляющих является само собой разумеющимся, в объективной организации это свойство отражает генезис процесса как последовательность совмещения, взаимодействия, совпадения, объединения случайных явлений и их последствий.

Свойство цикличности.

Цикличность — периодическое повторение определенной последовательности.

Периодическое повторение объективно установившейся или целенаправленно сформированной последовательности преобразований в любой организации представляет такую ее конструкционную особенность, как цикличность. Этот композиционный ресурс, его разработка, применение и отражение позволяют четко представлять, конструктивно проектировать и эффективно осуществлять целенаправленные организационные изменения. Основой таких преобразований является ожидание и расчет периодического повторения складывающейся или устанавливаемой последовательности, что позволяет ставить и решать задачи ее оптимизации, дублирования и тиражирования.

Свойство реверсивности.

Реверсивность (от лат. reversio — возвращение) — возвращение к повторению исходного состояния.

Реверсивность изначально использовалась человеком в процессе анализа происшедшего, исправления допущенного, корректировки происходящего, что сделало использование этого свойства особенно важным в организации исследовательских и оперативных действий человека.

Свойство оперативности.

Оперативность — быстрота, своевременность.

Осуществляясь во времени, любая организация как процесс прежде всего характеризуется таким его основным ресурсом и свойством, как оперативность.

Под оперативностью как свойством организации понимается не столько быстрота, сколько адаптация, соответствие, синхронизация ритмов, темпов, скорости осуществления процесса организации динамическим характеристикам развития ситуации, оперативно необходимым условиям достижения запланированного результата.

Свойство гибкости.

Гибкость — способность организации к адаптации, модернизации, реформации.

Гибкость организации в значительной степени определяет или обусловливает ее способность к приспособлению, переориентации, изменению. Она играет важную корректирующую роль в конкретной организации как для процессов, так и для систем.

Свойство коммуникационности.

Коммуникационность (от лат. communicatio — связываю) — способность, расположенность к взаимосвязи.

Коммуникационность как свойство организации отражает ее структурно-процедурную основу, ресурс построения и развития необходимых возможностей реализации определенных схем, процедур, моделей конфигурации, ее ориентацию на установление взаимосвязи.

В известной мере именно коммуникация, являясь основным ресурсом, проводником организации, обусловливает необходимое разнообразие ее формирования, функционирования и развития.

КЛАССИФИКАЦИЯ ОРГАНИЗАЦИй

Статус правительственной организации дается официальными органами власти. На них распространяются различные приви­легии, льготы и жесткие обязательства. Например, чиновники из аппарата Президента РФ не могут возглавлять коммерческие структуры; чиновники из аппарата Госкомимущества РФ не могут вкладывать свои средства в акции приватизируемых орга­низаций. К неправительственным организациям относятся все другие организации, не имеющие такого статуса.

Коммерческие организации строят свою деятельность на полу­чении максимальной прибыли в интересах учредителей, а для некоммерческих основная цель состоит в удовлетворении общест­венных потребностей, при этом вся прибыль идет не учредите­лям, а на развитие организации. Например, некоммерческое учебное заведение осуществляет свою работу на основе полной оплаты студентами процесса обучения, при этом вся прибыль должна идти на расширение учебной базы, приобретение ком­пьютеров, литературы и др.

Бюджетные организации строят свою деятельность исходя из выделенных государством средств, при этом они освобождаются от уплаты многих налогов, в том числе НДС. Внебюджетные
ор­ганизации сами изыскивают источники финансирования. Мно­гие организации пытаются привлечь для своего развития как бюджетные, так и внебюджетные средства.

Общественные организации строят свою деятельность на основе удовлетворения потребностей своих членов общества (во внутрен­ней среде), а хозяйственные — для удовлетворения потребностей и интересов человека и общества во внешней для организации сре­де.

Формальные организации
— это зарегистрированные в установленном порядке общества, товарищества и т.д., которые выступают как юридические или неюридические лица. Нефор­мальные организации
— это незарегистрированные в государствен­ном органе организации либо в силу их малочисленности, либо по каким-то другим причинам.

5.ОРГАНИЗАЦИЯ КАК социально-экономическАЯСИСТЕМА
Социально-экономическая организация, характеризуется наличием социальных и экономиче­ских связей между работниками. К социальным связям относятся:
межличностные, бытовые отношения;

отношения по уровням управления;
отношения к человеку общественных организаций.
К экономическим связям относятся:
материальное стимулирование и ответственность;

прожиточный уровень, льготы и привилегии.

Наши рекомендации