Преимущества и недостатки основных средств распространения рекламы
ПЛАНИРОВАНИЕ РЕКЛАМНОЙ КАМПАНИИ
Рекл. кампания –система взаимосв-ыхрекл. мероприятий, охват-ыхопред. период времени и предусмотренных комплексом применения ср-в рекламы для достижения рекламодат-ем конкретных рекл-ых целей.
Цели проведения рекл-ой камп-ии:
1) выведение на рынок нового предприятия, товара, услуги
2) стимулир-е сбыта товара (увелич-е Vреализ-ии услуг)
3) переключение спроса с одних товаров на другие
4) создание благоприятного образа предприятия
5) обеспечение стабил-ти представлений общественности о товаре и предпр-ии.
Продолжительность рекл-ой кампании зависит от целей, объекта рекламы и масштабов рекл-ой кампании.
Разновидности рекл-ых кампаний:
1.в завис-ти от объекта рекламы:
1) реклама товара/услуги
2) рекл-а предприятия
3) реклама персоны (полит.лидера)
2.в завис-ти от целей:
1) вводящая
2) подкрепляющая
3.в завис-ти от охвата терр-рии:
1) локальная
2) региональная
3) национальная
4) международная
4.по интенс-тииспол-я ср-в рекламы:
1) равные
2) нарастающие (для заупска товара на рынок)
3) нисходящая (для товаров сезонного спроса)
Этапы прохождения рекл-ой кампании:
1) предварительный – анализ маркет-ой ситуации на рынке
2) этап планирования – пред-е целей маркетинга и рекламы
3) опред-е цел-ойауд-ии
4) составл-е бюджета
5) составл-е медиаплана
6) произв-во рекл-ой продукции и оценка ее результатов
7) размещение
Требования к целям рекл-ой кампании – цели должны быть сформулирвоаны конкретно, однозначно, иметь колич-ую оценку.
Описание ЦА – даже если ауд-ию представляют все категории людей, то отдельные блоки должны быть адресованы конкретным частям ауд-ии.
Главные треб-я к медиаплану – оптимальное сочетание рекламоносит-ей, кот-ые бы взаимно дополняли друг друга и способствовали достижению рекл-ых целей.
Треб-я к размещению – избегать бесполезного охвата ауд-ии.
42. Виды и содержание исследований в рекламе.
Рекламные исследования можно определить как систематизированный сбор и анализ информации с целью повышения эффективности рекламных мероприятий.
Рекламные исследования призваны решать следующие основные задачи:измерение (контроль) эффективности рекламы; определение характеристик носителей рекламы для выбора наиболее соответствующих целям продвижения; измерение основных показателей медиаканала; тестирование сценария (идеи, концепции и т. д.), деятельности по продвижению товара.
Процесс проведения исследованиясостоит из следующих этапов:
1. Определение проблемы и формулирование целей исследования
2. Отбор источников информации
3. Непосредственное проведение исследования
4. Анализ данных и отчет
Первым этапом является определение проблемы и формулирование целей исследования. Эта задача зачастую является довольно трудной и требующей времени. Хорошее исследование неправильно поставленных проблем – это пустая трата сил, времени и денег. Целью рекламных исследований может быть получение информации о содержании рекламы, об идеях, заложенных в рекламном сообщении, определение оптимальных медиаканалов и медианосителей и т.п.
Второй этап маркетингового исследования – отбор источников информации. Исследователь может собирать вторичную или первичную информацию.
Вторичная информация включает данные, собранные ранее для каких-либо иных целей. Главным преимуществом вторичной информации является ее относительная дешевизна и быстрота получения. Недостатки: не всегда подходит для целей проводимого исследования в силу общего характера, информация может быть устаревшей; методология, по которой собраны данные, может быть несоответствующей целям настоящего исследования. Источниками вторичных данных являются бухгалтерская отчетность фирмы, материалы периодических изданий, публикации исследовательских организаций, компьютерные базы данных и т. д.
Если вторичной информации оказывается недостаточно, усилия направляются на получение первичной информации, т. е. данных полученных для решения конкретной исследуемой проблемы, для чего необходимо проведение специальных исследований.
Эти тенденции предопределили разделение рекламных исследований на два направления: кабинетное исследование и полевое исследование.
Кабинетное исследование– обработка уже существующей вторичной информации («исследование за письменным столом»).
Полевое исследование – сбор и обработка данных специально для конкретного рекламного анализа. Полевое исследование основывается на первичной информации. Достоинства полевого исследования: данные собираются в соответствии с точными целями исследовательской задачи, методология сбора данных контролируется, все результаты доступны для предприятия и могут быть засекречены. Недостатки исследования: значительные затраты материальных и трудовых ресурсов.
На практике полевые и кабинетные исследования дополняют друг друга.
Методы сбора данных при проведении рекламных исследований можно классифицировать на две группы: качественные и количественные.
Количественные исследованияобычно отождествляют с проведением различных опросов, основанных на использовании структурированных вопросов закрытого типа, на которые отвечает большое число респондентов. Характерными особенностями таких исследований являются четко определенный формат собираемых данных и источников их получения; обработка собранных данных осуществляется с помощью упорядоченных процедур, в основном количественных по своей природе.
Качественные исследования включают сбор, анализ и интерпретацию данных путем наблюдения за тем, что люди делают и говорят.
В рекламной практике проводятся исследования обоих типов, хотя чаще всего менеджеры по рекламе заинтересованы именно в качественной стороне изучаемых явлений и объектов.
Рассмотрим различные виды исследований и методик: наблюдение, опрос, эксперимент, фокус-группы, проекционные методы и физиологические измерения.
Наблюдениев исследованиях рекламы представляет собой метод сбора первичной рекламной информации об изучаемом объекте путем наблюдения за выбранными группами людей, действиями и ситуациями. При этом исследователь непосредственно воспринимает и регистрирует все факторы, касающиеся изучаемого объекта и значимые с точки зрения целей исследования.
Методы опроса. Опрос заключается в сборе первичной информации путем прямой постановки вопросов людям относительно уровня их знаний, отношения к продукту, предпочтений и покупательского поведения. Опрос может носить структурированный и неструктурированный характер; в первом случае все опрашиваемые отвечают на одни и те же вопросы, во втором – интервьюер задает вопросы в зависимости от полученных ответов.
Основными достоинствами опроса по почте являются широкая география охвата, возможность включения в анкету большого количества вопросов и относительно небольшие затраты из расчета на одну анкету. Недостатками данного способа опроса считаются небольшой возврат анкет и длительный срок ожидания возврата анкет.
Интервью по телефону – наиболее оперативный и относительно дешевый метод сбора информации. В то же время существует опасность прерывания интервью, в анкету можно включить ограниченное количество вопросов и в выборку входят только респонденты, имеющие телефоны.
Личное интервью, предполагающее непосредственное общение интервьюера и респондентов, является самым дорогим способом опроса.
Глубинное интервью представляет собой неформальную беседу «один на один» и заключается в последовательном задании квалифицированным интервьюером респондентам группы зондирующих вопросов, в целях понимания, почему они ведут себя определенным образом или что они думают об определенной проблеме.
Достоинствами интернет-опроса являются получение оперативной и обстоятельной информации с широкой географией охвата аудитории, возможность налаживания обратной связи и контакта интервьюера с респондентами в режиме он-лайн. С другой стороны, в рамках подобных исследований изучаются весьма специфические узкие целевые аудитории.
При проведении опроса группа опрашиваемых может подвергаться однократному или многократным обследованиям. В первом случае получается как бы поперечный срез данной группы по многим параметрам для фиксированного момента времени (cross-sectional study – поперечное изучение). Например, редакции журналов и газет проводят одноразовые выборочные исследования своих читателей по таким параметрам как возраст, пол, роль занятий и т.п. Эти исследования называются выборочными опросами.
Во втором случае одна и та же группа опрашиваемых, называемая панелью, изучается в течение определенного периода времени (longitudinal study – продольное изучение). Различные типы панелей используются при проведении многих исследований. В этом случае часто говорят, что используется панельный метод опроса. Панельный метод опроса имеет преимущества по сравнению с обычными одноразовыми опросами: дает возможность сравнивать результаты последующих опросов с итогами предыдущих и устанавливать тенденции и закономерности развития изучаемых явлений; обеспечивает более высокую репрезентативность выборки по отношению к генеральной совокупности.
Все виды панелей можно разделить по следующим признакам: по времени существования (краткосрочные, долгосрочные); характеру изучаемых единиц (потребительские, торговые, промышленные, экспертные); характеру изучаемых проблем (общие, специализированные).
Целесообразность использования тех или иных панелей определяется характером решаемых задач и выделяемым объемом средств. Поэтому перед проведением опросов потребителей, исходя из целей исследования, необходимо выбрать вид и размер панели. Большие по объему панели дают более достоверные результаты, но требуют и больших затрат.
Экспериментпредназначен для измерения фактического причинно-следственного соотношения. Экспериментальные исследования требуют отбора сопоставимых между собой групп субъектов, создания для этих групп разной обстановки, контроля за переменными составляющими и установления степени значимости наблюдаемых различий. Эксперименты подразделяют на лабораторные, проходящие в искусственной обстановке (тест продукта) и полевые, протекающие в реальных условиях.
Недостатки метода: трудно оценить степень полноты и достоверности информации; нет полной уверенности, что эксперты выявили действительно все проблемы и правильно определили взаимоотношения между ними.
Метод фокус-группыпредставляет собой групповую дискуссию под руководством специалиста, именуемого модератором. Приглашается приблизительно 8–12 человек из числа типичных представителей целевого рынка (покупателей) фирмы. На заседании группы обсуждается рекламное обращение (концепция рекламной компании). За время дискуссии (обычно 1–1,5 часа) участники высказывают свое личное мнение по поводу обращения. Обмен мнениями характеризует отношение участников дискуссии к тестируемой рекламе. Иногда подобные заседания записываются на видео. Во всех случаях подобные беседы тщательно анализируются специалистами. При необходимости в обращение вносятся изменения.