Какие дидактические принципы должны быть положены в основу электронного учебника?
Во-первых, классические принципы:
Название принципа | Дидактический (методический) план | Технический план |
Принцип наглядности | В состав ЭУ включаются иллюстрации и графические образы с возможностью выбора учащимся цветовой гаммы. Также в состав ЭУ могут быть включены мультимедийные материалы: аудио и видеофайлы. | С целью определения соответствия цветовой гаммы ЭУ индивидуальным особенностям и предпочтениям учащегося, в его служебный аппарат может быть включена специальная компьютерная программа с психолого-физиологической диагностикой. |
Принцип доступности | Материалы, входящие в ЭУ, могут быть доступны любому обучаемому при наличии компьютера. Доступность учебных материалов обеспечивается изложением и наглядностью, а также возможностями включения в ЭУ различных справочных материалов. | Технически доступность обеспечивается системой гиперссылок, а также дизайном (цвет, шрифт и т.д.) |
Принцип систематичности и последовательности | Электронные формы позволяют легко и удобно систематизировать весь материал учебника и расположить его в удобной для изучения последовательности. | Система гиперссылок позволяет организовать нужную последовательность изучения материала. Также возможно включение в каждую тему вопросов для самопроверки так, чтобы переход к следующей теме был бы возможен только после правильных ответов по изученной теме. |
Принцип связи теории с практикой | После изучения теоретического материала учебник должен содержать практические вопросы и задания по применению знаний в конкретных ситуациях. | Возможно моделирование ситуаций для применения теоретических знаний с помощью специальных компьютерных программ. |
Принцип научности | Любой учебник, в том числе и электронный должен строится на последних достижениях науки в данной сфере. | В ЭУ можно включить ссылки на ресурсы Интернета по проблематике, освещаемой в учебнике, а также включить в него электронные тексты научных статей. |
Принцип сознательности и активности | Так как ЭУ предназначен в первую очередь для самостоятельной работы, то обучаемый должен подходить к нему сознательно. Активности усвоения знаний должны способствовать задания для применения теоретических знаний и тестовые задания для самопроверки, а также интерактивность. | Компьютерные программы (возможно, и игры), направленные на повышение активности, тестирующие программы. |
Принцип прочности | Прочность знаний может быть обеспечена включением в ЭУ тестов и заданий не только по отдельным темам, но и по основным разделам (с возможностями возврата к ранее изученному материалу), а также итоговых заданий. | Гиперссылки, тестирующие программы. |
Во-вторых, принципы личностно-ориентированного обучения:
Название принципа | Дидактический (методический) план | Технический план |
Принцип личностного целеполагания ученика | В состав ЭУ включаются материалы, предполагающие самоопределение учащегося по отношению к изучаемым темам и основным понятиям, задания на постановку индивидуальных целей разных уровней. Возможно также соотнесение целей с индивидуальной образовательной траекторией. | Электронный учебник интегрируется с персональной компьютерной базой данных, в которую заносятся цели ученика, данные о характере его занятий с учебником и т.п. |
Принцип выбора учащимся индивидуальной образовательной траектории | Выбор образовательных компонентов из предлагаемого в ЭУ набора, а также создание собственных элементов своей образовательной траектории. | Конструирование индивидуальной образовательной траектории программными средствами. Одновременная презентация обучаемыми разных работ по одному и тому же вопросу. |
Принцип метапредметных основ содержания образования | Включение в ЭУ метапредметов или отдельных метапредметных тем, которые охватывают определенную связку фундаментальных образовательных объектов. | Ссылки на ресурсы Интернета по метапредметным темам. |
Принцип продуктивности (творческости) обучения | Направленность на приращение к известным знаниям новых, на сотворение обучаемыми образовательного продукта. | Включение в ЭУ творческих заданий, интерактивные программы. |
Принцип первичности образовательной продукции ученика по отношению к изучаемому материалу (сначала создай сам, потом изучи стандарты) | Личностное содержание образования опережает изучение образовательных стандартов и общепризнанных достижений в изучаемой области, применение эвристических методов обучения. | Расположение материала в ЭУ в определенной последовательности, когда обучаемому, например, представляется совокупность фактов, которые он сравнивает с уже имеющимися знаниями, а потом излагает собственные выводы и сопоставляет их с научными выводами. |
Принцип ситуативности обучения | Создание или использование образовательных ситуаций: представление примеров, явлений, фактов из жизни или окружающего мира и их анализ обучаемым на основе полученных знаний. | Компьютерное моделирование ситуаций или включение в ЭУ ситуативных заданий. |
Принцип образовательной рефлексии | Осознание способов деятельности, обнаружение её смысловых особенностей, выявление образовательных приращений. | Анкетирование, графическое изображение происходящих изменений, промежуточные оценки при выполнении тестовых заданий. |
В-третьих, дополнительные дидактические функции:
Название принципа | Дидактический (методический) план | Технический план |
Принцип наглядности | В состав ЭУ включаются иллюстрации и графические образы с возможностью выбора учащимся цветовой гаммы. Также в состав ЭУ могут быть включены мультимедийные материалы: аудио и видеофайлы. | С целью определения соответствия цветовой гаммы ЭУ индивидуальным особенностям и предпочтениям учащегося, в его служебный аппарат может быть включена специальная компьютерная программа с психолого-физиологической диагностикой. |
Принцип доступности | Материалы, входящие в ЭУ, могут быть доступны любому обучаемому при наличии компьютера. Доступность учебных материалов обеспечивается изложением и наглядностью, а также возможностями включения в ЭУ различных справочных материалов. | Технически доступность обеспечивается системой гиперссылок, а также дизайном (цвет, шрифт и т.д.) |
Принцип систематичности и последовательности | Электронные формы позволяют легко и удобно систематизировать весь материал учебника и расположить его в удобной для изучения последовательности. | Система гиперссылок позволяет организовать нужную последовательность изучения материала. Также возможно включение в каждую тему вопросов для самопроверки так, чтобы переход к следующей теме был бы возможен только после правильных ответов по изученной теме. |
Принцип связи теории с практикой | После изучения теоретического материала учебник должен содержать практические вопросы и задания по применению знаний в конкретных ситуациях. | Возможно моделирование ситуаций для применения теоретических знаний с помощью специальных компьютерных программ. |
Принцип научности | Любой учебник, в том числе и электронный должен строится на последних достижениях науки в данной сфере. | В ЭУ можно включить ссылки на ресурсы Интернета по проблематике, освещаемой в учебнике, а также включить в него электронные тексты научных статей. |
Принцип сознательности и активности | Так как ЭУ предназначен в первую очередь для самостоятельной работы, то обучаемый должен подходить к нему сознательно. Активности усвоения знаний должны способствовать задания для применения теоретических знаний и тестовые задания для самопроверки, а также интерактивность. | Компьютерные программы (возможно, и игры), направленные на повышение активности, тестирующие программы. |
Принцип прочности | Прочность знаний может быть обеспечена включением в ЭУ тестов и заданий не только по отдельным темам, но и по основным разделам (с возможностями возврата к ранее изученному материалу), а также итоговых заданий. | Гиперссылки, тестирующие программы. |
Во-вторых, принципы личностно-ориентированного обучения:
Функция учебника | Дидактический (методический) план | Технический план |
Универсальность | Разнообразие включаемых в ЭУ дидактических материалов. | Электронный вид позволяет разместить на одном диске информацию, сопоставимую со средними библиотеками (десятки тысяч томов). |
Интерактивность | Возможность активного взаимодействия пользователя с обучающей системой. Организуется обратная связь для выдачи пользователю сообщений об успешности его познавательной деятельности и объяснения при необходимости правильного хода решения. | Программные средства, обеспечивающие взаимодействие обучающегося с электронной образовательной системой. |
Открытость | Возможность оперативной доработки, исправления и редактирования материалов, включаемых в ЭУ. | Включение ссылок на Интернет обеспечивает постоянный доступ к самой свежей информации по различным проблемам. |