Компания 3M - «Решать нерешенные проблемы инновационно»
В миссии закладывается главная стратегическая цель как смысл существования предприятия. Остальные стратегические цели разрабатываются, исходя из миссии, подчинены ей и конкретизируют отдельные стороны развития предприятия.
Ценности определяются тем, к чему стремится собственник компании. Это может быть высокая удовлетворенность потребителя, дружеская атмосфера в компании, дух коллективизма, безопасность продукции, развитие и рост персонала и пр.
Центральная идея стратегии определяется сутью действий, ядром стратегии, тем, вокруг чего и ради чего строится вся работа по развитию компании. Эта идея излагается коротко, ярко, в виде лозунга.
В качестве примера можно привести миссию и следующие стратегические цели:
Миссия: Производство и продажа самого безопасного продукта в мире по доступным ценам.
Цель 1. Расширить объемы производства и продаж, увеличив через 3 года занимаемый сегмент рынка с 10% до 20%.
Цель 2. Сократить издержки производства и повысить его прибыльность, подняв уровень рентабельности с 12 до 18%. Увеличить объемы прибыли в 1,8 раза.
Цель 3. Создать эффективную систему мотивации персонала, обеспечивающую рост уровня мотивации персонала и его заработной платы пропорционально росту производительности труда.
Это типичный пример рыночно ориентированной стратегии. Заметим, что цели при этом не декларируются (увеличим, расширим, снизим и пр.), а конкретизируются в измеримых показателях, с помощью которых затем легко будет отслеживать результативность достижения целей.
4.2. Разработка и оценка вариантов стратегии. SWOT-анализ
Любые - даже самые смелые! - амбиции должны быть реалистичными. Поэтому далее следует непосредственно разработка и оценка вариантов стратегии развития предприятия. При этом универсальным инструментом для разработки является SWOT-анализ, который образован аббревиатурой из первых букв английских слов, в русском переводе означающих сила, слабости, возможности и угрозы, и который позволяет при различных соотношениях сил, слабостей, возможностей и угроз разработать соответствующие этим соотношениям варианты стратегии. Это самый мощный итоговый вид анализа, он представляет собой объемный аналитико-оценочный инструмент, позволяющий получить в систематизированном виде рабочие варианты стратегий.
Например, могут быть разработаны варианты стратегии, учитывающие силы и возможности, и заключающиеся в резком росте объемов производства и продаж. А для соотношения сил и угроз могут быть разработаны другие более сдержанные варианты и т.д. При этом в зависимости от конкретных условий разрабатываются варианты стратегий различного предназначения:
1. Стратегии А – стратегии развития (прорыва) при сочетании сил и возможностей.
2. Стратегии Б – стратегии переходного периода при сочетании сил и угроз.
3. Стратегии В – стратегии переходного периода при сочетании слабостей и возможностей.
4. Стратегии Г – стратегии выживания при сочетании слабостей и угроз.
Пример SWOT-анализа с разработкой конкретных вариантов стратегии для банка приведен в табл.4.1.
Таблица 4.1 – SWOT-анализ для разработки вариантов стратегии (пример)
Возможности: - Стабильный спрос - Высокая платежеспособность - Широкий круг потребителей | Угрозы: - Развитие кризиса - Высокие налоги - Рост цен на сырье | |
Силы: - Доступные цены наших услуг - Техническая оснащенность - Финансовая устойчивость | СТРАТЕГИИ А: - Открытие новых филиалов в различных регионах страны; - Увеличение объемов продаж за счет доступных цен на услуги; - Разработка инноваций в продуктах и обслуживании клиентов; - Активное привлечение клиентов за счет квалифицированных консультаций; - Активная реклама с упором на финансовую устойчивость банка; - Повышение качества обслуживания клиентов; - Значительный рост активов и пассивов банка. | СТРАТЕГИИ Б: - Гибкая ценовая политика в зависимости от стадии кризиса; - Снижение кредитного риска; - При высоком кредитном риске большие доходы; - Оптимизация налогообложения; - Аутсорсинг и аутстаффинг; - Более тщательный андеррайдинг, оценка платежеспособности заявителя, выявление действительности наличия стабильного дохода; - Оптимизация закупок за счет более тщательной маркетинговой проработки и финансовой устойчивости при больших оптовых партиях. |
Слабости: - Узкий ассортимент продукции - Слабая мотивация персонала - Малые объемы производства | СТРАТЕГИИ В: - Расширение линейки ассортимента услуг за счет новых продуктов; - Разработка эффективной системы мотивации персонала; - Расширение клиентской сети, т.к. чем больше сеть, тем больше количество информации о заемщиках; - Удовлетворение спроса населения за счет минимальных требований к заявителю; - Активная сбытовая политика; - Активное обучение персонала с упором на новые активные формы работы с клиентом; - Разработка новых форм оплаты труда в зависимости от результата. | СТРАТЕГИИ Г: - Снижение % ставок по кредитам; - Увеличение % ставок по вкладам; - Диверсификация продуктовых направлений; - Мотивация персонала на сокращение налоговых выплат; - Постоянное повышение квалификации персонала; - Усовершенствование базы данных по проблемным заемщикам и мошенникам. - Продажа бизнеса или его части в случае тяжелого развития кризиса; - Сокращение объемов продаж за счет ликвидации непрофильных активов и пр. |
После разработки весь набор возможных вариантов оценивается, выбираются из них самые эффективные и самые амбициозные. Для этого применяется, как правило, метод парных сравнений, результат применения которого в качестве примера приведен в табл.4.2.
Таблица 4.2 – Оценка разработанных вариантов стратегии (пример)
№ | Варианты стратегии | Результаты сравнения | О | М | |||||||||||
1. | Открытие новых филиалов в различных регионах страны | ||||||||||||||
2. | Активное привлечение клиентов консультациями | ||||||||||||||
3. | Значительный рост активов и пассивов банка | 8-9 | |||||||||||||
4. | Разработка инноваций в продуктах и обслуживании | ||||||||||||||
5. | Снижение кредитного риска, соотношение риск/доходы | 4-6 | |||||||||||||
6. | Расширение клиентской сети, информация о заемщиках | ||||||||||||||
7. | Расширение линейки ассортимента услуг банка | 8-9 | |||||||||||||
8. | Разработка эффективной системы мотивации | 4-6 | |||||||||||||
9. | Активная сбытовая политика и рост объемов продаж | 4-6 | |||||||||||||
Снижение % ставок кредитов и рост % ставок по вкладам | |||||||||||||||
Постоянное повышение квалификации персонала | |||||||||||||||
Продажа бизнеса или его части в тяжелом кризисе |
Как видим, все варианты-лидеры ясно обозначают последовательность и приоритетность действий для развития. Анализируя табл.4.2, уверенно можно сказать, что начинать эффективное развитие надо со снижения % ставок кредитов и роста % ставок по вкладам. Заметим, что эти варианты стратегии из области Г стратегий выживания, и применять их надо не раз и навсегда, а в виде временных акций для привлечения вкладчиков и заемщиков. Это автоматически приведет к росту числа заемщиков и вкладчиков, в результате чего резко возрастут обороты банка. В этом корень стратегии, залог развития банка и роста его эффективности. Конечно, снижать % ставки по кредитам и повышать % ставки по вкладам следует «без фанатизма», но ощутимо для клиентов и без особого ущерба для банка, когда рост оборотов даже при малой единичной марже даст рост общей прибыли банка.
Далее по важности следует разработка инноваций в продуктах и обслуживании, т.е. чтобы было чем привлекать клиентов. Нужны новые оригинальные банковские продукты в виде инноваций по вкладам, кредитам, платежам и другим услугам. Затем по логике вещей следуют: расширение клиентской сети, получение более полной информации о заемщиках (для повышения возвратности средств). Затем идут снижение кредитного риска, учет соотношения риск/доходы, разработка эффективной системы мотивации, активная сбытовая политика и активизация роста объемов продаж и т.д. Дополняет список открытие новых филиалов в различных регионах страны, рост активов и пассивов банка и пр.
Замыкает список вариантов стратегий продажа бизнеса или его части в тяжелом периоде кризиса, когда уже ничего другого не остается. Последняя стратегия – это явно стратегия выживания (стратегия последнего средства) в самом крайнем случае. Не дай бог, чтобы это когда-то случилось, но морально нужно быть готовыми ко всему.
Вот готовый «скелет» полномасштабной эффективной стратегии, которая явилась результатом стратегического анализа, в который входили анализ сильных и слабых сторон банка, возможностей и угроз среды, их «взвешивание» и выбор наилучших вариантов стратегии через метод парных сравнений.
Итак, еще раз изложим всю разработанную стратегию развития банка по основным 10-ти позициям, расположенным в порядке приоритетности:
1. Снижение % ставок кредитов и рост % ставок по вкладам.