Картирование мышления использует преимущество изображений

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

РОССИЙСКАЯ ЭКОНОМИЧЕСКАЯ АКАДЕМИЯ ИМ. Г.В. ПЛЕХАНОВА

Доклад

по дисциплине

«Предпринимательские риски»

Тема работы:

«Карта ума»

Выполнила: студентка V курса

Экономико-математического факультета

Группы № 451 в

Терентьева О. И.

Проверил: Спиридонов Ю.Д.

Москва

Предисловие.

Вам, наверное, знакомо чувство растерянности, когда не получается разобраться в собственных записях после конспектирования доклада. Или когда Вам предстоит выступление с докладом, а Вы путаетесь в огромном количестве записочек с тезисами и рисунками. А может, Вам предстоит проработать какую-то тему и для этого потребуется систематизировать большой объем литературы, но Вы не знаете, как это лучше сделать? Записи не всегда помогают при обработке значительного объема информации, поскольку очень скоро их становится слишком много. К тому же они плохо запоминаются, поскольку вовлекают в работу только логическое мышление. Рисунки и символы запечатлеваются гораздо легче, наш мозг имеет отвечающую за воображение область, позволяющую мыслить целостно, - это правое полушарие мозга. О нем часто забывают. Для решения таких проблем наиболее всего подходит метод картирования мышления (Mind Mapping). Интеллект-карты (Mind Maps), или ментальные карты, позволяют графически отображать информацию, например, для того, чтобы готовить доклады, составлять планы.

Картирование мышления - метод, который позволяет человеку справиться с информационным потоком, управлять им и структурировать его. Составление интеллект-карт поможет Вам генерировать новые оригинальные идеи, планировать свою работу и жизнь, решать сложные задачи, эффективно организовывать различные мероприятия. Используя этот метод, человек избавляется от страха забыть или потерять какие-то сведения.

Предпосылки и возникновение.

Многие истории успеха начинаются с внешне безвыходных ситуаций, история создания методики картирования мышления здесь не исключение. Однажды в 1960-х годах один отчаявшийся студент безуспешно пытался справиться с огромным количеством учебного материала, и ему грозил провал на экзаменах. Это был Тони Бьюзен.

Функции мозга

Бьюзен искал в университетской библиотеке литературу об эффективном использовании способностей мозга, хотел узнать, как его функции - восприятие, запоминание, анализ, выражение и управление информацией - могут быть наилучшим образом использованы в учебном процессе. Ему посоветовали обратиться в отдел медицинский литературы. Там он нашел книги по физиологии мозга. «На мое замечание о том, что я не собираюсь делать операций на мозге, но хочу его использовать, библиотекарша ответила, что книг по такой тематике не существует», - рассказывает Бьюзен. Отсутствие литературы по учебной психологии дало толчок исследованиям Бьюзена. Его целью были:

· внесение динамики и разнообразия в записи при помощи цвета и выделения;

· изображение всеобъемлющей сети наших мыслей и содержимого памяти со всеми ее взаимосвязями;

· усиление ассоциативного мышления;

· оптимизация использования способностей мозга:

- быстрое распознавание и обрабатывание рисунков;

- пополнение информации;

- устранение двусмысленности.

Цель Бьюзена: мыслительный инструмент деятельности мозга

Тони Бьюзен исследовал мыслительные системы античности и Ренессанса и выяснил, что они опирались на фантазию и ассоциации. Великие мыслители, такие как Леонардо Да Винчи, делали свои записи совсем иначе, нежели привык делать Бьюзен в университете. Они использовали рисунки, коды и соединительные линии. Их записи были живыми! Решением, к которому стремился Бьюзен, был мыслительный инструмент, основанный на «естественном функционировании человеческого мозга, отражающего развитие природы и естественные процессы труда».

Картирование мышления использует преимущество изображений

Бьюзен осознал силу рисунка. Графические знаки, такие как пиктограммы или логограммы, составляют первооснову нашего современного алфавита. Пиктограммы - упрощенные изображения объектов, вроде указателей туалетных комнат или запасных выходов на вокзалах и в аэропортах. Логограммы - графические символы предметов и свойств, которые трудно изобразить, например «мокро» или «стоп». Операционная система Windows или дорожные знаки - лучшие примеры удобства и эффективности использования изображений и символов. Они понятны во всем мире, независимо от языка и культуры. После интенсивного исследования психологии обучения и памяти Тони Бьюзен разработал интеллект-карты как метод записи информации и наиболее полного ее воспроизведения.

· Интеллект-карты - это карты духа, мысли и памяти. Карта наглядно отражает ассоциативные связи в мозге человека.

· На сегодняшний день во всем мире насчитывается примерно 280 лицензированных тренеров по интеллекткартам. Картирование мышления - метод, используемый на разных языках во всех уголках мира.

Картирование мышления помогает лучше использовать возможности мозга, поскольку оно позволяет:

ü объединить информацию;

ü отобразить взаимосвязи;

ü визуализировать мысли.

Карта ума - это графическое выражение процессов многомерного мышления и поэтому является наиболее естественным способом мышления человеческого мозга. Карта ума реализуется в виде древовидной схемы, на которой изображены слова, идеи, задачи или другие понятия, связанные ветвями, отходящими от центрального понятия или идеи. В основе этой техники лежит принцип, относящийся к ассоциативным мыслительным процессам, отправной точкой или точкой приложения которых является центральный объект.

Наши рекомендации