Основные параметры и размеры
5.1 Береговые навигационные знаки обозначения положения судового хода
5.1.1 Типы, основные параметры и размеры сигнальных щитов береговых навигационных знаков обозначения положения судового хода (далее — береговые знаки) должны соответствовать указанным в таблице 3.
5.1.2 Вид и цвет сигнальных щитов береговых знаков, цвет, характер и взаимное расположение навигационных огней по вариантам, а также условные обозначения огней должны соответствовать указанным в таблицах 4 и 5.
Таблица 3
Тип, обозначение (наименование) типа и силуэт сигнального щита | Параметр и размер | Норма по типоразмерам (габаритным исполнениям) | Предельное отклонение по типоразмерам, см | Преимущественная область применения типоразмеров | ||||||||||||||||
1 — 2 | 3 — 7 | 8 — 14 | ||||||||||||||||||
1 Прямоугольный ![]() | Дальность действия D, км | 1,0 | 2,2 | 2,9 | 3,5 | 3,9 | — | 2,0 | 3,0 | 3,5 | 3,5 | 4,0 | 5,0 | 6,0 | 6,0 | Все типоразмеры (за исключением 6, 7, 10, 14) — для знаков осевых створов; 10 — 14 — для знаков щелевых створов; 7, 10, 14 — для передних знаков кромочных створов; 1 — 5, 8, 9 — для перевальных знаков; 1 — 4 — для ходовых знаков; 7, 10, 14 — для ориентиров; 2, 4 — 6 — для указателей оси судового хода в судоходных пролетах мостов; 1, 2 — для указателей высоты подмостового габарита; 1 — 6 — для информационных знаков | ||||
— | (0,9) | (1,2) | (1,4) | (1,6) | (1,8) | |||||||||||||||
1,5 | 2,9 | 3,8 | 4,6 | 5,2 | — | 2,5 | 4,0 | 4,5 | 4,5 | 5,5 | 7,0 | 8,0 | 8,0 | |||||||
(1,0) | (1,4) | (1,8) | (2,1) | (2,3) | ||||||||||||||||
Высота h, см | ±10 | ±20 | ±30 | |||||||||||||||||
Ширина В, см | ±10 | ±20 | ±30 | |||||||||||||||||
2 Трапецеидальный ![]() | Дальность действия D, км | — | — | — | 2,5 | 3,0 | 4,0 | 5,0 | 6,0 | 2,0 | 3,5 | 6,0 | 4 — 8 — для знаков осевых створов; 9 — 11 — для задних знаков кромочных створов (по рисунку 2.2); 1 — 3 — для весенних знаков на левом берегу; 4, 6, 8 — для ориентиров | |||||||
(0,5) | (1,0) | (1,3) | ||||||||||||||||||
— | — | — | 3,0 | 4,0 | 5,5 | 7,0 | 8,0 | 2,5 | 4,5 | 8,0 | ||||||||||
(0,7) | (1,3) | (1,7) | ||||||||||||||||||
Высота h, см | ±10 | ±20 | ±30 | |||||||||||||||||
Ширина B,см | ±10 | ±20 | ±30 | |||||||||||||||||
Рисунок 2.1 | Рисунок 2.2 | Ширина B1 см | ±10 | ±20 | ±30 | |||||||||||||||
3 Круглый ![]() | Дальность действия D, км | — | — | — | — | — | 1 — 3 — для весенних знаков на правом берегу; 2, 4, 5 — для указателей оси судового хода в судоходных пролетах мостов; 3 — 5 — для информационных знаков | |||||||||||||
(0,6) | (0,8) | (1,0) | (1,3) | (1,7) | ||||||||||||||||
— | — | — | — | — | ||||||||||||||||
(0,8) | (1,0) | (1,3) | (1,7) | (2,2) | ||||||||||||||||
Диаметр d, см | ±10 | ±20 | ||||||||||||||||||
4 Треугольный ![]() | Дальность действия D, км | — | — | — | 1, 2 — для указателей оси судового хода в судоходных пролетах мостов; 1, 3 — для информационных знаков | |||||||||||||||
(0,8) | (1,0) | (1,2) | ||||||||||||||||||
— | — | — | ||||||||||||||||||
(1,0) | (1,3) | (1,6) | ||||||||||||||||||
Высота h, см | ±10 | ±20 | ||||||||||||||||||
Основание В, см | ±10 | ±20 | ||||||||||||||||||
5 Комбинированный ![]() | Дальность действия D, км | 3,0 | 4,0 | 4,0 | 1, 2 — для знаков осевого створа и перевальных знаков; 3 — для ходовых знаков (по рисунку 5.2) | |||||||||||||||
4,0 | 6,0 | 5,0 | ||||||||||||||||||
Сторона квадрата а, см | ±10 | |||||||||||||||||||
Высота h, см | ±20 | ±30 | ||||||||||||||||||
Ширина В, см | ±20 | ±20 | ||||||||||||||||||
Ширина В1, см | ±10 | ±10 | ||||||||||||||||||
Рисунок 5.1 | Рисунок 5.2 | Расстояние между щитами hщ, см | ±10 |
Таблица 4
Индекс, наименование и назначение знака (огня) | Вид знака | Цвет, характер и взаимное расположение огней | ||
для светлого фона | для темного фона | |||
01 Створ осевой Для обозначения оси судового хода | ![]() | ![]() | На левом берегу | На правом берегу |
На задних знаках | ||||
![]() | ![]() | |||
![]() | ![]() | На передних и задних2) знаках | ||
![]() | ![]() | |||
![]() | ![]() | На задних знаках | ||
![]() | ![]() | |||
![]() | ![]() | На передних и задних2) знаках | ||
![]() | ![]() | |||
02 Створ щелевой Для обозначения положения судового хода и его кромок | ![]() | ![]() | На задних знаках | |
![]() | ![]() | |||
На передних и задних2) знаках | ||||
![]() | ![]() | |||
1 — передний щит; 2 — задний щит Щиты знаков с индексами 01 и 02 красные, полосы — белые (или черные при использовании красных эмалей дневного свечения — флуоресцентных)1) | 1 — передний щит; 2 — задний щит Щиты знаков с индексами 01 и 02 белые, полосы — черные (или красные с черной окантовкой при использовании красных эмалей дневного свечения — флуоресцентных) | |||
03 Створ кромочный Для обозначения положения судового хода и его кромок | А — левая кромка; Б — правая кромка; 1 — передние щиты; 2 — задние щиты | А — левая кромка; Б — правая кромка; 1 — передние щиты; 2 — задние щиты | На левой кромке | На правой кромке |
На задних знаках | ||||
Зеленый | Красный | |||
На передних знаках | ||||
Зеленый | Красный | |||
04 Перевальный Для обозначения направления судового хода | На левом берегу Зеленый | На правом берегу Красный | ||
Белый | Белый | |||
Желтый | Желтый | |||
Щиты знаков с индексами 03 и 04 красные1) | Щиты знаков с индексами 03 и 04 белые | |||
05 Указатель оси судового хода в судоходном пролете моста Для судов и составов, идущих снизу | ![]() | ![]() | ![]() | |
Для судов и составов, идущих сверху | ![]() | ![]() | ||
Для плотовых составов | ![]() | ![]() | ![]() | |
Для маломерных судов | ![]() | ![]() | — | |
Щиты красные | Щиты белые | |||
06 Указатель высоты подмостового габарита и кромок судового хода в судоходном пролете моста Для обозначения кромок судового хода и высоты судоходного пролета до 10 м | ![]() | ![]() | На левобережной части пролета ![]() | На правобережной части пролета ![]() |
То же — св. 10 до 13 м | ![]() | ![]() | ![]() | ![]() |
То же — св. 13 до 16 м | ![]() | ![]() | ![]() | ![]() |
Тоже — св. 16 м | ![]() | ![]() | ![]() | ![]() |
Знак используют совместно со знаком по 11.14 и информационным знаком с индексом 2.4 | ||||
Щиты зеленые | Щиты белые | Огни зеленые | Огни зеленые | |
07 Огни — указатели разводного пролета наплавного моста Для обозначения судоходного пролета при разводной части, отведенной в сторону левого берега | — | — | На левобережной части пролета ![]() | На правобережной части пролета ![]() |
То же — в сторону правого берега Огни используют совместно с информационным знаком с индексом 1.6. Расположение огней дано в плане | — | — | ![]() | ![]() |
Огни зеленые | Огни красные | |||
1) Для переменного фона окраска щитов типа 5 приведена в 11.2. 2)Только для осевого створа. |
Таблица 5
Индекс, наименование и назначение знака (огня) | Вид знака | Цвет, характер и взаимное расположение огней | ||
на левом берегу | на правом берегу | на левом берегу | на правом берегу | |
08 Ходовой Для обозначения судового хода, расположенного у берега | ![]() | ![]() | ![]() | ![]() |
Щиты белые | Щиты красные | |||
09 Весенний Для обозначения затопленных берегов | ![]() | ![]() | ![]() | ![]() |
10 Ориентир Для обозначения характерных мест судоходного пути | Зеленый Белый Желтый | Красный Белый Желтый | ||
Щиты с тремя черными и двумя белыми полосами1) | Щиты с тремя красными и двумя белыми полосами1) | |||
11 Путевой огонь Для обозначения берегов (кромок) судоходного канала | — | — | Зеленый Зеленый | Красный Красный |
12 Огонь опознавательного знака Для обозначения входов в канал, на акваторию порта, затона | Вид знака устанавливают органы, регулирующие судоходство | Верхний | ||
Зеленый Зеленый | Красный Красный | |||
Нижний траверзный линейный2) | ||||
Зеленый | Красный | |||
1) Для светлого фона. 2) Допускается использование одного верхнего огня. |
Примечания к таблицам 3 — 5
1 Значения дальности действия навигационных знаков соответствуют значениям дальности видимости сигнальных щитов при коэффициенте прозрачности атмосферы, равном 0,70 на километр — верхние цифры и 0,84 на километр — нижние цифры.
2 Значения дальности видимости сигнальных щитов установлены из условия их обнаружения; значения, указанные в скобках, для весенних, информационных знаков и указателей оси судового хода в судоходных пролетах мостов — из условия различения их силуэта.
3 При расположении знаков на фоне неба указанные в таблице 3 значения дальности действия могут быть увеличены в 1,3 раза.
4 Размеры сигнальных щитов площадью более 25 м2 не установлены.
5 Варианты огней левого и правого берегов на створных и перевальных знаках, а также варианты огней и сигнальных щитов ориентиров не зависят друг от друга, варианты выбирают исходя из условий эксплуатации.
6 Сигнальные щиты ориентиров на темном фоне должны иметь три белые полосы и две черные (на левом берегу) или две красные (на правом берегу) полосы.
7 Кроме огней с индексом 07, на наведенном наплавном мосту по всей его длине устанавливают огни белого цвета на высоте не менее 2 м над верхней гранью моста не более чем через 50 м, но не менее трех огней.
8 Приведенные в таблицах рисунки не предопределяют конструкцию знаков и сигнальных щитов.
5.2 Береговые навигационные информационные знаки
5.2.1 В зависимости от основного назначения береговым навигационным информационным знакам (далее — информационные знаки) каждой группы соответствует определенный силуэт сигнального щита:
— запрещающим — круглый;
— предупреждающим и предписывающим — прямоугольный;
— указательным — прямоугольный и треугольный.
5.2.2 Типы, основные параметры и размеры сигнальных щитов информационных знаков должны соответствовать указанным в таблице 3.
5.2.3 Вид и цвет сигнальных щитов информационных знаков, цвет, характер и взаимное расположение навигационных огней, а также их условные обозначения должны соответствовать указанным в таблицах 1, 2 и 6, приложениях А и Б.
Разметку изображений на информационных знаках рекомендуется принимать в соответствии с приложением В.
5.3 Плавучие навигационные знаки
5.3.1 Типы, основные параметры и размеры надводной части плавучих навигационных знаков (далее — плавучие знаки) должны соответствовать указанным в таблице 7.
5.3.2 Вид и цвет надводной части плавучих знаков и топовых фигур, цвет, характер и взаимное расположение навигационных огней по вариантам, а также условные обозначения огней в зависимости от их назначения должны соответствовать указанным в таблицах 1, 2, 8, 9.
5.4 Условное обозначение навигационных знаков и огней
Условное обозначение навигационных знаков и огней состоит из следующего:
— краткого наименования1);
— двух групп цифр, разделенных знаком тире, первая из которых относится к обозначению знака, а вторая — к обозначению его огня;
— обозначения настоящего стандарта.
В обозначение знака входят:
— индекс знака (две первые цифры);
— тип (третья цифра) и типоразмер сигнального щита или фигуры (две последующие цифры2));
— цвет раскраски сигнального щита или фигуры (две последние цифры3)).
1) Краткие наименования, входящие в условные обозначения, должны соответствовать сокращениям, принятым в 5.1.1, 5.2.1 и 5.3.1 (например информационный знак).
2) Если номер типоразмера состоит из одной цифры, перед ней ставят цифру 0.
3) При окраске сигнального щита (фигуры) в один цвет перед его условным обозначением ставят цифру 0. Для информационных знаков цвет символа в данном элементе обозначения не указывают.
В обозначение огня на данном знаке входят:
— цвет огня (две цифры1));
— характер огня (последняя цифра).
При отсутствии для знака конкретного вида каких-либо элементов (например огня, если знак им не оборудован) соответствующие места в условном обозначении заполняют нулями.
Примеры условного обозначения:
Береговой знак осевого створа с прямоугольным сигнальным щитом 1-го типа 9-го типоразмера, окрашенным в белый цвет с черной полосой. Навигационный огонь — красный проблесковый:
Путевой огонь — зеленый постоянный:
Плавучий разделительный знак с треугольным силуэтом 1-го типа 6-го типоразмера, окрашенным полосами красного и черного цвета. Навигационный огонь — зеленый и красный проблесковые:
Примечание — Условные обозначения, принятые настоящим стандартом, следует использовать в проектно-конструкторской и эксплуатационной документации на знаки всех типов и видов.
Таблица 6
Индекс, наименование и назначение знака (огня). Вид сигнального щита | Цвет, характер и взаимное расположение огней | |
1 Запрещающие знаки | ||
1.1 Якоря не бросать! ![]() | ![]() | |
1.2 Расхождение и обгон составов запрещены! ![]() | ![]() | |
1.3 Расхождение и обгон запрещены! ![]() | ![]() | |
1.4 Не создавать волнения! ![]() | ![]() | |
1.5 Движение мелких плавучих средств запрещено! ![]() | ![]() | |
1.6 Семафор Вид, назначение и оборудование (огни) приведены в приложении А | ||
1.7 Светофор Для регулирования движения судов в районах шлюзов, заградительных ворот, паромных канатных переправ и в подъемных судоходных пролетах мостов | ![]() | Зеленый |
Красный | ||
2 Предупреждающие и предписывающие знаки | ||
2.1 Внимание! ![]() | ![]() | |
2.2 Пересечение судового хода ![]() | ![]() | |
2.3 Скорость ограничена! ![]() | ![]() | |
2.4 Соблюдать надводный габарит! ![]() | ![]() | |
3 Указательные знаки | ||
3.1 Указатель рейда (Рейдовый знак) Вид, назначение и оборудование (огни) приведены в приложении Б | ||
3.2 Место оборота судов ![]() | ![]() | |
3.3 Пост судоходной инспекции ![]() | ![]() | |
3.4 Указатель расстояний ![]() | — | |
3.5 Указатель местности ![]() | — | |
3.6 Стоповый Для обозначения полезной длины камер шлюзов и границы зоны швартовки (остановки) судов в подходных каналах к шлюзам. Стоповый знак следует выполнять в виде вертикальной полосы красного цвета шириной 0,2 — 0,4 м, длиной не менее 1,5 м, наносимой на парапетах и (или) стенах камер и причальных сооружений шлюзов. Примечания 1. Допускается применение сигнальных щитов с надписью «Стоп». 2. Надпись «Стоп» может быть нанесена на стенах рядом с красной полосой. | ![]() |
Таблица 7
Тип, обозначение (наименование) типа и силуэт надводной части знака | Параметр и размер | Номера по типоразмерам (габаритным исполнениям) | Предельные отклонения по типоразмерам, см | Преимущественная область применения типоразмера | |||||||
1,2 | 3,4 | 5,6 | |||||||||
1 Треугольный ![]() | Дневная дальность видимости D, км | 1,0 | 1,5 | 1,8 | 2,0 | 2,5 | 3,0 | На реках и каналах — 1 — 5; на водохранилищах и озерах — 5, 6 | |||
1,5 | 2,0 | 2,5 | 3,0 | 3,5 | 4,0 | ||||||
Высота h, см | ±10 | ±20 | ±25 | ||||||||
Ширина В, см | ±5 | ±10 | ±10 | ||||||||
Ширина B1, см | ±5 | ±5 | ±5 | ||||||||
2 Прямоугольный ![]() | Дневная дальность видимости D, км | 1,0 | 1,5 | 1,8 | 2,0 | 2,5 | 3,0 | ||||
1,5 | 2,0 | 2,5 | 3,0 | 3,5 | 4,0 | ||||||
Высота h, см | ±10 | ±20 | +25 | ||||||||
Ширина В, см | ±5 | ±10 | ±10 | ||||||||
3 Круглый ![]() | Дневная дальность видимости D, км | 1,5 | 1,8 | 2,0 | На реках | ||||||
2,0 | 2,5 | 3,0 | |||||||||
Диаметр d, см | ±5 | ±10 | |||||||||
4 Линейный ![]() | Дневная дальность видимости D, км | 1,5 | 2,0 | 2,5 | На реках — 1 (по рисунку 4.2) и знак по рисунку 4.1; на водохранилищах и озерах — 2, 3 (по рисунку 4.2) | ||||||
2,0 | 3,0 | 3,5 | |||||||||
Высота h, см | +20 | +25 | |||||||||
Ширина В, см | ±5 | ±10 | |||||||||
Ширина B1, см | ±5 | ±5 | |||||||||
Примечания 1 Значения дневной дальности видимости навигационных знаков, соответствующие значениям коэффициента прозрачности атмосферы, равным 0,70 на километр — верхние цифры, 0,84 на километр — нижние цифры, установлены из условия обнаружения навигационных знаков. 2 Основные параметры и размеры навигационного знака по рисунку 4.1 (веха) не установлены. 3 Ширину В1для знаков типа 1 типоразмера 3, изготовляемых из стали или полимерных материалов, допускается увеличивать до 30 см. 4 Высота знаков типов 1, 2 и 4 приведена от поверхности воды. 5 Приведенные силуэты не предопределяют конструкции надводной части знаков. 6 Размеры несущей поплавковой части, ограждения светосигнального прибора или других конструктивных элементов не установлены. |
Таблица 8
Индекс, наименование и назначение знака | Вид знака, цвет и вид раскраски (описание) | Цвет, характер и взаимное расположение огней на знаках | ||
у левого берега | у правого берега | у левого берега | у правого берега | |
01 Кромочный Для обозначения кромок судового хода | ![]() | ![]() | ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() | ![]() ![]() |
![]() | ![]() | |||
![]() | ![]() | |||
![]() | ![]() | — | — | |
02 Поворотный Для обозначения поворотов прямолинейных участков судового хода, имеющих значительную протяженность, а также поворотов судового хода на участках с ограниченным обзором или скальным дном | ![]() | ![]() | ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() | ![]() ![]() |
![]() | ![]() | |||
Белый (или черный); полоса, равная 0,25 — 0,30 высоты фигуры, черная (или белая) | Красный; полоса, равная 0,25 — 0,30 высоты фигуры, черная* (или белая) | |||
03 Знак опасности Для обозначения особо опасных мест у кромок судового хода (затопленные сооружения, оголовки дамб и другие) в качестве дублирующего кромочный знак | ![]() | ![]() | ![]() ![]() | ![]() ![]() |
04 Свальный Для обозначения свального течения, не совпадающего с направлением судового хода | ![]() | ![]() | ![]() ![]() | ![]() ![]() |
Таблица 9