Организационная культура и восходящие коммуникации
Традиционно нисходящие потоки полностью доминируют на i восходящими в иерархической культуре. Основными каналами восходящих коммуникаций в иерархии являются процедуры обжа лования решения руководителя у вышестоящего начальника, об ращение с инициативой или новаторским предложением, написа ние докладных записок с целью доведения до руководства конфи денциальной или служебной информации, использованпг наставника, куратора или иного доверенного лица (психолога, ме неджера по персоналу, специально назначенного представителя ру ководства) для обращения вверх по инстанции. Для многих иерархических культур формально такие каналы провозглашаются зако11 ными, но фактически их использование не приветствуется и всячески ограничивается.
Другой группой восходящих информационных потоков являются результаты опросов, тестирований и интервьюирований, проводящихся в компании с различными целями, в том числе для выяснения мнения работников, определения потребности в обучении, формирования мотивационных схем, изучения важнейших параметров организационной культуры и т.п. С помощью этих резуль татов можно получить неоценимую, а при соответствующей периодичности проведения регулярную информацию о различных аспектах жизни коллектива.
Организуемая таким образом обратная связь достаточно эффективна не только в иерархической, но и в клановой, и рыночной культурах.
Например, в компании А Т& Траздают специальные вопросники, затрагивающие проблемы уважительного отношения к работникам, развития у них стремления оказать активную помощь клиенту, работы в команде. Премирование в компании осуществляется на основе оценки деятельности сотрудников клиентами, что характерно для рыночной культуры. Периодическое анкетирование работников практикуют многие компании с различными типами организационных культур.
В ряде компаний провозглашают политику «открытых дверей», согласно которой подчиненный всегда может обратиться к руководству любого уровня для решения своих проблем. Практика показывает, что такая система коммуникаций бывает эффективной лишь в том случае, когда политика подкреплена регламентом обязательных встреч работника с руководителем своего начальника. При этом инициатива встреч исходит не от работника, что не ставит его в положение «жалобщика».
420
Добиться эффективной обратной связи можно лишь в случае роста доверия и открытости в отношениях между членами орга-кизации и одновременного снижения организационной дистанции (статусных различий).
Несмотря на то что основной обмен информацией осуществляется обычно посредством хорошо организованной системы, должны быть возможности для неформального общения, которое создает открытую и свободную атмосферу, работники могут свободно обсуждать интересующие их проблемы или выдвигать предложения. В ряде российских компаний также намеренно сойдется атмосфера «открытого офиса», которая обеспечивает высокий уровень информированности персонала за счет того, что каждый работник имеет неограниченный доступ к любым ин-к-ресующим его сведениям. Примерами могут служить россий-ский «Атомстройэкспорт», компания ЗЛ/1.
Например, политика ЗМнаправлена на то, чтобы находиться в верхней трети рейтинга зарплат среди компаний нашего направления. Текучесть кадров у нас невысокая (6—7% в год), и сотрудники не уходят и i компании лишь по «денежным» причинам.
Среди важных составляющих корпоративной культуры — уважение к человеку, поощрение инициативы, открытость. В компании принято держать жери в кабинеты открытыми, даже двери кабинета генерального дирек-гора, и любой сотрудник может обратиться к нему за советом и помощью. 11ругая «поддерживающая» модель: если непосредственный начальник решает поп рос вразрез с мнением работника, последний имеет право подключить к решению проблемы руководителя более высокого уровня. Руководство ком-пании старается, чтобы сотрудники чувствовали себя на работе достаточ-i ю комфортно и не боялись выражать свое мнение. Отсюда открытая и дружелюбная атмосфера, которую отмечают все, приходящие к нам.
Система корпоративных праздников и другие мероприятия помогают лучше узнавать друг друга. Даже привычные ежеквартальные собрания иепользуются не только для того, чтобы информировать сотрудников о событиях в компании, а чтобы объединить их, помочь им сблизиться и научить общаться. Поэтому собрания часто заканчиваются вечеринкой, иногда С дискотеками или конкурсами.
Организация восходящих коммуникаций посредством полигики «открытых дверей» наилучшим образом вписывается в клановую организационную культуру. Доступность руководства, по-С i оянный обмен мнениями с членами бригад, расширенные встречи для решения межбригадных проблем, включение в обсуждение всех членов бригад — все эти постулаты клановой культуры де-
1 См.: Фадеева Е. Открытые двери удерживают сотрудников // Карьера-Форум. — 2002. - № 17. - С. 3.
421
лают ее хорошей почвой для развития восходящих коммуникл ций. Одним из эффективных практических выходов такой по литики стали «кружки качества», появившиеся в США, но великолепно прижившиеся в клановой японской культуре и до си \ пор дающие потрясающий эффект.
Для укрепления восходящих коммуникаций следует:
1) встречаться со специалистами на их рабочих местах, чаще их хвалить, выражать свою признательность, проявлять личную искре 11 нюю заботу о них, помнить дни рождения и знаменательные со бытия и отмечать их вместе с бригадой;
2) обогащать и расширять поле производственной деятельное ти, добавляя полномочия и ответственность в тех сферах, которые требуют обретения новых знаний и навыков, способствовать обучению персонала, повышающему его информированность и инициативность, способности комплексно оценить проблему и пред ложить эффективный путь ее решения;
3) формировать новые каналы восходящих коммуникаций и сти мулировать персонал к их использованию. Совещание бригад, «круж ки качества», консультативные советы, дискуссионные группы, советы экспертов, встречи, планы участия, деловые ланчи с брига дой, «корзины ценных предложений» — любые средства хороши для получения обратной связи;
4) провозглашать официальное право работника на ошибку, что должно снять его страх перед использованием своих полномочий, принятием решения, изменить его отношение к риску, придать уверенность в себе и своем положении в компании, облегчить ему своевременное признание просчетов и их устранение, обращение к руководству;
5) разработать и официально закрепить в политике компании регламенты, определяющие ситуации обязательного обращения подчиненного к руководству. Например, это следует делать в случаях, если работник:
• не уверен в том, как должен поступить в той или иной ситуации, касающейся заказчика или поставщика (можно ли при нять подарок от него и вручить подарок ему, можно ли принять от заказчика или поставщика приглашение на спортивное или культурное мероприятие, в чем разница общения с государственным и частным заказчиком, что следует предпринять, если заказчик или поставщик провоцируют скандал);
• обнаружил фактыхищения, мошенничества, сокрытия истинности, недобросовестного отношения к работе, сексуального домогательства со стороны другого служащего компании;
422
• уличил работника компании в сговоре (в любой форме) с конкурентом, другим работником компании или третьим лицом;
• не уверен в том, как себя вести с конкурентом, каким способом собирать информацию о нем, какую информацию о себе можно предоставлять конкуренту;
• не совсем понимает, что делать с информацией, не выделенной компанией как конфиденциальная, но характер и содержание которой имеют важное стратегическое значение, что может быть использовано в ущерб компании;
• хочет сделать благотворительные взносы от лица компании;
• не знает законов, подзаконных актов и правил торговли в той стране, где компания осуществляет свою деятельность.
Хотя по форме такие регламенты больше напоминают нисходящие директивы, однако по направленности информационных по-ижов это суть восходящие коммуникации, призванные играть важную роль в регулировании деловых норм организационной культуры компании и защищать ее безопасность;
6) учитывать, что спецификой восходящих коммуникаций рыночной культуры является их целевая ориентация на достижение прибыльности, конкурентоспособности, преимуществ в рыночных i in шах. Эта информация касается не самочувствия работников в ком-i тнии, а его успешности на внешних позициях. Быстрота — основ-i юи принцип эффективности таких коммуникаций, залог ее результативности. Укрепить восходящую коммуникацию рыночной культуры лучше всего путем материальной заинтересованности, стимулирования быстроты реакции работника на меняющиеся требования рынка;
7) помнить, что для адхократической культуры особый интерес представляют восходящие потоки генерируемых людьми инноваций, творческих предложений, новых мыслей и идей. Следует создавать специальный банк данных, поддерживать по нему отчетность и выстраивать мотивационные схемы, принимающие во внимание участие работников в нем.
Выбор компанией той или иной формы коммуникации, как пра-иило, обусловлен организационной структурой, на которую и накладываются информационные потоки. Классические линейно-функ-i зональные структуры априори подразумевают вертикальные коммуникации. Появившиеся недавно современные принципы сетевого построения организации, пришедшие на смену классическому построению и являющиеся формой приспособления организации к возрастающей конкуренции и нестабильности, рождают иные коммуникационные технологии и горизонтальные коммуникации.
423