Склад в логистической системе
Основные функции и задачи складов в логистической системе
Перемещение материальных потоков в логистической цепи невозможно без концентрации в определенных местах необходимых запасов, для хранения которых предназначены соответствующие склады. Движение через склад связано с затратами живого и овеществленного труда, что увеличивает стоимость товара. В связи с этим проблемы, связанные с функционированием складов, оказывают значительное влияние на рационализацию движения материальных потоков в логистической цепи, использование транспортных средств и издержек обращения.
Современный крупный склад — это сложное техническое сооружение, которое состоит из многочисленных взаимосвязанных элементов, имеет определенную структуру и выполняет ряд функций по преобразованию материальных потоков, а также накоплению, переработке и распределению грузов между потребителями. При этом в силу многообразия параметров, технологических и объемно-планировочных решений, конструкций оборудования и характеристик разнообразной номенклатуры перерабатываемых грузов склады относят к сложным системам. В то же время склад сам является всего лишь элементом системы более высокого уровня — логистической цепи, которая и формирует основные и технические требования к складской системе, устанавливает цели и критерии ее оптимального функционирования, диктует условия переработки груза.
При создании складской системы нужно руководствоваться следующим основным принципом: лишь индивидуальное решение с учетом всех влияющих факторов может сделать ее рентабельной. Предпосылкой этого является четкое определение функциональных задач и основательный анализ переработки груза как внутри, так и вне склада.
Основное назначение склада — концентрация запасов, их хранение и обеспечение бесперебойного и ритмичного выполнения заказов потребителей. К основным функциям склада можно отнести следующие.
1. Преобразование производственного ассортимента в потребительский в соответствии со спросом - создание необходимого ассортимента для выполнения заказов клиентов. Создание нужного ассортимента на складе содействует эффективному выполнению заказов потребителей и осуществлению более частых поставок и в том объеме, который требуется клиенту.
2. Складирование и хранение позволяет выравнивать временную разницу между выпуском продукции и ее потреблением и дает возможность осуществлять непрерывное производство и снабжение на базе создаваемых товарных запасов. Хранение товаров в распределительной системе необходимо также и в связи с сезонным потреблением некоторых товаров.
3. Унитизация и транспортировка грузов. Многие потребители заказывают со складов партии «меньше чем вагон» или «меньше чем трейлер», что значительно увеличивает издержки, связанные с доставкой таких грузов. Для сокращения транспортных расходов склад может осуществлять функцию объединения (унитизацию) небольших партий грузов для нескольких клиентов, до полной загрузки транспортного средства.
4. Предоставление услуг. Очевидным аспектом этой функции является оказание клиентам различных услуг, обеспечивающих фирме высокий уровень обслуживания потребителей. Среди них:
• подготовка товаров для продажи (фасовка продукции, заполнение контейнеров, распаковка и т.д.);
• проверка функционирования приборов и оборудования, монтаж;
• придание продукции товарного вида, предварительная обработка (например, древесины);
• транспортно-экспедиционные услуги и т. д.
3.2 Проблемы эффективного функционирования склада
· Собственный склад фирмы или склад общего пользования?
Собственный склад
Когда:
- стабильно высокий оборот;
- постоянный спрос с насыщенной плотностью рынка сбыта на обслуживаемой территории;
- условия хранения и контроля за продукцией особенно важны.
Руководству фирмы в таких условиях легче корректировать стратегию сбыта и расширять перечень предлагаемых клиенту услуг, что дает ему возможность укреплять свои позиции в конкурентной борьбе.
Склад общего пользования
Когда:
- низкий объем оборота / сезонность хранимого товара;
- фирма внедряется на новый рынок, где уровень стабильности продаж либо неизвестен, либо непостоянен.
СОП не требуют инвестиций фирмы в развитие складского хозяйства. К тому же сокращаются финансовые риски от владения собственными складами, увеличивается гибкость использования складской площади (можно изменять арендованные складские мощности и сроки их арендования).
· Количество складов и размещение складской сети
Малые и средние фирмы, ограничивающие сбыт своей продукции одним или несколькими близлежащими регионами, имеют, как правило, один склад. Для крупных же фирм с большим национальным или межнациональным рынком этот вопрос оказывается очень сложным, в его решении приходится преодолевать значительные трудности. Здесь должен применяться метод поиска компромисса и анализ потребности складской площади в различных регионах сбыта. При этом наиболее распространены два варианта размещения складской сети — централизованное (наличие в основном одного крупного склада) и децентрализованное — рассредоточение ряда складов в различных регионах сбыта. Естественно, вопрос об увеличении числа складов связан с изменением затрат.
Территориальное размещение складов и их количество определяются мощностью материальных потоков и их рациональной организацией, спросом на рынке сбыта, размерами региона сбыта и концентрацией в нем потребителей, относительным расположением поставщиков и покупателей, особенностями коммуникационных связей и т. д. Следует иметь в виду, что задача размещения и формирования складской сети, как и почти любая логистическая задача, — оптимизационная, поскольку, с одной стороны, строительство новых и покупка действующих складов и их эксплуатация связаны со значительными капиталовложениями, а с другой — нужно обеспечить (наряду с повышением уровня обслуживания потребителей) сокращение издержек обращения за счет максимального приближения складов к клиентам.
· Логистический процесс на складе
Логистический процесс на складе весьма сложен, поскольку требует полной согласованности функций снабжения запасами, переработки груза и физического распределения заказов. Практически логистика на складе охватывает все основные функциональные области, рассматриваемые на микроуровне. Поэтому логистический процесс на складе гораздо шире технологического процесса и включает:
• снабжение запасами;
• контроль за поставками;
• разгрузку и приемку грузов;
• внутрискладскую транспортировку и перевалку грузов;
• складирование и хранение грузов;
• комплектацию (комиссионирование) заказов клиентов и отгрузку;
• транспортировку и экспедицию заказов;
• сбор и доставку порожних товароносителей;
• контроль за выполнением заказов;
• информационное обслуживание склада;
• обеспечение обслуживания клиентов (оказание услуг).
Условно весь процесс можно разделить на три части:
1) операции, направленные на координацию службы закупки;
2) операции, непосредственно связанные с переработкой груза и его документацией;
3) операции, направленные на координацию службы продаж.
Снабжение запасами. Координация службы закупки осуществляется в ходе операций по снабжению запасами и посредством контроля за ведением поставок. Основная задача снабжения запасами состоит в обеспечении склада товаром (или материалом) в соответствии с возможностями его переработки на данный период при полном удовлетворении заказов потребителей.
Контроль за поставками. Учет и контроль за поступлением запасов и отправкой заказов позволяет обеспечить ритмичность переработки грузопотоков, максимальное использование имеющегося объема склада и необходимые условия хранения, сократить сроки хранения запасов и тем самым увеличить оборот склада.
Разгрузка и приемка грузов. При осуществлении этих операций необходимо ориентироваться на условия поставки заключенного договора (раздел «Базис поставки»). Соответственно подготавливаются места разгрузки под указанное транспортное средство (трейлер, фура, контейнер) и необходимое погрузочно-разгрузочное оборудование. Разгрузка на современных складах осуществляется на разгрузочных автомобильных или железнодорожных рампах и контейнерных площадках.
Проводимые на данном этапе операции включают:
• разгрузку транспортных средств;
• контроль документального и физического соответствия заказов поставки;
• документальное оформление прибывшего груза через информационную систему;
• формирование складской грузовой единицы.
Внутрискладская транспортировка. Предполагает перемещение груза между различными зонами склада: с разгрузочной рампы в зону приемки, оттуда в зону хранения, комплектации и на погрузочную рампу.
Складирование и хранение. Процесс складирования заключается в размещении и укладке груза на хранение. Основной принцип рационального складирования — эффективное использование объема зоны хранения.
Процесс складирования и хранения включает:
• закладку груза на хранение;
• хранение груза и обеспечение соответствующих для этого условий;
• контроль за наличностью запасов на складе, осуществляемый через информационную систему.
Комплектация (комиссионирование) заказов и отгрузка. Процесс комплектации сводится к подготовке товара в соответствии с заказами потребителей. Комплектация и отгрузка заказов включают:
• получение заказа клиента (отборочный лист);
• отбор товара каждого наименования по заказу клиента;
• комплектацию отобранного товара для конкретного клиента в соответствии с его заказом;
• подготовку товара к отправке (укладывание в тару, на товароноситель);
• документальное оформление подготовленного заказа и контроль за подготовкой заказа;
• объединение заказов клиентов в партию отправки и оформление транспортных накладных;
• отгрузку грузов в транспортное средство.
Транспортировка и экспедиция заказов могут осуществляться как складом, так и самим заказчиком. Последний вариант оправдывает себя лишь в том случае, когда заказ осуществляется партиями, равными вместимости транспортного средства, и при этом запасы потребителя не увеличиваются. Наиболее распространена и экономически оправданна централизованная доставка заказов складом. В этом случае благодаря унитизации грузов и оптимальным маршрутам доставки достигается значительное сокращение транспортных расходов и появляется реальная возможность осуществлять поставки мелкими и более частыми партиями, что приводит к сокращению ненужных страховых запасов у потребителя.
Сбор и доставка порожних товароносителей играют существенную роль в статье расходов. Товароносители (поддоны, контейнеры, тара-оборудование) при внутригородских перевозках чаще всего бывают многооборотные, а потому требуют возврата отправителю.
Информационное обслуживание склада предполагает управление информационными потоками и является связующим стержнем функционирования всех служб склада.
Информационное обслуживание охватывает:
• обработку входящей документации;
• предложения по заказам поставщиков;
• оформление заказов поставщиков;
• управление приемом и отправкой;
• контроль наличия товаров на складе;
• прием заказов потребителей;
• оформление документации отправки;
• диспетчерскую помощь, включая оптимальный выбор партий отгрузки и маршруты доставки;
• обработку счетов клиентов;
• обмен информацией с оперативным персоналом и верхним иерархическим уровнем организации;
• различную статистическую информацию.
Контроль за выполнением заказов и обеспечение обслуживания клиентов. На обеспечение координации деятельности службы продаж в первую очередь направлены операции контроля за выполнением заказов и оказание услуг клиентам, от выполнения которых зависит уровень обслуживания.
Выделяют три основные категории элементов обслуживания: допродажное, во время продажи и послепродажное. Осуществлением допродажных услуг занимается служба продаж (маркетинговая служба). Склад обеспечивает выполнение как продажных, так и послепродажных услуг. К продажным услугам относят:
• сортировку товаров;
• полную проверку качества поставляемых товаров;
• фасовку и упаковку;
• замену заказанного товара (изменение заказа);
• экспедиторские услуги с осуществлением разгрузки;
• информационные услуги;
• заключение договоров с транспортными агентствами.
Послепродажные услуги охватывают спектр услуг, оказываемых потребителям продукции;
• установку изделий;
• гарантийное обслуживание;
• обеспечение запасными частями;
• временную замену товаров;
• прием дефектной продукции и замену ее.
Рациональное осуществление логистического процесса на складе — залог его рентабельности. Поэтому при организации логистического процесса необходимо добиваться:
1) рациональной планировки склада при выделении рабочих зон, способствующей снижению затрат и усовершенствованию процесса переработки груза;
2) эффективного использования пространства при расстановке оборудования, что позволяет увеличить мощность склада;
3) использования универсального оборудования, выполняющего различные складские операции, что дает существенное сокращение парка подъемно-транспортных машин;
4) минимизации маршрутов внутрискладской перевозки с целью сокращения эксплуатационных затрат и увеличения пропускной способности склада;
5) осуществления унитизации партий отгрузок и применения централизованной доставки, что позволяет существенно сократить транспортные издержки;
6) максимального использования возможностей информационной системы, что значительно сокращает время и затраты, связанные с документооборотом и обменом информацией, и т. д.
3.3 Определение места склада в логистической системе и общая направленность его технической оснащенности
Место склада в логистической системе и его функции напрямую влияют на техническую оснащенность склада. Склады встречаются в различных функциональных областях логистики (снабженческой, производственной и распределительной).
Склады в области снабжения с учетом их хозяйственной принадлежности (поставщика, посредника, производителя) условно можно разделить на две группы:
1) склады сырья и материалов (груз, как правило, в жидком или сыпучем состоянии) работают с однородным грузом, с большими партиями поставки, относительно постоянной оборачиваемостью, что дает возможность ставить вопрос об автоматизированной складской переработке груза;
2) склады продукции производственного назначения (тарных и штучных грузов). Как правило, это грузы с высокой массой, относительно однородной номенклатуры, требующие в основном высокого уровня механизации и автоматизации складских работ.
Склады производственной логистики связаны с обработкой груза относительно постоянной номенклатуры, поступающего и уходящего со склада с определенной периодичностью и малым сроком хранения, что позволяет добиться автоматизированной обработки груза или высокого уровня механизации проводимых работ.
Склады распределительной логистики, основное назначение которых — преобразование производственного ассортимента в торговый и бесперебойное обеспечение различных потребителей, включая розничную сеть, составляют наиболее многочисленную и разнообразную группу. Они могут принадлежать как производителям, так и оптовой торговле.
Склады готовой продукции и распределительные склады производителей в различных регионах сбыта (филиальные склады) занимаются обработкой тарных и штучных грузов однородной номенклатуры с быстрой оборачиваемостью, реализуемых крупными партиями. Это дает возможность осуществлять автоматизированную и высокомеханизированную обработку груза. Практически это единственная категория складов распределительной логистики, где можно ставить вопрос о целесообразности автоматизированной обработки груза.
Склады оптовой торговли товарами народного потребления в основном обеспечивают снабжение розничной сети и мелких потребителей. Такие склады в силу своего назначения концентрируют товары очень широкой номенклатуры и неравномерной оборачиваемости (иногда сезонные), реализуемые различными партиями поставки (от объема менее одного поддона до нескольких единиц поддонов одной группы товаров). Все это делает нецелесообразным внедрение автоматизированной обработки грузов на таких складах, здесь необходимо осуществлять механизированную обработку грузов, возможно, даже с ручной комплектацией.
Необходимо помнить, что независимо от направленности технической оснащенности переработки груза обработка информационных потоков должна быть автоматизирована. Тем более, что современные логистические системы должны иметь единую информационную систему для всех ее участников.
ТРАНСПОРТ В ЛОГИСТИКЕ
4.1 Сущность и задачи транспортной логистики
Транспорт — это отрасль материального производства, осуществляющая перевозки людей и грузов. В структуре общественного производства транспорт относится к сфере производства материальных услуг.
Значительная часть логистических операций на пути движения материального потока от первичного источника сырья до конечного потребления осуществляется с применением различных транспортных средств. Затраты на выполнение этих операций составляют до 50% от суммы общих затрат на логистику.
Транспорт представляют как систему, состоящую из двух подсистем: транспорт общего пользования и транспорт не общего пользования.
Транспорт общего пользования — отрасль народного хозяйства, которая удовлетворяет потребности всех отраслей народного хозяйства и населения в перевозках грузов и пассажиров, Транспорт общего пользования обслуживает сферу обращения и население. Его часто называют магистральным (магистраль — основная, главная линия в какой-нибудь системе, в данном случае — в системе путей сообщения). Понятие транспорта общего пользования охватывает железнодорожный транспорт, водный транспорт (морской и речной), автомобильный, воздушный транспорт и транспорт трубопроводный.
Транспорт не общего пользования — внутрипроизводственный, транспорт, а также транспортные средства всех видов, принадлежащие нетранспортным предприятиям, является, как правило, составной частью каких-либо производственных систем.
Транспорт органично вписывается в производственные и торговые процессы. Поэтому транспортная составляющая участвует во множестве задач логистики. Вместе с тем существует достаточно самостоятельная транспортная область логистики, в которой многоаспектная согласованность между участниками транспортного процесса может рассматриваться вне прямой связи с сопряженными производственно-складскими участками движения материального потока.
К задачам транспортной логистики в первую очередь относят задачи, решение которых усиливает согласованность действий непосредственных участников транспортного процесса. Актуальность в решении таких задач возникает в случае, когда объемы транспортной работы выделяются в большой самостоятельный массив (например, при функционировании транспорта общего пользования, а также в ряде случаев транспорта не общего пользования).
Применение логистики в транспорте, так же, как и в производстве или торговле, превращает контрагентов из конкурирующих сторон в партнеров, взаимодополняющих друг друга в транспортном процессе.
К задачам транспортной логистики следует отнести обеспечение технической и технологической сопряженности участников транспортного процесса, согласование их экономических интересов, а также использование единых систем планирования. Кратко охарактеризуем каждую из этих задач.
Техническая сопряженность в транспортном комплексе означает согласованность параметров транспортных средств как внутри отдельных видов, так и в межвидовом разрезе. Эта согласованность позволяет применять модальные перевозки, работать с контейнерами и грузовыми пакетами.
Технологическая сопряженность подразумевает применение единой технологии транспортировки, прямые перегрузки, бесперегрузочное сообщение.
Экономическая сопряженность — это общая методология исследования конъюнктуры рынка и построения тарифной системы.
Совместное планирование означает разработку и применение единых планов графиков.
К задачам транспортной логистики относят также:
· создание транспортных систем, в том числе создание транспортных коридоров' и транспортных цепей,
· обеспечение технологического единства транспортно-складского процесса;
· совместное планирование транспортного процесса со складским и производственным;
· выбор вида транспортного средства;
· выбор типа транспортного средства;
· определение рациональных маршрутов доставки и др.
4.2 Выбор вида транспортного средства
Задача выбора вида транспорта решается во взаимной связи с другими задачами логистики, такими, как создание и поддержание оптимального уровня запасов, выбор вида упаковки и др.
Основой выбора вида транспорта, оптимального для конкретной перевозки, служит информация о характерных особенностях различных видов транспорта.
Рассмотрим основные преимущества и недостатки автомобильного, железнодорожного, водного и воздушного транспорта, существенные с точки зрения логистики.
Автомобильный транспорт
Традиционно используется для перевозок на короткие расстояния.
Достоинства:
- высокая маневренность;
- возможность доставки груза «от дверей до дверей» с необходимой степенью срочности;
- обеспечивает регулярность поставки;
- возможность поставки малыми партиями;
- менее жесткие требования к упаковке.
Недостатки:
- сравнительно высокая себестоимость перевозок, плата за которые обычно взимается по максимальной грузоподъемности автомобиля;
- срочность разгрузки:
- возможность хищения груза и угона автомобиля;
- сравнительно алая грузоподъемность;
- экологически неблагоприятен.
Железнодорожный транспорт.
Достоинства:
- хорошо приспособлен для перевозки различных партий грузов при любых погодных условиях;
- возможность сравнительно быстрой доставки груза на большие расстояния;
- регулярность перевозок;
- возможность эффективной организации погрузочно-разгрузочных работ;
- невысокая себестоимость перевозки грузов, а также наличие скидок.
Недостатки:
- ограниченное количество перевозчиков;
- низкая возможность доставки к пунктам потребления, т. е. при отсутствии подъездных путей железнодорожный транспорт должен дополняться автомобильным.
Морской транспорт
Является самым крупным перевозчиком в международных перевозках.
Достоинства:
- низкие грузовые тарифы;
- высокая провозная способность.
Недостатки:
- низкая скорость;
- жесткие требования к упаковке и креплению грузов;
- малая частота отправок;
- зависимость от погодных и навигационных условий;
- требует создания сложной портовой инфраструктуры.
Внутренний водный транспорт
Достоинства:
- низкие грузовые тарифы (при перевозках грузов весом более 100 т на расстояние более 250 км этот вид транспорта — самый дешевый).
Недостатки:
- малая скорость доставки;
- низкая доступность в географическом плане (это обусловлено ограничениями, которые накладывает конфигурация водных путей, неравномерность глубин и меняющиеся навигационные условия).
Выделяют шесть основных факторов, влияющих на выбор вида транспорта:
- время доставки;
- частота отправлений;
- надежность соблюдения графика доставки груза;
- способность перевозить разные грузы;
- способность доставить груз в любую точку территории;
- стоимость перевозки.
Экспертная оценка значимости различных факторов показывает, что при выборе транспорта, в первую очередь, принимают во внимание следующие:
· надежность соблюдения графика доставки;
· время доставки:
· стоимость перевозки.
4.3 Транспортные тарифы и правила их применения
Расчеты за услуги, оказываемые транспортными организациями, осуществляются с помощью транспортных тарифов. Тарифы включают в себя:
· плату, взыскиваемую за перевозку грузов;
· сборы за дополнительные операции, связанные с перевозкой грузов;
· правила исчисления плат и сборов.
Как экономическая категория транспортные тарифы являются формой цены на продукцию транспорта. Их построение должно обеспечивать:
· транспортному предприятию — возмещение эксплуатационных расходов и возможность получения прибыли;
· покупателю транспортных услуг — возможность покрытия транспортных расходов.
Системы тарифов на различных видах транспорта имеют свои особенности. Остановимся на их краткой характеристике.
Факторы, от которых зависит размер платы при перевозке грузов железнодорожным и автомобильным транспортом
Ж/д | А/т |
- вид отправки (вагоная, контейнерная, малотоннажная); скорость перевозки (грузовая, большая, пассажирская); - расстояние перевозки; - тип вагона (универсальный, специализированный или изотермический, цистерна или на платформе); - принадлежность вагона или контейнера (могут быть собственностью железной дороги, грузополучателя или грузоотправителя); - количество перевозимого груза | - расстояние перевозки; - масса груза; - объемный вес груза, характеризующий возможность использования грузоподъемности автомобиля. |
Виды тарифов
Ж/д | А/т |
- общие (основной вид тарифов); - исключительные (устанавливаются с отклонением от общих тарифов в виде специальных надбавок или скидок); - льготные (применяются при перевозке грузов для определенных целей, а также грузов для самих железных дорог); - местные (устанавливают начальники отдельных железных дорог); - дополнительные сборы (за хранение, взвешивание или проверку веса груза, за экспедирование грузов, погрузочно-разгрузочные работы и т.д.) | - сдельные тарифы на перевозку грузов; - на перевозку грузов на условиях платных автотонно-часов; - за повременное пользование грузовыми автомобилями; - из покилометрового расчета; - за перегон подвижного состава; - договорные тарифы. |
На речном транспорте тарифы на перевозки грузов, сборы за перегрузочные работы и другие связанные с перевозками услуги определяются пароходствами самостоятельно с учетом конъюнктуры рынка. В основу расчета размера тарифа закладывается себестоимость услуг, прогнозируемая на период введения тарифов и сборов в действие, а также предельный уровень рентабельности, установленный действующим законодательством. Потребители транспортных услуг вправе запросить от пароходств и портов экономическое обоснование предлагаемых ими тарифов.
На морском транспорте оплата за перевозку грузов осуществляется либо по тарифу, либо по фрахтовой ставке. Если груз следует по направлению устойчивого грузового потока, то перевозка осуществляется системой линейного судоходства. При этом груз движется по расписанию и оплачивается по объявленному тарифу.
В том случае, когда при выполнении перевозки работа грузовых судов не связана с постоянными районами плавания, с постоянными портами погрузки и выгрузки, не ограничена определенным видом груза, то перевозка оплачивается по фрахтовой ставке. Фрахтовая ставка устанавливается в зависимости от конъюнктуры фрахтового рынка' и обычно зависит от вида и транспортных характеристик груза, условий рейса и связанных с ним расходов.