Системный анализ проблемосодержащей области с применением когнитивных моделей

Когнитивная модель принятия решения В.М. Сергеева и В.Л.Цимбурского

Когнитивные модели – специфические модели, использующиеся в процессе формирования образа объекта проектирования (в процессе проектирования).

Когнитивные модели являются действенным инструментом исследования одного из сравнительно новых направлений психологии, а именно когнитивной психологии. В исследованиях технической направленности эти модели находят применение в качестве имитационных, которые ориентированы на прогнозирование поведения оператора при взаимодействии его со сложными техническими системами .

Любая деятельность целенаправленна, требует ресурсов, упорядоченности их применения. Сложная техническая система создаётся для достижения некоторой цели, а также система есть средство для достижения цели.

Для того чтобы выйти на целенаправленность и целеполагание системы нужно применительно разрабатываемой нами системы расписать когнитивную модель принятия решений В.М. Сергеева и В.Л. Цимбурского.

Модель имеет три фундаментальных блока "модель мира", "ценности" и "средства". Иногда в их составе рассматривается блок "поведенческие гештальты" (стереотипы поведения). Эти блоки последовательно порождают блоки "возможности", "интересы", "цели", "сценарии". Завершающим является блок "задача", в котором заложен смысл цели со сценарием ее достижения. Решить задачу - значит изменить "мир" в свою пользу.[1][5]

Модель мира в нашем случае – бизнес-процессы компании ООО НПП «Смарт».

Средства для некоторого улучшения работы:

1) СУБД MySQL 5.5.29;

2) Paint.Net 3.5.5;

3) OpenOffice 3.4;

4) 1С:Предприятие 8.2.

Ценности:

1) Удобный Web - интерфейс для получения информации о предоставляемых услугах и товаре.

Системный анализ проблемосодержащей области с применением когнитивных моделей - student2.ru

       
  Системный анализ проблемосодержащей области с применением когнитивных моделей - student2.ru
 
    Системный анализ проблемосодержащей области с применением когнитивных моделей - student2.ru

Рисунок 1 –Модель В.М. Сергеева и В.Л. Цимбурского

Описание надсистемы

Работа ООО НПП «Смарт» направлена на решение следующих вопросов:

- поставками копировальной и компьютерной техники;

- поставками расходных материалов к копировальной технике, принтерам;

- ремонтом копировальной и компьютерной техники;

- техническое обслуживание копировальной техники;

- обслуживание копировальной техники с выездом к клиентам.

Исходными данными для проектирования выступают:

- Прайс-лист услуг и товаров компании;

- Удаленная работа с клиентами;

- Принцип и особенности работы сотрудников;

Проанализировав приведенную выше информацию можно сделать вывод , что в настоящее время практически любому предприятию, осуществляемому деятельность по реализации и ремонту оргтехники необходима автоматизация предоставляемых услуг. В данный момент проблема автоматизации в ООО НПП «Смарт» имеет место быть.

В компании «Смарт» существуют несколько отделов, однако, нас интересуют два: технический и приемная сервисного центра. Названия их во многом условны. Технический отдел занимается ремонтом, обслуживанием и настройкой техники. Приемная СЦ занимается продажами и приемом заявок и техники на ремонт.

Рассмотрим подробнее систему «отдел по работе с клиентами ООО НПП «Смарт»» С помощью схемы на рисунке 2 определим входы и выходы системы (модель «Чёрный ящик»).

Бизнес-процессы ООО НПП «Смарт»
Системный анализ проблемосодержащей области с применением когнитивных моделей - student2.ru Прием заявок

Системный анализ проблемосодержащей области с применением когнитивных моделей - student2.ru Системный анализ проблемосодержащей области с применением когнитивных моделей - student2.ru Удаленная работа с Решение поставленной

клиентами задачи

Системный анализ проблемосодержащей области с применением когнитивных моделей - student2.ru Принцип и особенности

работы сотрудников

Рисунок 2 – Входы и выходы системы «Приемная СЦ»

На основании полученных данных разрабатывается идея проекта, затем согласовывается с руководством. На выходе системы – решение поставленной задачи, т.е создание проектных решений по поставленной задачи.

Состав надсистемы:

- Веб-сервис;

- 1С:Предприятие 8.2;

- Приемная СЦ;

- Клиенты.

На рисунках 3 и 4 представлена структурная схема надсистемы с различной возможной схемой взаимодействия элементов. В первом случае клиент обращается в приемную СЦ (в офис, либо по телефону). А во втором он пользуется услугами веб-сервиса, то есть передает свой запрос удаленно.

Системный анализ проблемосодержащей области с применением когнитивных моделей - student2.ru

Рисунок 3 – Структурная схема надсистемы

Системный анализ проблемосодержащей области с применением когнитивных моделей - student2.ru

Рисунок 4 – Структурная схема надсистемы

Наши рекомендации