Раздел II. Теоретические основы экспертизы
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
ПО ДИСЦИПЛИНЕ «ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ТОВАРОВЕДЕНИЯ И ЭКСПЕРТИЗЫ»
Для специальности 080401.65 (351100) «Товароведение и экспертиза товаров»
Срок обучения – 5 лет
Обучение Очное
Кафедра Товароведения, математических дисциплин и
экономики
Курс 1
Семестр 2 семестр
Лекции 32 часа
Лабораторные работы 16 часов
Практические занятия 16 часов
Самостоятельная работа 86 часов
В том числе:
Всего часов 150 часов
Экзамен 2 семестр
Г. Набережные Челны
2006 год
Рабочая программа составлена на основании типовой Примерной программы дисциплины «Теоретические основы товароведения и экспертизы» (Министерство образования РФ, Москва, 2001 г.) и Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования для специальности 351100 «Товароведение и экспертиза товаров» (МО РФ, 2000 г.)
Рабочая программа обсуждена на заседании кафедры товароведения, математических дисциплин и экономики «_____»____________200__ г.
Заведующий кафедрой ____________________ Г.К. Карнач
Рабочая программа согласована:
Заведующий выпускающей кафедрой_____________ _______________
Декан факультета технологического менеджмента__________О.Б. Компаниец
«_____»____________200__ г.
Начальник УМО ___________________С.К. Арсланова
«_____»____________200__ г.
I. ОРГАНИЗАЦИОННО-МЕТОДИЧЕСКИЙ РАЗДЕЛ
Цель курса
Целью курса является усвоение теоретических знаний о товаре как объекте коммерческой деятельности, приобретение навыков оценки и сохранения его качества этапах производства, товародвижения и использования.
Задачи курса
Настоящая дисциплина посвящена изучению теоретических основ товароведения и экспертизы. В ней рассматриваются основополагающие вопросы товароведения и экспертизы: характеристики товара как объекта коммерческой деятельности; обеспечение его количества и качества в сфере обращения; идентификация товаров и их информационное обеспечение; порядок проведения и особенности экспертизы товаров.
Задачи курса «Теоретические основы товароведения и экспертизы» состоят в следующем:
– изучение основных категорий товароведения;
– овладение научными знаниями и практическими навыками в области систематизации и кодирования товаров;
– изучение номенклатуры потребительских свойств товаров и приобретение навыков ее построения и анализа;
– анализ факторов, влияющих на формирование потребительских свойств и качества товаров;
– приобретение знаний в области сохранения потребительских свойств товаров в процессе транспортирования, хранения, подготовки к реализации и использования;
– освоение методов оценки уровня качества и конкурентоспособности товаров;
– овладение методами исследования и контроля качества товаров;
– изучение теоретических основ экспертизы товаров, ее видов, особенностей;
– овладение навыками по порядку проведения и оформления результатов экспертизы товаров.
Место курса в профессиональной подготовке выпускника
Дисциплина «Теоретические основы товароведения и экспертизы» является базовой дисциплиной специальности «Товароведение и экспертиза товаров» (по областям применения), обязательной для подготовки товароведа.
Успешное освоение дисциплины предполагает глубокие знания в области общих гуманитарных и социально-экономических, математических и естественнонаучных дисциплин.
Эти знания позволяют специалистам рационально осуществлять свою профессиональную деятельность с учетом ассортиментных, количественных и качественных характеристик товаров. Товароведные знания необходимы не только товароведам и коммерсантам, но и экономистам, менеджерам.
Требования к уровню освоения курса
Курс «Теоретические основы товароведения и экспертизы товаров» должен быть освоен полностью. Разделы и темы, рассматриваемые на лекциях, закрепляются на лабораторно-практических занятиях, а также изучаются самостоятельно.
Результатом обучения является приобретение профессиональных навыков в области товароведения и экспертизы товаров.
II. СОДЕРЖАНИЕ КУРСА
РАЗДЕЛ 1. Теоретические основы товароведения
Тема 1. Введение в товароведение
Ключевые понятия: продукция, товар, товароведение. Товар как объект коммерческой деятельности.
Предмет, цели и задачи товароведения. Взаимосвязь товароведения с другими науками. Основные разделы товароведения, их назначение. Основные этапы развития товароведения. Актуальные вопросы развития товароведения на современном этапе.
Состояние и перспективы развития потребительского рынка России. Источники насыщения рынка, их состояние. Законодательная и нормативная база товарного обеспечения рынка. Перспективы развития: меры по государственному регулированию производства и реализации товаров, прогнозы развития.
Участники товароведной деятельности, их краткая характеристика. Участники, обеспечивающие товародвижение, их функции. Должностные обязанности и квалификационная характеристика товароведов, менеджеров розничной и оптовой торговли, руководителей торговых предприятий.
Потребители: понятия, принятые в международной и отечественной практике, их права и обязанности. Взаимодействие участников товароведной деятельности.
Тема 2. Товароведение как наука о товаре.
Содержание товароведения как науки о товаре. Две стороны товара – стоимость и потребительная стоимость. Потребности, их виды и роль в формировании потребительских требований и потребительной стоимости. Основные характеристики потребительной стоимости – индивидуальная и общественная, единичная и совокупная, потенциальная и реальная. Качественная и количественная определенность потребительной стоимости.
Основные категории товароведения: качество; потребительские свойства; показатели качества; требования, предъявляемые к товару; уровень качества; оценка и контроль качества; ассортимент; конкурентоспособность и проч. Взаимосвязь основных категорий товароведения.
Тема 3. Систематизация и кодирование товаров
Задачи и цели систематизации товаров. Классификация товаров, общие принципы и правила классификации, классификационные признаки. Принципы построения иерархического и фасетного методов классификации. Достоинства и недостатки каждого метода.
Виды классификации: торговая, промышленная, стандартная, внешнеэкономическая, учетно-статистическая и проч. Принципы построения и основные классификационные группировки общероссийской классификации продукции (ОКП), внешнеэкономической классификации (ТН ВЭД). Групповая классификация непродовольственных и продовольственных товаров.
Классификаторы: понятие, назначение, структура. Виды классификаторов.
Кодирование товаров. Регистрационный и классификационный методы кодирования. Штриховое кодирование.
Тема 4. Ассортимент товаров
Основные понятия: ассортимент, структура ассортимента. Отличительные признаки.
Классификация ассортимента: промышленный и торговый; развернутый и укрупненный; сложный и простой и т.п. Показатели ассортимента: определение, назначение, расчет. Влияние отдельных показателей на результаты коммерческой деятельности. Особенности товароведной характеристики ассортимента отдельных групп товаров.
Управление ассортиментом. Формирование ассортимента. Факторы, влияющие на формирование ассортимента. Регулирование этих факторов. Особенности формирования ассортимента различных групп товаров.
Ассортиментная политика: понятие, цели и задачи. Направления развития и совершенствование ассортимента. Виды нормативных и технических документов, регламентирующих ассортимент товаров.
Тема 5. Потребительские свойства и качество товаров
Классификация требований, предъявляемых к товарам.
Свойства товаров. Показатели качества, их классификация по количеству характеризуемых свойств, по свойствам, по способу выражения, по методу определения, по стадии определения, по применению для оценки уровня качества. Показатели, специфичные для отдельных групп продовольственных и непродовольственных товаров.
Номенклатура потребительских свойств товаров. Функциональные свойства: совершенство выполнения основных и вспомогательных функций, универсальность применения. Свойства надежности: долговечность, безотказность, ремонтопригодность, сохраняемость. Эргономические свойства: антропометрические, физиологические, психофизические, гигиенические. Эстетические свойства товаров: информационная выразительность товара и упаковки, рациональность формы, целостность композиции, совершенство производственного исполнения и стабильность товарного вида. Свойства безопасности: механическая, электрическая, пожарная, физиологическая, химическая и биологическая безопасность, безопасность транспортных средств. Экологические свойства, основные показатели.
Виды нормативных документов, устанавливающих требования к качеству товаров.
Роль и значение качества в условиях рыночной экономики.
Тема 6. Формирование качества товаров
Обеспечение качества и количества: понятия. Факторы, влияющие на качество и количество товаров.
Количественная характеристика товаров. Основные понятия: единичный экземпляр товаров, комплексная упаковочная единица, товарная партия.
Общие и специфические количественные характеристики единичных экземпляров товара и товарных партий. Физические свойства единичных экземпляров: группы, виды. Назначение, краткая характеристика.
Формирование качества. Факторы, влияющие на формирование качества. Влияние сырьевых и производственных факторов на качество товаров.
Качество товара – объект управления. Корректирующие мероприятия. Взаимодействие торговых и промышленных организаций по обеспечению качества. Роль товароведных служб этих организаций.
Тема 7. Сохранение качества и количества товаров
Факторы, вызывающие изменение потребительских свойств товаров. Классификация сохраняющих факторов.
Упаковка. Классификация и виды упаковки. Требования к упаковке. Эффективность разных видов упаковки. Экологические свойства упаковочных материалов.
Хранение. Классификация товаров по срокам хранения. Срок службы, срок годности и срок реализации. Режимы хранения. Классификация потребительских товаров по условиям хранения. Регулирование показателей режима хранения. Уход за товарами при хранении.
Размещение товаров. Принципы и правила размещения товаров, их взаимосвязь.
Основополагающие принципы хранения. Методы хранения: классификация, достоинства и недостатки разных методов хранения. Экономическая и социальная эффективность хранения, категории эффективности.
Транспортирование товаров. Условия и виды. Влияние способов транспортирования на сохранение качества товаров.
Подготовка товаров к продаже. Особенности подготовительных операций разных товарных групп. Обработка продовольственных товаров: назначение и виды. Основные операции товарной обработки перед подготовкой товаров к продаже, степень их значимости для обеспечения качества товаров.
Реализация товаров. Назначение. Основные операции при реализации. Количественные и качественные изменения товаров на этих этапах.
Послепродажное обслуживание. Основные операции, их значимость для обеспечения качества.
Использование товаров. Способы повышения эффективности потребления или эксплуатации потребительских товаров. Общие принципы ухода за непродовольственными товарами.
Тема 8. Товарные потери
Основные понятия. Группы, подгруппы и виды потерь. Причины возникновения разных видов потерь, процессы, их вызывающие. Порядок списания. Нормативные документы, регламентирующие порядок списания потерь. Меры по предупреждению и снижению потерь. Факторы, влияющие на потери. Народнохозяйственное значение проблемы предупреждения и снижения потерь.
Тема 9. Методы исследования в товароведении
Методы товароведения как часть методов научного познания. Классификация методов товароведения по группам, назначение основных групп.
Органолептический, инструментальный, регистрационный, расчетный, экспертный, социологический метод и метод опытной эксплуатации. Достоинства и недостатки каждого метода, области их применения при исследовании продовольственных и непродовольственных товаров.
Тема 10. Оценка качества товаров
Понятие. Операции и результаты оценочной деятельности.
Градации товаров по соответствию и несоответствию, установленным требованиям: стандартная, нестандартная, брак и отход. Градация качества стандартной продукции: сорта, классы и группы сложности, марки, номера, размерные категории, артикулы.
Сортамент. Принципы деления товаров на сорта.
Дефекты товаров: понятие, классификация. Допустимые, недопустимые дефекты. Взаимосвязь дефектов различной значимости с градациями качества. Диагностика дефектов: причины возникновения, методы обнаружения, способы предупреждения и устранения. Права потребителей и ответственность продавца при реализации дефектной продукции.
Оценка уровня качества. Научные и практические задачи, решаемые с помощью оценки уровня качества. Методы оценки уровня качества: дифференциальный, комплексный и смешанный. Алгоритм оценки уровня качества.
Тема 11. Контроль качества товаров
Контроль качества товаров и сырья, виды и методы контроля, его цели и задачи.
Сплошной и выборочный контроль, сущность и область применения. Проба и выборка: определение, требования. Отбор проб и выборок. Требования к отбору проб. Виды проб.
Статистический контроль по альтернативному признаку. Приемочное и браковочное числа, приемочный уровень дефектности.
Идентификация и прослеживаемость: понятие, цели, сферы применения, виды, показатели, методы. Направления обеспечения идентификации и прослеживаемости
.
Тема 12. Виды и средства информации о товаре
Основные понятия. Виды и средства товарной информации, их назначение, отличительные особенности. Требования к товарной информации. Правовая база.
Маркировка: понятие, назначение, виды, носители, структура, краткая характеристика. Информационные знаки: понятие, классификация. Назначение, символика и краткая характеристика информационных знаков разных групп.
Тема 13. Конкурентоспособность товаров
Понятие о конкурентоспособности товаров. Факторы и условия, способствующие повышению конкурентоспособности товаров. Использование методов системного анализа для решения практических задач повышения конкурентоспособности товаров.
Тема 14. Законодательство РФ о защите прав потребителей.
Законодательство России о защите прав потребителей. Права потребителей – неотъемлемая часть прав человека. Движение потребителей и организаций потребителей в России и за рубежом.
Раздел II. Теоретические основы экспертизы
Тема 15. Экспертиза товаров: понятие, методы, порядок проведения
Цели и задачи экспертизы. Основные понятия. Классификация экспертизы товаров по видам деятельности, по условиям применения и стадиям определения. Виды товароведных экспертиз: классификационная, качественная, количественная, гигиеническая, экологическая, документальная, стоимостная и т.п. Особенности каждого вида.
Эксперты и экспертные комиссии. Требования, предъявляемые к экспертам. Способы получения суждений экспертов.
Нормативно-правовая база экспертизы.
Организация и порядок проведения экспертизы. Оформление результатов экспертизы.
Экспертиза товаров по количеству и качеству. Гигиеническая экспертиза. Документальная экспертиза. Экологическая экспертиза.
Экономика и аудит экспертизы.
III. РАСПРЕДЕЛЕНИЕ ЧАСОВ КУРСА ПО ТЕМАМ И ВИДАМ РАБОТ
№ п/п | Наименование тем и разделов | ВСЕГО (часов) | Аудиторные занятия (час) | Самостоятельная работа | |||
в том числе | |||||||
Лекции | Практич. занятия | Лабораторные | |||||
Раздел 1. Теоретические основы товароведения | |||||||
Тема 1. Введение в товароведение | - | - | |||||
Тема 2. Товароведение как наука о товаре | - | - | |||||
Тема 3. Систематизация и кодирование товаров | |||||||
Тема 4. Ассортимент товаров | - | ||||||
Тема 5. Потребительские свойства и качество товаров | |||||||
Тема 6. Формирование качества товаров | - | ||||||
Тема 7. Сохранение качества и количества товаров | - | ||||||
Тема 8. Товарные потери | - | - | |||||
Тема 9. Методы исследования в товароведении | |||||||
Тема 10. Оценка качества товаров | |||||||
Тема 11. Контроль качества товаров | - | ||||||
Тема 12. Виды и средства информации | - | ||||||
Тема 13. Конкурентоспособность товаров | - | - | |||||
Тема 14. Законодательство РФ о защите прав потребителей | - | - | |||||
Раздел 2. Теоретические основы экспертизы | |||||||
Тема 15. Экспертиза товаров: понятие, методы, порядок проведения | - | ||||||
ИТОГО | |||||||
IV. ФОРМА ИТОГОВОГО КОНТРОЛЯ
Формой итогового контроля является экзамен.
Перечень вопросов к экзамену по всему курсу
1. Предмет, цели и задачи товароведения.
2. Состояние и перспективы развития потребительского рынка России.
3. Методы исследования в товароведении, достоинства и недостатки каждого метода.
4. Классификация товаров. Принципы построения систем классификации и их виды.
5. Кодирование товаров. Виды и методы кодирования. Преимущества и недостатки методов кодирования.
6. Ассортимент товаров. Показатели ассортимента, особенности его формирования и оценки.
7. Количественные характеристики товаров. Общие и специфичные характеристики единичных экземпляров товаров и товарных партий.
8. Физические свойства товаров: группы. Физико-механические и термические свойства, их характеристика.
9. Термические, электрические и оптические свойства: определение, показатели, характеристика.
10. Качество товаров. Основные понятия.
11. Классификация требований, предъявляемых к товарам.
12. Показатели качества, их классификация по различным признакам.
13. Номенклатура потребительских свойств товаров.
14. Функциональные свойства и показатели качества, их определяющие.
15. Свойства надежности и показатели качества, их определяющие.
16. Эргономические свойства и показатели, их определяющие.
17. Экологические свойства и свойства безопасности. Виды безопасности.
18. Градации качества товаров: стандартная, нестандартная, отход, брак.
19. Сортамент. Группы сортов. Принципы деления на товарные сорта.
20. Дефекты товаров. Классификация. Диагностика.
21. Контроль качества товаров. Виды и методы контроля.
22. Выборочный контроль качества товарных партий. Правила отбора проб.
23. Факторы, влияющие на формирование качества и количества товаров.
24. Сохранение качества и количества товаров. Классификация факторов, влияющих на сохраняемость.
25. Упаковка, назначение, виды: требования к упаковке, эффективность разных видов.
26. Хранение. Методы хранения. Классификация. Эффективность разных методов.
27. Размещение товаров. Принципы и правила размещения, их взаимосвязь.
28. Подготовка товаров к продаже. Особенности операций подготовки разных товарных групп.
29. Реализация товаров. Основные операции, их влияние на количество и качество.
30. Послепродажное обслуживание. Объекты. Назначение. Основные операции, их влияние на количество и качество.
31. Использование товаров. Способы повышения эффективности потребления или эксплуатации товаров.
32. Товарные потери. Группы, виды и разновидности. Меры по предупреждению и снижению потерь, их значение.
33. Информация о товарах. Требования к информации о товарах. Виды информации о товарах, их назначение, характеристики.
34. Маркировка товаров: назначение, виды, носители.
35. Информационные знаки: понятие группы, назначение и характеристика отдельных групп.
36. Экспертиза товаров. Цели и задачи экспертизы. Отличительные особенности товароведной экспертизы.
37. Порядок назначения и проведения товароведной экспертизы.
38. Эксперты и экспертные комиссии. Требования, предъявляемые к экспертам. Методы получения суждений экспертов.
39. Экспертиза товаров по количеству и качеству: порядок проведения и оформления.
40. Гигиеническая экспертиза товаров: порядок проведения и оформление результатов.
41. Экологическая экспертиза: порядок проведения и оформления.
42. Законодательство Российской Федерации о защите прав потребителей.
V. УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ КУРСА
Основная литература
1. Федеральный закон «О защите прав потребителей»
2. Николаева М.А. Товароведение потребительских товаров. Теоретические основы. М.: Норма, 1997. 283 с.
3. Николаева М.А. Товарная экспертиза. М.: Деловая литература, 1998. 281 с.
4. Алексеев Н.С., Ганцов Ш.К., Кутянин Г.И. Теоретические основы товароведения. М.: Экономика, 1988. 295 с.
5. Колесник А.А., Елизарова Л.Г. Теоретические основы товароведения продовольственных товаров. М.: Экономика, 1990.
6. Николаева М А. Теоретические основы товароведения. М. Норма, 2006.
Дополнительная литература
1. Николаева М.А., Карташова Л.В., Положишникова М.А. Средства информации о товарах. М.: Экономика, 1997.
2. Сероштан М.В. и др. Качество непродовольственных товаров. – М.: Маркетинг, 2000.
3. Справочник товароведа непродовольственных товаров. В 3-х т. М.: Экономика, 1989 – 1991.
4. Справочник товароведа продовольственных товаров. В 2-х т. М.: Экономика, 1986 – 1987.
5. Красовский П.А., Ковалев А.И., Стрижов С.Г. Товар и его экспертиза. М.: Центр экономики и маркетинга, 1999. 234 с.
6. Соложенцев В.А., Нестеров А.В. Экспертиза в таможенном деле. Новосибирск.: Наука. Сиб. предприятие РАН, 1998.
Карта обеспеченности студентов учебной литературой
№ п/п | Номер учебника по списку | Число студентов | Количество экземпляров в библиотеке | Обеспеченность литературой, % |
13,8 | ||||
Зав. библиотекой О.А. Клевцова
VI. КАЛЕНДАРНЫЙ ПЛАН ИЗУЧЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ
№ недели | Наименование тем и разделов | Аудиторные занятия (час) | ||
в том числе | ||||
Лекции | Семинары | Лабораторные | ||
Тема 1. Введение в товароведение | - | - | ||
Тема 2. Товароведение как наука о товаре | - | - | ||
1,2 | Тема 3. Систематизация и кодирование товаров | |||
3,4 | Тема 4. Ассортимент товаров | - | ||
5,6 | Тема 5. Потребительские свойства и качество товаров | |||
7,8 | Тема 6. Формирование качества товаров | - | ||
Тема 7. Сохранение качества и количества товаров | - | |||
Тема 8. Товарные потери | - | - | ||
Тема 9. Методы исследования в товароведении | ||||
10,11 | Тема 10. Оценка качества товаров | |||
Тема 11. Контроль качества товаров | - | |||
Тема 12. Виды и средства информации | - | |||
Тема 13. Конкурентоспособность товаров | - | - | ||
Тема 14. Законодательство РФ о защите прав потребителей | - | - | ||
15,16 | Тема 15. Экспертиза товаров: понятие, методы, порядок проведения | - | ||
ИТОГО |
Зав. кафедрой Г.К. Карнач
Программу составила: старший преподаватель Постникова Н.В.
Последняя цифра шифра студентов | Темы контрольных работ для студентов полной формы обучения |
1. Принципы товароведения 2. Влияние условий транспортирования и хранения на качество товаров. 3. Маркировка продукции и ее основные функции. | |
1. Объекты и субъекты товароведной деятельности. 2. Номенклатура потребительских свойств и показателей качеств товаров. 3. Штриховое кодирование товаров. | |
1. Ассортимент товаров. Основные понятия. 2. Классификация товарных знаков потребительских товаров. 3. Оценка качества товаров. Градации качества. | |
1. Управление ассортиментом товаров. 2. Методы оценки качества товаров. 3. Классификация товарных знаков потребительских товаров. | |
1. Качество товаров. Свойства и показатели качества. 2. Производственная маркировка, носители производственной маркировки потребительских товаров. 3. Дефекты товаров. | |
1. Физические свойства товаров. 2. Органолептический метод оценки качества товаров. 3. Контроль качества и количества товарных партий. | |
1. Кодирование товаров. 2. Методы хранения потребительских товаров. 3. Дефекты товаров. Классификация дефектов. | |
1. Методы товароведения. 2. Количественные и качественные товарные потери. 3. Методы ухода за товарами. | |
1. Товароведная классификация товаров. 2. Упаковка товаров. Классификация. Требования к упаковке. 3. Подготовка товаров к реализации. | |
1. Контроль качества и количества товарных партий. 2. Виды и формы товарной информации. 3. Свойства и показатели качества товаров. |