Сравните формулировки позиции автора по разным проблемам одного текста
Информационная переработка текста.
Определение проблематики исходного
Текста
Содержательно-языковой анализ исходного текста и его информационная переработка, направленная на выявление и интерпретацию содержащейся в исходном тексте информации логического, оценочного и собственно-языкового характера, являются необходимыми этапами работы по подготовке сочинения-рассуждения.
Главными задачами многоаспектного анализа исходного текста являются определение, осмысление и формулирование его основных содержательных категорий:
— темы текста (о чем говорится в тексте? Что является предметом изображения, описания или рассуждения в тексте?);
— идейного содержания(какую цель ставил перед собой автор? Для чего автор написал этот текст? Что он хотел сказать?);
— проблематики(какие проблемы поднимаются в тексте?);
— позиции авторапо затрагиваемым в тексте проблемам (какова точка зрения автора по данным проблемам?).
Внимание!Чтобы успешно справиться с содержательно-языковым анализом исходного текста, важно четко представлять содержание понятий «тема», «идея», «проблема», «позиция автора», а также знать особенности выражения соответствующих содержательных категорий в текстах разных типов.
Запомните!
Тема текста — это не просто предмет изображения (то, о чем пишет автор в тексте), а определенные стороны того или иного понятия, явления жизни, которые выделяет, по-своему передает, а нередко и оценивает автор.
Идея текста (идейный смысл текста) — это главная мысль текста, его главный вывод. Идейный смысл текста всегда четко соотносится с его основной проблематикой (основной проблемой). Поэтому правильное определение основной идеи текста (основной мысли автора) является главным условием для верного определения основной проблемы (основной проблематики) текста.
Проблема текста — это какой-либо сложный вопрос, задача, требующие решения, серьезного размышления, исследования. Проблема обычно предполагает наличие какого-либо противоречия, противостояния, конфликта между теми или иными явлениями, понятиями, точками зрения и т. п. Проблема текста может быть сформулирована как в виде повествовательного предложения, так и в виде вопроса.
Например:
· Проблема истинного патриотизма (Что такое истинный патриотизм?)
· Проблема взаимоотношения человека и природы (Какими должны быть взаимоотношения человека и природы?)
· Проблема интеллигентности (Кого можно считать истинным интеллигентом?)
В тексте может быть не одна, а несколько проблем — в таких случаях говорят о проблематикетекста. Несколько проблем, затронутых в тексте, обычно могут быть объединены в одну общую (более значимую) проблему.
Тема текста и его основная проблема иногда очень тесно взаимосвязаны, и их разграничение может вызывать значительные трудности. Это наблюдается, например, в тех случаях, когда текст посвящен какому-либо сложному явлению или понятию, сама сущность которых может рассматриваться как определенная проблема (ср., например, такие понятия, как добро, счастье, красота и т. п.). В таких случаях принято говорить о проблемной теме текста (например, тема исторической памяти народа и проблема исторической памяти).
Позиция автора — это авторское отношение к той или иной теме или той или иной проблеме текста, предлагаемое автором решение той или иной проблемы. Позиция автора по основной теме и основной проблеме текста обычно представляет собой основную мысль текста, его основной вывод и совпадает с идеей текста.
Информация, содержащаяся в тексте, неодинакова по значимости и способу выражения. По значимости разграничивается основная и дополнительная информация. По способу выражения информация может быть явной (прямой, текстовой) и скрытой (подтекстовой, или подтекстной).
Прямая информацияпредставляет собой сведения, мысли, суждения и оценки, которые прямо и явно выражаются автором текста.
Скрытая (подтекстовая) информациясодержится в подтексте и должна быть выведена читателем самостоятельно на основе содержащихся в тексте утверждений автора и его оценок изображаемого.
Характер информации и соответственно способ выражения идейного смысла текста и авторской позиции во многом зависят от избранных автором стиля и типа речи.
Внимание!В текстах официально-делового, научного и публицистического стилей идея текста и позиция автора, как правило, выражаются прямо. В текстах художественного и художественно-публицистического стилей соответствующие содержательные категории, как правило, выражаются косвенно, т. е. в подтексте.
Если исходный текст представляет собой текст-рассуждение, то для определения его идеи и авторской позиции важно проанализировать все композиционные части:
· исходный тезис;
· аргументы, включая примеры и доказательства;
· вывод — и на этой основе определить или сформулировать основополагающие мысли автора (они могут содержаться во всех абзацах текста) и его основную идею.
Для выяснения идейного смысла и позиции автора в тексте-повествованиитакже необходим анализ композиционных частей текста: экспозиции, завязки, кульминации, развязки. Особое внимание следует уделить кульминации и развязке, а также тому, от какого лица ведется повествование. Анализ этих аспектов и поможет ответить на вопросы: что хотел сказать автор? Каково его отношение к тому, о чем повествуется в тексте?
При определении идейного смысла текста и позиции автора в тексте-описании следует прежде всего обратить внимание на то, какие детали общей картины являются наиболее значимыми для автора и почему, как сам автор оценивает описываемый предмет или явление.
Учитывая отмеченные обстоятельства, содержательный анализ исходного текста уже на первых этапах работы необходимо сочетать с языковым анализом, который должен быть направлен:
1) на определение типа и стиля речиисходного текста;
2) на выяснение того, как, каким образом(прямо или косвенно, в словах самого автора или как-нибудь иначе), с помощью каких содержательно-композиционных и собственно языковых средств автор выражает свою позицию, определяет свое отношение к теме и основным проблемам текста. Поэтому важно не только точно определить те фрагменты текста (абзацы, предложения, слова), в которых наиболее полно выражаются идейный смысл и позиция автора, но и учесть способы и приемы, которые помогают автору наиболее ярко выразить свои мысли, в том числе средства языковой выразительности, отобранные автором из множества возможных (например, вопросо-ответная форма изложения, использование тропов и фигур, слов с суффиксами субъективной оценки, разговорных синтаксических конструкций и т. д.).
Содержательно-языковой анализ текста требует соблюдения определенной последовательности.
1. Следует еще раз перечитать исходный текст и вдуматься в него. О чем идет речь? Что об этом думает автор? Что хотел сказать автор?
Запомните! От качества чтения исходного текста будет зависеть глубина и точность его восприятия, правильность понимания и интерпретации смыслового содержания текста.
2. После предварительного прочтения текста необходимо последовательно проанализировать каждый из абзацев, обращая внимание на ключевые слова, выражающие наиболее значимые понятия, а также выделитьи записать наиболее важные положения (мысли автора), которые могут быть выражены автором текста прямо или содержаться в подтексте и следовать из всей логики повествования, описания или рассуждения.
3. На основе анализа и обобщения основных мыслей и положений, выделенных в результате поабзацного изучения исходного текста, следует сформулировать его идейный смысл и основные выводы автора (авторскую позицию) по вопросам, которые рассматриваются в тексте. Соответствующие положения нужно записать в черновик.
4. После того как выяснены основные мысли автора (определено идейное содержание текста), целесообразно переходить к определению общих и частных проблем (проблематики текста) и их формулированию.
Внимание! Формулировка проблемы может даваться как в виде повествовательного, так и в виде вопросительного предложения. В большинстве случаев проблематика текста может быть определена с помощью вопросов, которые ставятся к основным положениям и выводам автора (его позиции по тем или иным проблемам).
Например:
Основные мысли автора | Вопрос для определения проблемы | Основная проблема (возможны варианты формулировок) |
Природа — источник духовных сил человека | Чем является природа для человека? | Проблема значения природы для человека. Проблема взаимоотношения природы и человека. Чем является природа для человека? |
Истинная интеллигентность не тождественна внешней образованности и эрудиции, она является внутренним качеством человека, которое проявляется прежде всего в отношении к окружающим | Что такое истинная интеллигентность? В чем заключается истинная интеллигентность? | Проблема истинной интеллигентности. В чем заключается истинная интеллигентность? Кого можно назвать истинным интеллигентом? Каким должен быть истинно интеллигентный человек? |
Внимание!На этапе содержательного анализа текста художественного и художественно-публицистического стилей очень важно не ограничиваться восприятием и интерпретацией прямой информации исходного текста и определением только каких-либо конкретных проблем, связанных непосредственно с предметом изображения. Необходимо стремиться к более глубокому постижению содержания и восприятию его затекстовой информации, которая может быть связана с решением более общих проблем социального или морально-нравственного характера.
Сравните соотношение частных и общих проблем, которые могут быть выделены применительно к одному тексту.
Проблемы частного характера | Общие проблемы |
Проблема милосердия и сострадания к людям. Проблема уважения старших | Проблема взаимоотношений людей |
Проблема сохранения природных богатств. Проблема защиты природы | Человек и природа (проблема значимости природы для человека) |
5. Завершающим этапом содержательного и языкового анализа текста и его информационной переработки является уточнение и формулирование позиции автора по каждой из выделенных проблем. Позиция автора, как правило, предполагает эмоциональную и морально-нравственную оценку того или иного явления. При этом позиция должна четко соотноситься с формулировкой данной проблемы.
Сравните формулировки позиции автора по разным проблемам одного текста.
Проблема уважения старших (частная проблема) | Автор считает, что уважение старших — обязательное качество воспитанного и культурного человека |
Проблема взаимоотношения людей (общая проблема) | Автор убежден, что характер взаимоотношений между людьми определяется прежде всего их морально-нравственными качествами. Грубость в общении, по мнению автора, свидетельствует о «черствости и черноте души» человека |
Результаты содержательно-языкового анализа текста следует зафиксировать в черновике и использовать в качестве рабочих материалов для написания сочинения-рассуждения.
Упражнение 77. Внимательно прочитайте текст, по которому необходимо написать сочинение-рассуждение.
Святые места
I. Из чего же вырастает огромная человеческая любовь ко всему, что умещается в одном слове — родина?
II. Мне было двадцать лет, когда на первую получку я приехал из Воронежа поглядеть на Москву. Рано утром с поезда я пошел на Красную площадь. Слушал, как бьют часы. Хотелось рукой потрогать кирпич в стене, потрогать камни, выстилавшие площадь. Мимо торопливо шли люди. Было удивительно: как можно по этой площади идти торопливо, говорить о погоде, о каких-то мелких делах? В те времена в Кремль не пускали. Я дождался, пока открылась дверь у решетки Василия Блаженного. Запомнились камни на узкой лестнице — сколько людей прошло!
III. Потом я много раз бывал у Кремля. Уже поездив по миру, сравнивал и всегда с гордостью думал: ни в одном городе я не видел площади такой красоты, строгости, своеобразия.
IV. Можно ли представить эту площадь без храма Василия Блаженного? Скажу сейчас об удивительном факте. Я бы сам не поверил, если бы не услышал от человека, всеми глубоко уважаемого. Вот что рассказал Петр Дмитриевич Барановский, лучший реставратор памятников нашей старины: «Перед войной вызывают меня в одну высокую инстанцию: „Будем сносить собор, просторнее надо сделать Красную площадь. Вам поручаем сделать обмеры..." У меня тогда комок в горле застрял. Не мог говорить, не мог сразу поверить... В конце концов чья-то неизвестная мудрость остановила непоправимое действие. Не сломали...»
V. Но ведь могли и сломать, чтобы свободнее было на площади автомобилям. А что показало время? По Красной площади сейчас тем же автомобилям вовсе запрещено ездить по причине святости этого места и ввиду большого числа желающих просто пройти эту площадь. Сегодня, снимая шапку перед храмом Василия Блаженного на Красной площади, мы вспоминаем мастера, сотворившего чудо. Древние зодчие, живописцы и плотники свое умение и талант смогли выразить в постройке монастырей, церквей и соборов. Сохраняя древнюю церковь, мы сохраняем памятник мастерству.
VI. И нельзя медлить. Бережного отношения требует все: старинные постройки, народные ремесла, древняя утварь, живопись в храмах, книги и документы, имена и могилы героев. При всех наших заботах о текущих делах, о хлебе насущном и о разведке внеземных далей. Совершая дела великие, мы должны знать, откуда пошли и как начинали. Дела наши в совокупности с прошлым, в совокупности с окружающим миром природы и огнем домашнего очага выражаются дорогим словом отечество. Любить отечество невозможно заставить декретом. Любовь надо воспитать.
(По В. М. Пескову)
Задания
1. Проанализируйте содержание каждого абзаца данного текста, подчеркивая ключевые слова и наиболее важные мысли автора.
2. Письменно ответьте на вопросы, пользуясь справочным материалом (см. таблицу), выбирая из него подходящие, по вашему мнению, ответы, продолжая предлагаемые фразы или делая в них необходимые вставки.
№ | Вопросы | Справочный материал |
О чем этот текст? Какой вопрос ставит автор в начале текста? Помогает ли этот вопрос понять тему текста? | а) О любви к родине; б) о любви к родине и о том, из чего она складывается | |
Какой тип (типы) речи использует автор? Присутствует ли в тексте повествование? рассуждение? описание? | а) Повествование и рассуждение; б) повествование и описание; в) рассуждение с элементами повествования и описания | |
Какие мысли выражаются во втором и третьем абзацах? | а) О необыкновенной красоте Красной площади, о том, что это величественный памятник русской культуры, который вызывает чувство особой гордости; б) о значимости Красной площади и храма Василия Блаженного как символов России | |
Почему описание Красной площади и храма Василия Блаженного предваряет рассуждения автора? С помощью каких языковых средств автор подчеркивает важность и значимость этого места? | а) Чтобы задуматься о том, что есть Родина для каждого человека; б) чтобы усилить выразительность текста и создать наглядные образы, показать эмоциональное отношение автора к теме текста. Риторические вопросы ... (назвать). Риторические восклицания ... (назвать). | |
Какая мысль утверждается и доказывается в 4-м абзаце? Какие доказательства и средства языковой выразительности используются автором? Почему автор включил в свой текст рассказ реставратора? Какие особенности речи рассказчика передают его чувства? | Храм Василия Блаженного не должен быть разрушен (уничтожен), так как великие памятники культуры — это святыни для человека, любящего свою Родину. Для доказательства приводится реальный исторический факт: ... (назвать). Перед этим автор использует риторический вопрос ... (назвать), определяя свою позицию ... (назвать). Слова очевидца передают его недоумение и ужас от идеи сноса храма. В речи рассказчика очень емкий фразеологизм ... (назвать). Используются неполные предложения ... (назвать) как отражение волнения | |
Какие мысли утверждаются в 5-м и 6-м абзацах? Какие средства выразительности использует автор для передачи своих мыслей? | Сохранение исторических памятников — это сохранение культуры... В заботах «о текущих делах» нельзя забывать об этом. И нельзя медлить. Для подчеркивания особой значимости своих мыслей автор использует высокую лексику и фразеологию: сотворивший, ..., хлеб насущный ... . Для усиления экспрессивности — парцелляцию... | |
Какие выводы делает автор в последнем абзаце? Как он формулирует эти выводы? Являются ли данные выводы выражением авторской позиции по основным вопросам, рассматриваемым в тексте? Можно ли сказать о том, что позиция автора выражена прямо? Какие языковые средства использует автор для выражения своей позиции? Почему заменяет местоимение «я» на «мы» по ходу текста? Какие синонимы используются в начале и в конце текста? Какой смысл вкладывает автор в слово «отечество»? Помогает ли выражению позиции автора выбранный им стиль речи? | Человек должен знать свое прошлое, должен беречь все, что связано с его отечеством. Любовь к отечеству — это не только память, но и дела, показывающие связь между прошлым и настоящим. Это любовь не одного человека, который сталкивается с отдельными фрагментами, деталями истории в своей жизни (поэтому местоимение «я»), это любовь всего народа к своей Родине, к своей стране (поэтому местоимение «мы»). Любовь к отечеству надо воспитывать. Позиция автора выражается прямо, в предложениях ... (назвать). Для передачи своей позиции, подчеркивания важности высказываемых мыслей, придания им большей убедительности автор использует высокий синоним слова «родина» — ... (назвать); инверсию ... (назвать); предложения со значением долженствования ... (назвать). Выражению позиции автора текста способствует выбранный им стиль ... (назвать). Этот стиль прямо ориентирован на открытое выражение авторской позиции, повышенную экспрессивность речи, основанную на сочетании разговорных и книжных элементов языка (например, разговорные:получка, ...; книжные, высокие: отечество, ...), широком использовании изобразительно-выразительных средств (риторические восклицания...) | |
Какие проблемы поднимаются в данном тексте? Какова основная проблема текста? Как относится автор к основной проблеме? | а) Проблема сохранения памятников истории и культуры; б) проблема воспитания любви к Родине; в) проблема сущности понятия «любовь к Родине» (в чем состоит любовь к Родине? Из чего она складывается?); г) проблема ...; д) проблема ... . Назвать одну из перечисленных проблем. Любовь к Родине — понятие емкое. Оно включает в себя несколько компонентов: а) бережное отношение к памятникам истории и культуры; б) уважение к прошлому своей страны; в) ...; г) ... |
3. Предлагаемые вопросы и подготовленные вами ответы на них используйте для написания сочинения-рассуждения.
Напишите, о чем этот текст, какова его основная проблема, в чем заключается позиция автора.
Отметьте характерные для этого текста средства выразительности. Объясните их роль в тексте, приведите примеры.
Упражнение 81. Внимательно прочитайте текст, по которому необходимо написать сочинение-рассуждение.
(1) Тогда, когда началась большая перемена, когда всех нас по случаю холодной, но сухой и солнечной погоды выпускали во двор и на нижней площадке лестницы я увидел мать, то тогда только вспомнил про конверт и про то, что она, видно, не стерпела и принесла его с собой.
(2) Мать, однако, стояла в сторонке в своей облысевшей шубенке, в смешном капоре, под которым висели седые волосики (ей было тогда уже пятьдесят семь лет), и с заметным волнением, как-то еще более усиливавшим ее жалкую внешность, беспомощно вглядывалась в бегущую мимо ораву гимназистов, из которых некоторые, смеясь, на нее оглядывались и что-то друг другу говорили.
(3) Приблизившись, я хотел было незаметно проскочить, но мать, завидев меня и сразу засветясь ласковой, но невеселой улыбкой, позвала меня — и я, хоть мне и было ужас как стыдно перед товарищами, подошел к ней.
(4) — Вадичка, мальчик, — старчески глухо заговорила она, протягивая мне конверт и желтенькой ручкой боязливо, словно она жглась, касаясь пуговицы моей шинели, — ты забыл деньги, мальчик, а я думаю — испугается, так вот — принесла.
(5) Сказав это, она посмотрела на меня, будто просила милостыни, но, в ярости за причиненный мне позор, я ненавидящим шепотом возразил, что нежности телячьи эти нам не ко двору, что уж коли деньги принесла, так пусть сама и платит.
(6) Мать стояла тихо, слушала молча, виновато и горестно опустив старые свои ласковые глаза, — я же, сбежав по уже опустевшей лестнице и открывая тугую, шумно сосущую воздух дверь, хоть и оглянулся и посмотрел на мать, однако сделал это не потому вовсе, что мне стало ее сколько-нибудь жаль, а всего лишь из боязни, что она в столь неподходящем месте расплачется. (7) Мать все так же стояла на площадке и, печально склонив свою голову, смотрела мне вслед. (8) Заметив, что я смотрю на нее, она помахала мне рукой и конвертом так, как это делают на вокзале, и это движение, такое молодое и бодрое, только еще больше показало, какая она старая, оборванная и жалкая.
(9) На дворе, где ко мне подошли несколько товарищей и один спросил, — что это за шут гороховый в юбке, с которым я только что беседовал, — я, весело смеясь, ответил, что это обнищавшая гувернантка и что пришла она ко мне с письменными рекомендациями.
(10) Когда же, уплатив деньги, мать вышла и, ни на кого не глядя, сгорбившись, словно стараясь стать еще меньше, быстро, как только могла, стукая стоптанными, совсем кривыми каблучками, прошла по асфальтовой дорожке к воротам, — я почувствовал, что у меня болит за нее сердце.
(11) Боль эта, которая столь горячо ожгла меня в первое мгновение, длилась, однако, весьма недолго. (По М. Агееву)
Задания
1. Проведите поабзацный содержательно-языковой анализ текста. Выпишите из каждого абзаца ключевые слова и наиболее важные мысли. Какие суждения представляются вам особенно значимыми, выражающими основной идейный смысл текста и позицию автора? (Зачем написан этот текст? Что хотел сказать автор?)
2. Выполните задания, которые помогут вам оценить глубину и точность восприятия исходного текста и скорректировать ваши выводы о его содержании.
1. О чем говорится в этом тексте?
А) о ссоре между матерью и сыном
Б) об отношении сына к своей пожилой матери
В) о взаимоотношениях гимназистов
Г) о высокой плате за обучение в дореволюционной России
2. Какое высказывание не соответствует содержанию текста?
А) Мать Вадички была бедной женщиной, которой уже пятьдесят семь лет.
Б) Вадичка учится в гимназии бесплатно, так как он из бедной семьи.
В) Сын хотел не заметить пришедшую мать, но все-таки подошел к ней.
Г) При виде матери Вадичка все-таки почувствовал, что у него болит за нее сердце.
3. Какое высказывание искажает смысл текста?
A) Вадичке стыдно перед товарищами за свою старую бедную мать.
Б) Мать любит своего сына, несмотря на его отношение к ней.
В) Мнение друзей заставляет мальчика относиться к матери более жестко и даже жестоко.
Г) Мать никогда не простит сына за то, как он обошелся с ней во дворе гимназии.
4. Определите стиль и тип речи этого текста.
A) публицистический, рассуждение
Б) художественный, повествование с элементами описания
В) художественный, описание с элементами рассуждения
Г) разговорный, рассуждение
5. В каком предложении текста прямо говорится об отношении сына к своей матери?
А) 1 Б) 2 В) 3 Г) 4
6. В каком предложении текста содержится скрытая информация об отношении сына к матери?
А) 1 Б) 2 В) 3 Г) 4
7. В каком предложении отсутствует как прямая, так и скрытая информация об отношении мальчика к своей матери?
А) 5 Б) 7 В) 10 Г) 11
8. В предложениях 3—6 отметьте все средства языковой выразительности, которые используются в данном фрагменте текста и повышают эмоциональную силу мысли автора, его воздействие на читателей.
A) метафора
Б) разговорные синтаксические конструкции
В) разговорные слова
Г) диалектные слова
Д) фразеологизмы
Е) антитеза
Ж) эпитет
З) оксюморон
И) сравнение
К) инверсия
9. Какая из проблем не рассматривается в тексте?
A) Проблема отношения сына-подростка к пожилой матери. (Как относится сын к матери?
Понимает ли он свою мать? Чувствует ли ее любовь к нему?)
Б) Проблема материнской любви. (В чем смысл материнской любви? Чувствует ли мать
отношение сына? Почему она прощает его?)
В) Проблема «пропасти» между богатыми и бедными. (Почему бедные и богатые никогда не
поймут друг друга? Как относятся богатые к бедным? Почему?)
Г) Проблема истинных жизненных ценностей. (Что является мнимыми и истинными
ценностями? Что дороже: любовь близких или внешнее благополучие и авторитет среди
друзей?)
10. Какое слово наиболее точно определяет позицию автора, касающуюся проблемы отношения сына к матери?
А) сочувствует
Б) предупреждает
В) одобряет
Г) осуждает
11. Какая из формулировок не соответствует основным мыслям автора?
A) Автор осуждает своего героя, так как по отношению к матери он проявляет настоящую
жестокость.
Б) Автор понимает, что в подростковом возрасте мнение друзей значит для человека очень
много.
В) Автор преклоняется перед силой материнской любви, которой свойственны
беззаветность, всепрощение, преданность.
Г) Автор считает, что родители должны сделать все, чтобы их дети никогда не испытывали
унижения из-за своей бедности.
3. Предлагаемые вопросы и ответы на них используйте для написания сочинения-рассуждения.
Напишите, о чем этот текст. Какова его проблематика? В чем заключается позиция автора текста? Оцените речевое оформление текста.